Реклама... |
|
Демпферы и автоматы устойчивости летательных аппаратов и аппаратура, работающая в комплекте с ними
Применение демпферов на современных самолетах вызвано ухудшением их аэродинамической устойчивости из-за малой площади оперения, связанным с увеличением высот и скоростей полета.
Исполнительные элементы демпферов выполняются в виде раздвижной тяги (рулевой агрегат), включаемой обычно в разрыв проводки управления так, что управляющие воздействия пилота и рулевого агрегата суммируются на входной качалке бустера.
Рис.23 Структурная схема демпфера колебаний:
АГД - дистанционный горизонт; ДУС - датчик угловых скоростей; РУБ - рулевой усилительный блок; РАУ - рулевой агрегат управления; БУ - бустерное управление; ДСН - датчик скоростного напора; ДОС - датчик обратной связи
Действие демпфера основано на измерении угловой скорости движения ЛА относительно основных осей и преобразовании измеренной величины в пропорциональное отклонение рулей управления.
В некоторых типах демпферов (автоматов устойчивости) сигнал с датчика угловой скорости поступает в масштабное устройство, которое изменяет величину сигнала в зависимости от скоростного напора. Измерение скоростного напора производится датчиком скоростного напора (для улучшения динамических характеристик демпферов и уменьшения времени затухания переходных процессов). В закон управления вводится сигнал по угловому ускорению.
Каждый канал демпфера (рис. 23) представляет собой электромеханический статический регулятор с отрицательной жесткой обратной связью. Закон регулирования каждого канала имеет вид:
d=kw,
где d - угол отклонения руля; k - передаточное число (разное для каждого канала); w - угловая скорость колебания ЛА.
Рулевой агрегат демпфера представляет собой электромеханическую раздвижную тягу винтового типа, встраиваемую в кинематику тяг управления ЛА.
Обычно в комплекте с демпферами работают устройства, приводящие штоки рулевых агрегатов в нейтральное положение при возникновении отказов в схеме демпферов (СПН).
Кроме того, для контроля работы демпферов перед полетом и в поле используются пульты встроенного контроля типа ПКД.
В процессе эксплуатации у рулевых агрегатов управления (РАУ) проверяется состояние щеточно-коллекторного узла и потребляемый ими ток. У комплекта демпферов проверяются передаточные числа, блокировка включения при создании давления в гидросистемах, а также точность приведения штоков в нейтраль.
|