Реклама... |
|
Астрономические навигационные устройства и системы
Астрономические навигационные устройства и системы предназначены для автоматического
или полуавтоматического измерения курса и координат места ЛА. К ним относятся:
дистанционные автоматические астрокомпасы типа ДАК-Б,
ДАК-ДБ (ДАК-ДБ-5В), ДАК-И и звездно-солнечные ориентаторы типа БЦ-63, а также
визуальные астрокомпасы АК-53П, АК-59П.
Астрономические компасы. Астрономические компасы измеряют истинный или ортодромический курсы ЛА путем пеленгации небесных светил с учетом вращения Земли и координат места.
Рис. 1 Структурная электрическая
схема астрокомпаса ДАК-ДБ:
СД-1 - сельсин-датчик; Д-2 - двигатель отработки; Г - генератор; М - кренокорректор;
Д-4 - двигатель пеленгаторной головки; R2 - потенциометр; ДС - дифференциальный
сельсин; У - широта; l - долгота; d
- склонение светила; tГр- гринвичский угрл светила; ЧМ - часовой
механизм; ПК - путевой корректор; СП-1 - сельсин-приемник; ДМ - дифференциал
механический; Д-1 - двигатель отработки; ПД - потенциометрический датчик; Д-3
- двигатель отработки; СД-2 - сельсин-датчик; ПДК-45 - датчик курса
По принципу измерения курса астрономические компасы разделяются на горизонтальные
ДАК-ДБ (Рис. 1), ДАК-И и экваториальные АК-53П, АК-59П, ДАК-Б (рис. 2).
Рис. 2 Принципиальная
электрическая схема астрокомпаса ДАК-Б:
ЭДЧУ - электродвигатель часового угла; ЭДГУК - электродвигатель горизонтальной
установки кардана; ПК - потенциометр курса; ЭП - электропереключатель; ЭДК -
электродвигатель курса; ПШ - потенциометр широты; ЭДШ - электродвигатель широты;
РЧ и Кн - регулятор чувствительности и кнопка
В горизонтальных компасах решается уравнение
где fи- истинный курс самолета; А - азимут светила; КУс - курсовой угол светила.
Азимут светила вычисляется с помощью специального кинематического вычислителя - сферанта (рис. 3), воспроизводящего в пространстве параллактический треугольник: полюс мира Pм, зенит Z, место светила С.
Рис. 3 Упрощенная
кинематическая схема сферанта горизонтального астрокомпаса:
1 - часовой механизм; 2, 5, 7 - скобы; 3 - кольцо; 4 - крест; 6 - потенциометр;
- угловая скорость вращения Земли
Для определения курса с помощью экваториального астрокомпаса необходимо знать
широту f и долготу l места
ЛА, а также гринвичский часовой угол tГр светила.
При вводе в астрокомпас этих величин визирная система компаса
поворачивается на местный часовой угол светила , шкала tм-tГр-l,
часовых углов наклоняется на угол 90°-f к горизонтальной
плоскости. При визировании светила, что выполняется автоматически датчиком курса,
имеющим фотоголовку, стрелка указателя покажет истинный курс ЛА.
Визуальные астрокомпасы (АК-59П, АК-53П) построены по экваториальной
схеме и предназначены для определения истинного курса самолета по любому, светилу
днем, ночью и в сумерки. Астрокомпас содержит три вида визирных устройств: визирное
устройство для пеленгации Солнца, визирные системы для пеленгации звезд, Луны
и планет и поляризационное визирное устройство для пеленгации Солнца в поляризованном
свете.
Прибор имеет механизмы и шкалы для установки широты f
и долготы l места ЛА, склонения d
и гринвичского часового угла светила tГр.
Точность определения курса по солнечному и звездному визирным
устройствам составляет ±2°,
а по поляризационному устройству ±3°.
Дистанционный автоматический астрокомпас ДАК-Б построен по экваториальной схеме
и предназначен для автоматического определения истинного курса по Солнцу и выдерживания
его в полете. Курс ЛА определяется как угол между смоделированной (приборной)
полуденной линией и продольной осью ЛА.
Астрокомпас имеет шкалы и электромеханизмы для установки широты,
долготы места ЛА и гринвичского часового угла Солнца.
Компенсация вращения Земли осуществляется часовым механизмом посредством вращения плоскости пеленгации вокруг оси мира в направлении, видимого суточного движения светил. Компенсация продольного крена ЛА в пределах ±8° производится с помощью специального жидкостного уровня с электрическим переключателем. Поиск и визирование Солнца осуществляются автоматически с помощью электропривода, управляемого фотоэлементом. Максимальная погрешность определения истинного курса не превышает 2 - 4° при высоте Солнца от +1 до +68,5°. Во время полета производится регулировка чувствительности фотоэлектрической следящей системы в зависимости от высоты Солнца и условий погоды. Недостаточная чувствительность вызывает большие углы застоя у пеленгаторной головки и замедленную отработку фотоследящей системы. Высокая чувствительность приводит к перерегулированию в фотоследящей системе и появлению автоколебаний.
Дистанционный автоматический астрокомпаа ДАК-ДБ построен по горизонтальной
схеме и предназначен для автоматического определения истинного курса ЛА по Солнцу
и выдерживания его при полетах по заданной локсодромии или ортодромии, а также
для определения истинного курса ЛА ночью по любому светилу совместно с перископическим
секстантом СП-1. Астрокомпас ДАК-ДБ (ДАК-ДБ-5В) может служить датчиком истинного
курса для навигационного индикатора.
