Первые серийные Ка-50 были выпущены в варианте, предусматривающем боевое применение только в светлое время суток. Однако еще в конце 1970-х гг, на этапе формулировки требований, было определено,
что перспективный боевой вертолет должен иметь оборудование, позволяющее использовать его не только днем, но и ночью, а также в ограниченно сложных метеоусловиях. Такими системами могли стать очки
ночного видения (ОНВ) и бортовые приборы низкоуровневого телевидения (НУТВ), использующие специальные усилители яркости и работающие при очень малых уровнях освещенности (например, звездной ночью),
тепловизионные системы (ТПС), а также единственные практически всепогодные средства - радиолокационные станции. Использование каждой из них имеет свои особенности В то время, как приборы НУТВ в идеале
должны обеспечивать экипаж вертолета близкими к реальным изображениями объектов, при применении ТПС приходится довольствоваться их тепловыми образами, а с помощью РЛС и вовсе сложно распознавать
обнаруженные малоразмерные цели - одиночные танки, БМП и т.п., зачастую являющиеся основными объектами действия боевых вертолетов (все они представляются на кабин-ном экране-индикаторе в виде трудно
идентифицируемых точек-засветок).
Поэтому поначалу ставка была сделана на аппаратуру низкоуровневого телевидения "Меркурий", макетные образцы которой были установлены на 2-й и 3-й летные экземпляры В-80 (планировалось применить ее
также на Ми-28 и самолетах Су-25Т). Параллельно московское НПО "Геофизика" отрабатывало вертолетный тепловизор ТпСПО-В, который в 1986 г. прошел испытания на опытном Ми-24В. Макетный образец его
пилотажно-прицельного варианта "Столб" был в 1990 г. установлен на 5-й экземпляр В-80 над защитным стеклом комплекса "Шквал-В".
К сожалению, первые образцы советских ночных обзорно-прицельных систем не отличались высокой надежностью, да и характеристики их оставляли желать лучшего. Комиссия, оценивавшая результаты
завершившихся в августе 1986 г государственных сравнительных летных испытаний опытных вертолетов В-80 и Ми-28, отметила, что ни тот, ни другой не выполняют оговоренного техническим заданием требования
ведения боевых действий ночью Поэтому, когда постановлением Правительства от 14 декабря 1987 г В-80 был признан победителем конкурса и запущен в серийное производство, ОКБ им Н.И Камова было
предписано в кратчайшие сроки модернизировать комплекс бортового оборудования вертолета для обеспечения его круглосуточного боевого применения
Однако отставание СССР в области разработки ночных обзорно-прицельных систем (в США вертолеты АН-64А "Апач", укомплектованные системой TADS/PNVS с пилотажным и прицельным инфракрасными датчиками
FLIR, выпускались серийно еще с 1984 г), усугубившееся общим кризисом в экономике страны и катастрофическим сокращением финансирования большинства работ оборонной тематики, не позволило выполнить
поставленную задачу Кроме того, негативную роль сыграла радикальная смена основного направления в создании комплекса ночного оборудования, случившаяся в начале 1990-х гг. Доводка аппаратуры
"Меркурий", а также создание других систем телевизионного типа были признаны нецелесообразными, поскольку как отечественный, так и зарубежный опыт свидетельствовал, массогабаритные характеристики
ночных "телевизоров" при существовавшей элементной базе не позволяют разместить их на летательных аппаратах фронтовой и армейской авиации Поэтому проекты В-80В, В-80Ш-2 и другие, базировавшиеся на
применении "Меркурия", развития не получили.
