В ноябре 1972 года после отказа от программы Lockheed AH-56A Cheyenne, а
также от предложенных в качестве замены Sikorsky S-67 и Bell Model 309, армия
США создала специальную комиссию по усовершенствованному штурмовому вертолёту (AAH
- Advanced Attack Helicopter), которая выпустила новый набор спецификаций.
Основными задачами для будущего летательного аппарата были возможность
действовать днем и ночью в сложных метеоусловиях, атаковать врага с большой
точностью, иметь превосходные летно-технические характеристики, выдерживать
боевые повреждения (множественные попадания 12,7-мм пуль не должны были
прерывать миссию и требовалась максимальная защищенность от 23-мм снарядов) и
легко обслуживаться в полевых условиях. Что касается характеристик, была
выражена заинтересованность в крейсерской скорости на высоте 4000 фт (1219,198
м) в 145 уз (268,54 км/ч), вертикальной скорости набора высоты с восемью
ракетами Hellfire и боезапасом в 320 30-мм снарядов в 450 фт/мин (2,286 м/с) и
продолжительности полета в 1 час 50 мин.
На рассмотрение были поданы материалы от Boeing-Vertol, Lockheed, Sikorsky,
Hughes и Bell. Bell Model 409, получивший обозначение YAH-63, был одним из двух,
выбранных армией США в июне 1973 года для конкурентной оценки с последующим
выбором. Его конкурентом был Hughes Model 77 (YAH-64). 22 июня 1973 года с Bell
был подписан контракт на проектирование, изготовление и типовых испытаний (фаза
1) двух летных прототипов (YAH-63A-BF) и летательный аппарат для наземных
испытаний (GTV). Bell YAH-63 включал в себя тандемную кабину с плоскими панелями
для снижения бликового обнаружения в бою. Теперь пилот был расположен в передней
кабине для улучшения видимости во время полета на предельно малой высоте.
Двухлопастный рулевой винт и трансмиссия поддерживались и защищались хвостовой
балкой и I-образным хвостовым оперением. Этот I-образный хвост играл важную роль
в обеспечении устойчивости и управляемости, а также для предотвращения случайных
ударов о землю. YAH-63 также имел трехколесное шасси высокой проходимости с
гидравлическими амортизаторами, оборудованными "стойкорезками" поглотителями
энергии для выполнения проектной скорости соударения в 42 фт/с (12,802 м/с).
Силовая установка была представлена двумя 1500-сильными турбовальными
двигателями General Electric YT700-GE-700, приводящими в движение широкохордовые
двухлопастные полужесткие основной несущий и хвостовой винты. Хорда основного
ротора, использовавшего профиль FX-69-H-083, была 42,6 дйм (1,082 м). Широкая
хорда была выбрана главным образом потому, что отвечала эксплуатационным
требованиям, допускавшим установку нескольких лонжеронов для обеспечения
живучести при воздействии 23-мм снарядов, и была в два раза менее сложной.
"Плоскокорпусная" ('flat-pack') трансмиссия имела большую медленно вращавшуюся
шевронную шестерню для повышения живучести, уменьшения шума и возможности
30-минутного "сухого" полета. Мачта несущего винта быстро втягивалась в коробку
передач при перевозки псоредством транспортной авиацией.
Систем вооружения состояла из турельной установки с 30-мм пушка с вращающимся
блоком из трех стволов XM-188 (скорострельность от 600 до 1800 выстрелов в
минуту), которая для сведения к минимуму вредного воздействия ударной волны была
установлена перед стабилизированным прицелом, и до 16 ракет воздух-земля
Rockwell AGM-114A Hellfire или семьдесяти шести 2,75 дйм (70 мм) неуправляемых
авиационных ракет, устанавливаемых в контейнерах на четырех крыльевых пилонах.
Первый прототип YAH-63 (серийный номер 73-22246) начал программу своих летных
испытаний 1 октября 1975 года, а второй прототип (серийный номер 73-22247)
последовал за ним два месяца спустя. 4 июня 1976 года первый прототип пережил
тяжелую аварийную посадку и получил незначительные повреждения. Он был
отремонтирован вовремя, приняв участие в оценке двух претендентов. Данная оценка
была проведена с июня по сентябрь 1976 года в центре технического обеспечения
полётов армейской авиации (Army Engineering Flight Activity - AEFA). В конечном
итоге сравнительные испытания между YAH-63 и YAH-64 привели 10 декабря 1976 года
к выбору проекта Hughes: в армейском руководстве решили, что двухлопастный винт
YAH-63 был более уязвимым к пвреждениям, чем четырехлопастный винт YAH-64; также
не понравилось трехстоечная схема шасси YAH-63, которая была сочтена менее
устойчивой, чем конфигурация шасси YAH-64 из двух основных стоек и одной
хвостовой стоек.
Затем все летные испытания YAH-63 прекратились и были разработаны планы
продолжения работ с силовой установкой T700.
Один Bell YAH-63 (серийный номер 73-22247) дожил до наших дней и сохраняется в
музее армейской авиации США в форте Ракер (Fort Rucker), Алабама.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
YAH-63 |
Диаметр несущего винта, м |
15.70 |
Диаметр рулевого винта, м |
2.89 |
Длина, м |
13.60 |
Высота ,м |
3.72 |
Масса, кг |
|
пустого |
2993 |
нормальная взлетная |
6795 |
максимальная взлетная |
8700 |
Тип двигателя |
2 ГТД
General Electric T700 |
Мощность, л.с. |
2 х 1680 |
Максимальная скорость, км/ч |
322 |
Крейсерская скорость, км/ч |
286 |
Практическая дальность, км |
587 |
Скороподъемность, м/мин |
492 |
Практический потолок, м |
3720 |
Статический потолок, м |
2895 |
Экипаж, чел |
2 |
Вооружение: |
30-мм пушка с
вращающимся блоком из трех стволов XM188
до 16 управляемых ракет AGM-114A Hellfire (4-8 управляемых ракет
BGM-71 TOW) и/или 76 (14) неуправляемых 70-мм ракет |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2014
|