Компенсация суточного вращения Земли осуществляется автоматически
с помощью часового механизма и сферанта, преобразующего изменение часового угла
в изменение азимута светила. Компенсация кренов ЛА осуществляется с помощью
специального маятникового корректора, вырабатывающего поправку по курсу. Предусмотренная
в астрокомпасе связь с перископическим секстантом позволяет вручную визировать
Луну, планеты и звезды, при этом астрокомпас автоматически определяет истинный
курс ЛА.
Исходными данными для астрокомпаса, вводимыми в вычислитель вручную,
являются: широта f, долгота l,
места ЛА, гринвичский часовой угол светила tГр и склонение светила
d.
Работа фотоследящей системы может в полете контролироваться с помощью кнопки
на панели вычислителя. При нажатии кнопки стрелка указателя компаса начинает
вращаться, после отпускания кнопки показания курса на указателе восстанавливаются.
Астрокомпас измеряет курс с инструментальной погрешностью ±2°.
Измерение истинного курса в полете производится следующим образом. Включается
питание компаса и 4 - 5 раз нажимается кнопка "Подзавод" часового
механизма. На шкалах вычислителя координат устанавливаются исходные данные.
На шкалах путевого корректора устанавливаются нулевые значения пройденного расстояния
и путевой скорости. После установки переключателя в положение "ДКУ"
производится отсчет истинного курса по шкале указателя.
При подготовке к полету у астрокомпасов проверяется внешнее состояние
и работоспособность. При этом показания астрокомпаса (при наличии Солнца) сличаются
со значением стояночного курса ЛА.
При периодических видах обслуживания основные агрегаты астрокомпасов
снимаются с самолета, и у агрегатов и приборов проверяются технические характеристики
на соответствие их требованиям технических условий.
Проверка комплекта и агрегатов астрокомпасов типа ДАК-ДБ и ДАК-Б
в лаборатории производится с помощью установок УПАК-ДБ и УПАК-1) соответственно.
Звездно-солнечный ориентир БЦ-63 предназначен для определения
истинного и ортодромического курсов ЛА и его географических и ортодромических
координат при пеленгации двух светил. В дневном полете при автоматическом или
ручном вводе координат ЛА БЦ-63 используется как горизонтальный астрокомпас
для измерения курса ЛА.
Исходными данными для применения БЦ-63 при полетах ночью являются: географические координаты ЛА в момент настройки, склонения и прямые восхождения пеленгуемых светил, гринвичское звездное время в момент включения.
В дневном полете для измерения истинного курса ЛА на вычислителе
БЦ-63 устанавливаются географические координаты места ЛА, склонение .и прямое
восхождение Солнца.
Для определения навигационных элементов полета астроориентатор измеряет высоту и курсовой угол Солнца, а ночью — высоты и курсовые углы двух звезд. Измеренные координаты светил используются для расчета географических координат долготы и широты места и истинного курса ЛА.
Ортодромические координаты ЛА X, Y и истинный путевой угол ортодромии
YПУ определяются в вычислителе астроориентатора
пересчетом географических координат на основе решения сферического треугольника.
Истинный и ортодромический курсы определяются по формулам:
где А — азимут светила.
Астроориентатор решает задачу по определению местоположения и
курса ЛА, работает последовательно в режиме наведения на светило и слежения.
На рис. 4 приведена функциональная схема работы астроориентатора
в режиме наведения на светило.
Рис. 2.31.
Функциональная схема работы астроориентатора в режиме наведения на светило:
АС1, АС2 - астрономические секстанты; ЭЧ-1, ЭЧ-2 - электронные
части; n - тангаж; g -крен;
КУ1, КУ2 - курсовые углы; h1, h2
- высота светила; А1, А2 - азимуты светил; X, Y - ортодромические
координаты; ПУ - пульт управления; ОК (ИК) - ортодромическии (истинный) курс;
b - истинный путевой угол ортодромии; a1,
a2 -прямые восхождения светил, s1,
s2 - склонения светил; Sгр
- звездное гринвичское время; Ф, L - географические координаты полюса ортодромии;
f - широта места; l -
долгота места; КС-6А - курсовая система; ЦГВ-5 -центральная гировертикаль; ИЭ-41
- индикатор электронный; НУ - навигационное устройство
Автоматические секстанты астроориентатора устанавливаются
на фюзеляже ЛА, где им обеспечен круговой обзор, при изменении высоты светила
от 0° до +70°. Плата секстанта в горизонтальном полете должна быть параллельна
плоскости истинного горизонта. На плате наносится линия, параллельная продольной
оси ЛА. На корпусе секстанта нанесена стрелка, которая при установке его на
ЛА должна быть направлена к носу ЛА и быть параллельной линии, нанесенной на
плате.
Стеклянные колпаки секстантов обдуваются чистым" сухим воздухом под давлением
0,15—1,0 атм, имеющим температуру 50—70°С.
В процессе эксплуатации астроориентатора производится чистка защитных колпаков
автоматических секстантов снаружи и изнутри гигроскопической ватой, смоченной
спиртом-ректификатом. Производятся также продувка воздухом двигателей типа ДП
для очистки от щеточной пыли и промывка коллекторов бензином; чистятся контакты
часового механизма, барабаны ламельных устройств, смазываются червячные зацепления
и редукторы. Для проверки исправности астроориентатора применяется комплект
контрольно-измерительных установок типа КПА-БЦ.
|