IAR-317 Airfox - легкий ударный вертолет, созданный румынской фирмой Intreprinderea de
Constructii Aeronautice (теперь Industriei Aeronautice Romane) на базе
вертолета IAR-316B (румынский вариант французского
вертолета SA.316B Alouette III).
Появившийся в результате
Airfox представлял собой "бюджетный"
вертолет огневой поддержки с экипажем из двух человек, располагавшихся
по схеме тандем (пилот располагался несколько выше оператора вооружения).
От предшественника новой машине достались колесное шасси с носовым
самоориентирующимся колесом, задняя часть фюзеляжа, хвостовая балка и
рулевой винт, а также двигатель Artouste IIIB.
Первый прототип совершил
полет в апреле 1984 года. В 1985 году после постройки
нескольких вертолетов программа была
прекращена правительством Румынии. В 1990 годах
программа была возобновлена с ориентиром на
экспорт.
Вертолет предназначен для борьбы с
танками и другими бронированными целями
на поле боя, огневой поддержки
сухопутных войск, разведки и наблюдения.
Разработка вертолета была начата в
первой половине 80-х годов, когда
руководство Румынии стремилось
обеспечить вооруженные силы страны
боевой техникой в основном собственного
производства.
При разработке вертолета IAR-317 за основу
был взят французский многоцелевой
вертолет SA.316B Alouette III, производившийся в
Румынии по лицензии под обозначением
IAR-316B. Первый полет опытного образца
вертолета состоялся в апреле 1984 года, в
1985 году вертолет был продемонстрирован
в Парижском аэрокосмическом салоне.
По сравнению с французским аналогом,
передняя часть фюзеляжа спроектирована
заново. Здесь находится двухместная
кабина экипажа, в которой летчик и
стрелок-оператор располагаются друг за
другом. Кабина имеет большую площадь
остекления и обеспечивает хороший обзор
вперед и в стороны. За кабиной экипажа
находятся отсек радиоэлектронного
оборудования и топливные баки. Кабина
экипажа, как и топливные баки, имеет
броневую защиту. Силовая установка
смонтирована в верхней части фюзеляжа
за валом несущего винта. Она состоит из
одного газотурбинного двигателя «Artouste»
IIB французской фирмы Turbomeca. Двигатель
имеет взлетную мощность 640кВт. Как и на
французском аналоге, он не закрыт
обтекателем. Запас топлива во
внутрифюзеляжных баках составляет 454кг.
Вертолет имеет трехлопастные несущий и
рулевой винты с шарнирным креплением
лопастей. Лопасти обоих винтов
цельнометаллические, рулевой винт имеет
ограждение, которое выполняет также
функции предохранительной хвостовой
опоры. Шасси вертолета не убирающееся в
полете. колесное с носовым
самоориентирующимся колесом.
Встроенное вооружение вертолета
состоит из двух 7.62-мм пулеметов,
установленных в передней части фюзеляжа.
Для размещения подвесного вооружения по
обеим сторонам фюзеляжа имеются пилоны
с тремя узлами подвески оружия на каждом.
Как и у всех боевых вертолетов, здесь
могут быть размещены пусковые установки
ПТУР (до 6 штук) и неуправляемых ракет, подвесные
пулеметные и пушечные установки,
дополнительные топливные баки. Общая
масса вооружения может составлять до 600 кг.