Постепенно основное внимание в СССР, как и в США, было переключено на создание систем тепловизионного (инфракрасного) типа. В 1993 г ОКБ им Н И Камова выпустило эскизный проект ночного варианта
Ка-50 Для него на Красногорском оптико-механическом заводе "Зенит" (ныне - ПО "Красногорский завод") началась разработка круглосуточного варианта обзорно-прицельного комплекса "Шквал-В", в состав
которого предполагалось дополнительно включить ночной канал на основе тепловизоров, спроектированных в московском НПО "Геофизика" и казанском Государственном институте прикладной оптики (ГИПО) Однако
из-за недостаточного финансирования создание серийного образца тепловизора задерживалось, поэтому в середине 1990-х гг камовцы решили временно использовать вместо него импортные приборы Получив
согласие российского правительства, ОКБ заключило контракт с французской фирмой "Томсон" (Thomson) о поставке для испытаний на вертолетах Ка-50 нескольких образцов их тепловизионных систем Один из них
в контейнерном исполнении демонстрировался во время выставки МАКС-95 на 10-м летном экземпляре Ка-50 (бортовой No. 020).
К середине 1990-х гг. на ведущем российском предприятии по разработке оптико-электронных систем - Уральском оптико-механическом заводе (УОМЗ, г. Екатеринбург) - была создана концепция построения
перспективных систем такого типа для вертолетов, самолетов и других видов военной техники на принципе стабилизации линии визирования посредством высокоточных гироскопических датчиков, шаровой опоры и
трехкоординатного моментного двигателя. Эта концепция позволила в короткие сроки создать на УОМЗ целую серию высокоэффективных ОЭС, получивших общее название "гиро-стабилизированные оптико-электронные
системы" (ГОЭС). Конструктивно такая система выполнена в виде подвижного шара одного из нескольких типоразмеров (диаметр оптико-механического блока 640, 460 или 360 мм), внутри которого могут
размещаться от одного до 4-5 оптико-электронных модулей, выполняющих функции информационных каналов дневной или низкоуровневый (сумеречный) телевизионные каналы, тепловизор, лазерный
дальномер-целеуказатель, пеленгатор лазерного подсвета, лазерно-лучевая система управления ПТУР, инфракрасный пеленгатор ПТУР и др. Тем самым ГОЭС обеспечивают принцип многоканальности
обзорно-прицельных систем при единстве линии визирования для всех оптико-электронных модулей с очень высокой степенью стабилизации ее положения в пространстве и возможностью изменения положения в
широком диапазоне (±235° по азимуту и до 160° по углу места) с высокой угловой скоростью (до 60 град./с).
Одной из первых ГОЭС, разработанных на УОМЗ, стала гиростабилизированная оптико-электронная система "Самшит-50", предназначенная для размещения на вертолетах семейства Ка-50. В начале 1997 г она
была установлена на восьмом экземпляре Ка-50 (первая машина, выпущенная серийным заводом, бортовой No. 018) в носовой части фюзеляжа, над оптическим окном штатного дневного лазерно-телевизионного
комплекса "Шквал-В" Переоборудованный таким образом вертолет получил название Ка-50Ш. Первый вылет на нем выполнил летчик-испытатель Олег Кривошеий 4 марта 1997 г, а уже спустя 10 дней Ка-50Ш в
паре с обычным Ка-50 из Центра боевого применения Армейской авиации в Торжке (бортовой No.22) отбыл на международную выставку вооружений IDEX '97, проводившуюся с 16 по 20 марта в Абу-Даби (ОАЭ). Там
"дневная" машина участвовала в программе показательных полетов, а также впервые выполняла показательные боевые стрельбы из пушки, пуски НАР и ПТУР.
ГОЭС "Самшит-50" вертолета Ка-50Ш выполнена в виде шара диаметром 640 мм с четырьмя оптическими окнами, вмещающего четыре основных канала: лазерный дальномер-целеуказатель, телевизионный канал,
лазерно-лучевую систему управления ПТУР "Вихрь" и тепловизор Victor французской фирмы "Томсон". Ночное оборудование вертолета обеспечивало обнаружение малоразмерной цели типа "танк" на расстоянии не
менее 7 км и точное прицеливание на дальности 4,5-5 км. Помимо оптико-электронных средств, одноместная ночная машина оснащалась радиолокационным комплексом "Арбалет" (разработка корпорации "Фазотрон-НИИР"),
антенна которого размещалась в обтекателе над колонкой несущих винтов. РЛС совместно с модернизированным бортовым комплексом обороны вертолета обеспечивала предупреждение летчика об атаке со стороны
самолетов или ракет противника. Усовершенствованное пилотажно-навигационное оборудование Ка-50Ш было дополнено приемником системы спутниковой навигации, а автоматический планшет ПА-4-3 с бумажной
картой местности уступил место навигационному цветному жидкокристаллическому индикатору, на который выводилась уже цифровая карта.
