Реклама... |
|
Инерциальные навигационные системы
Общие сведения. Инерциальные навигационные системы (ИНС) являются одним
из основных элементов комплексных навигационных систем и служат для определения
географических или условных координат положения ЛА на земной поверхности, составляющих
путевой скорости в выбранной системе координат, курса ЛА, углов крена, тангажа
и вертикального ускорения.
Определение координат ЛА с помощью ИНС производится двукратным интегрированием
ускорений по осям выбранной системы координат.
Рис. 1 Кинематическая
схема гироста-билизированной платформы инерциальной системы:
1 - платформа; 2, 11, 14 - гироскопы; 3, 12 - коррекционные двигатели; 4, 5
- акселерометры; 6 - внутренняя рама карданова подвеса; 7, 18 - вторые интеграторы;
8, 16 - первые интеграторы; 9, 13, 20 - датчики сигналов системы разгрузки;
10 - внешняя рама карданова подвеса; 15, 17, 19 - двигатели разгрузки
Чувствительными элементами ИНС (рис. 1) являются акселерометры и гироскопы.
Акселерометры и гироскопы располагаются на общем основании, образуя гиростабилизированную
платформу, которая помещается в систему подвеса, обеспечивающую независимость
гироплатформы от эволюции ЛА. На гироплатформе может быть расположено два или
три акселерометра и два трехстепенных или три двухстепенных гироскопа. К гироскопам
гироплатформы прикладываются корректирующие моменты, пропорциональные интегралам
от ускорений, благодаря чему размещенные на ней акселераторы постоянно занимают
горизонтальное положение.
Рис. 2 Графики изменения ускорения, скорости и пройденного пути
Интегрирование ускорения, измеряемого акселерометрами для определения скорости
и пройденного пути, показано на примере движения объекта на плоскости (рис.
2 и 3).
Рис. 3 Платформа с акселерометром
Начальная выставка ИНС. Во время работы инерциальной системы платформа с расположенными на ней акселерометрами и гироскопами должна быть не только горизонтальной, но и занимать в азимуте вполне определенное положение. В то же время перед включением системы под ток гироплатформа может находиться в произвольном положении как в азимуте, так и в горизонте. С целью приведения гироплатформы в горизонтальное положение и в определенное положение в азимуте в ИНС предусмотрен режим начальной выставки или настройки.
Инерциальные навигационные системы типа МИС. Вычисление координат в
системах типа МИС (рис. 4) производится в ортодромической системе координат.
Система обеспечивает определение составляющих пройденного пути и путевой скорости
по осям ортодромической системы координат, вертикального ускорения, углов курса,
крена и тангажа ЛА.
Рис. 4. Блок-схема
инерциальной системы типа МИС:
ПГ-1В - платформа гироскопическая; ВУБ-2В - вычислительно-усилительный блок;
ПВ-2 - пульт включения; БКС-1В - блок коррекции и связи; ББ-3В - блок балансировки;
ПУ-З0В - пульт управления; БП - блок питания; d0,
d- ортодромические начальная и текущая широты; m0,
m- ортодромические начальная и текущая долготы; аx,
аy и аz - ускорения по осям; Vx, Vy
- путевые скорости по осям
Ускорения, измеренные акселерометрами, расположенными на гироплатформе, поступают
в вычислительно-усилительный блок типа ВУБ, где производятся все необходимые
математические операции. Полученные значения координат регистрируются на счетчике
пульта ПВ или указателе УТК. Управление МИС производится с пульта управления.
Ввод начальных данных в систему осуществляется с помощью пульта ПВ. Для компенсации
систематической составляющей собственного дрейфа гироскопов служит блок балансировки
ББ.
Подготовка к работе. Для подготовки МИС к режиму "Работа" в системе осуществляется режим "Выставка", во время которого осуществляются следующие основные операции: приведение осей чувствительности акселерометров к осям координат в горизонте и азимуте, обнуление первых интеграторов, выставка вторых интеграторов в соответствии с начальными значениями координат.
Варианты выставки МИС. В системе МИС предусмотрены три варианта выставки, отличающиеся
между собой способом азимутальной выставки гироскопов:
Инерциальные курсовертикали типа ИКВ. Системы обеспечивают определение
составляющих путевой скорости, абсолютного вертикального ускорения, углов курса
(гирополукомпасного, истинного, приведенного) крена и тангажа ЛА. В отличие
от системы МИС система ИКВ не определяет составляющих пройденного пути (второе
интегрирование ускорений в ИКВ не производится).
Режимы работы. Системы типа ИКВ могут работать в одном из трех режимов: гирополукомпаса,
магнитной коррекции и коррекции.
Управление ИКВ осуществляется с пульта управления. В пульте также формируется
сигнал широтной коррекции.
Обеспечение невыбиваемости осуществляется путем помещения гиростабилизированной платформы в дополнительную раму крена.
Начальная выставка (настройка) происходит в два этапа:
Этап ускоренного выхода предусматривает выставку гироплатформы в плоскость,
параллельную плоскости основания курсовертикали, а в азимуте по одному из выбранных
направлений: по магнитному меридиану, географическому меридиану или по заданному
направлению от коррекционного механизма.
Этап точной выставки (ТВ) предусматривает точное совмещение гироплатформы с
акселерометрами и гироскопами с плоскостью истинного горизонта по сигналам акселерометров.
При этом одновременно происходит запоминание дрейфов гироплатформы по крену
и тангажу.
При выставке ИКВ в сокращенном режиме, настройки этапы ускоренного и точного
выхода аналогичны, отличие заключается лишь в том, что дрейфы гироплатформы
по крену и тангажу не запоминаются (при работе используются значения дрейфов,
определенные ранее).
Системы ИКВ имеют магнитный корректор, состоящий из индукционного датчика и
коррекционного механизма.
В полете инерциальная система выдает на указатели и потребители курс, крен, тангаж, сигнал вертикального ускорения, географические (при работе совместно с ЦВМ) и ортодромические координаты ЛА.
Контроль технического состояния комплексных навигационных систем, работающих
обычно совместно с бортовой вычислительной машиной, осуществляется на борту
ЛА с помощью встроенной в комплекс бортовой системы автоматического контроля.
|