Практически одновременно с французской "Газелью" в ФРГ компанией Messerschmitt-Bolkow-Blohm был создан вертолёт Bo 105. Он внешне за исключением "фенестрона"
во многом напоминал "Газель". Вертолет выполнен по одновинтовой схеме, с рулевым винтом и лыжным шасси. Но в отличие от SA.342 это была двухдвигательная машина
с турбовальными ГТД Allison 250-C20B с взлётной мощностью по 313 кВт. При отказе одного двигателя другой переводится на чрезвычайный режим работы, что позволяет
вернуться на свой аэродром. Благодаря более мощной силовой установке Во 105 мог взять по сравнению с "Газелью" большую нагрузку, а максимальный взлётный вес
немецкой машины был на 250 кг больше и составлял 2500 кг. Летные данные немецкого вертолёта оказались достаточно высокими. Максимальная скорость - 270 км/ч,
крейсерская - 240 км/ч. Боевой радиус действия - более 300 км. Боевая нагрузка - 456 кг.
Первый полёт Во 105 состоялся 16 февраля 1967 года, а с 1970 года начался выпуск серийных машин. Вертолёт обладал очень хорошей манёвренностью, чем не замедлила
воспользоваться компания-производитель, рекламируя Во 105 на авиакосмических салонах. Во время показательных полётов предельно облегченные машины, управляемые
опытными пилотами, выполняли фигуры высшего пилотажа. Отмечалось, что западногерманский вертолёт обладает высокой скороподъёмностью, а эксплуатационная
перегрузка составляет 3,5G.
Более половины выпущенных вертолетов Во.105С/СВ
используются в военном варианте, как
разведывательные, связные и
противотанковые вертолеты. На них
установлена французская система
прицеливания фирмы SLIM, имеющая телевизионную и ИК аппаратуру обзора в передней полусфере и лазерный дальномер.
В 1975 году командование Бундесвера приняло решение заказать 212 противотанковых вертолётов Bo 105 PAH-1 с ПТРК НОТ. На модернизированной противотанковой
модификации Bo 105 PAH-1А1 с ПТУР НОТ-2 устанавливалась французская прицельно-обзорная система прицеливания SLIM, с телевизионным и ИК каналами и лазерным
дальномером. Наиболее заметным внешним отличием модернизированного варианта стало иное расположение пластиковых контейнеров ПТУР.
Начиная с 2007 года, немецкие противотанковые Во 105 стали постепенно заменяться на новейшие ударные вертолеты Tiger. Машины, пригодные к дальнейшему
использованию, разоружили, демонтировав прицельно-поисковое оборудование. Использование Во 105 в качестве разведывательных и связных в вооруженных силах ФРГ
продолжалось до 2016 года.
Помимо противотанковых управляемых ракет по желанию заказчиков на Во 105 возможна подвеска 7,62-12,7-мм пулеметов, 20-мм пушек и блоков НАР. Поставки
противотанковых вертолётов осуществлялись с 1978 по 1984 год. В конце 80-х годов стоимость противотанкового вертолёта Bo 105 PAH-1А1 на внешнем рынке составляла
$2 млн.
Состав вооружения и БРЭО экспортных машин мог сильно отличаться от немецкого варианта. В связи с тем, что у ПТУР НОТ были проблемы с надежностью, ряд зарубежных
покупателей предпочёл американские противотанковые ракеты TOW.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Bo.105 PAH-1 |
Диаметр главного винта, м |
9.84 |
Диаметр хвостового винта, м |
1.90 |
Длина,м |
8.56 |
Высота ,м |
3.00 |
Масса, кг |
|
пустого |
1688 |
нормальная взлетная |
2380 |
максимальная взлетная |
2500 |
Внутренние топливо, кг |
320 |
Тип двигателя |
2 ГТД Allison 250-C20B |
Мощность, кВт |
|
при взлете |
2 х 313 |
при полете |
2 х 298 |
Максимальная скорость, км/ч |
270 |
Крейсерская скорость, км/ч |
240 |
Практическая дальность, км |
1112 |
Дальность действия, км |
318 |
Скороподъемность, м/мин |
540 |
Практический потолок, м |
4265 |
Статический потолок, м |
2560 |
Экипаж, чел |
2 |
Вооружение: |
система НBS 202 с 20-мм пушкой
Rheinmetall Mk.20 Rh 202 c 525 патронами или турель Emerson Flexible Turret System с 7.62-мм шестиствольным пулеметом M134 Minigun с 1000 патронами боевая нагрузка - 456 кг на 2 узлах подвески 6 ПТУР HOT или 8 ПТУР BGM-71 TOW |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2020
|