В дальнейшем машина получила новый интегрированный комплекс бортового оборудования разработки Раменского приборостроительного конструкторского бюро (РПКБ), строившийся по принципу открытой
архитектуры на основе мультиплексных каналов информационного обмена. Основу информационно-управляющего поля кабины летчика стали составлять три многофункциональных цветных жидкокристаллических
индикатора и модифицированный ИЛС. Одновременно системы "Шквал" и "Самшит-50" поменяли местами: шар ГОЭС переместили вниз, а окно комплекса "Шквал", наоборот, приподняли вверх В состав
модифицированной ГОЭС "Самшит-50" был включен тепловизор французской фирмы SAGEM (вместо "Томсон"). Арсенал Ка-50Ш был пополнен управляемыми ракетами "воздух-поверхность" Х-25МЛ с полуактивной
лазерной системой наведения, а для поражения воздушных целей и самообороны Ка-50Ш мог применять ракеты "воздух-воздух" типа Р-73 и 9М39 "Игла-В" Обновленный Ка-50Ш был подготовлен в июне 1999 г. и
показывался на выставке в Нижнем Тагиле, а затем на МАКС-99.
В рамках работ по исследованию наиболее рационального построения комплекса оборудования одноместного вертолета на фирме "Камов" в 1999 г. на базе 4-го летного экземпляра Ка-50 (бортовой
No. 014) был
подготовлен еще один опытный вертолет, оснащенный двумя гиростабилизированными оптико-электронными системами. Обе были установлены в носовой части фюзеляжа (комплекс "Шквал" при этом упразднили).
Верхняя система (ГОЭС-520, диаметр оптико-механического блока 360 мм), имеющая телевизионный и тепловизионный каналы, предназначалась для решения задач навигации и пилотирования, а нижняя (ГОЭС-330,
диаметр 460 мм), состоявшая из телевизионного, тепловизионного и лазерного каналов, - для обнаружения целей, прицеливания и ведения огня.
Для обеспечения безопасного пилотирования Ка-50 ночью (в т ч модификаций, не имеющих бортового "ночного" оборудования) специалисты фирмы "Камов", НПО "Орион" и "Геофизика-НВ" предложили оснащать их
экипажи очками ночного видения ОНВ-1. Такие очки успешно прошли испытания на Ка-50 летом 1999 г. и демонстрировались на МАКС-99.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Ка-50Ш |
Диаметр главного винта, м |
14.50 |
Длина,м |
13.50 |
Высота ,м |
4.90 |
Масса, кг |
|
пустого |
7692 |
нормальная взлетная |
9800 |
максимальная взлетная |
10800 |
Тип двигателя |
2 ГТД Климов ТВ3-117ВМА |
Мощность, кВт |
2 х 1660 |
Максимальная скорость, км/ч |
390 |
Крейсерская скорость, км/ч |
270 |
Практическая дальность, км |
1160 |
Дальность действия, км |
460 |
Скороподъемность, м/мин |
600 |
Практический потолок, м |
5500 |
Статический потолок, м |
4000 |
Экипаж, чел |
1 |
Вооружение: |
одна 30-мм пушка 2А42 с 500 патронами боевая нагрузка - 2000 кг на 4 узлах подвески
4х3 ПТУР Вихрь или УР воздух-воздух или 80х 80-мм НУР или контейнеры с пушками или пулеметами |
Доп. информация : |
|
|
Фотографии:
|
Уголок неба. 2020
|