Еще в 1984 г., когда полным ходом шли сравнительные испытания В-80 и Ми-28, ОКБ им. Н.И. Камова выступило с предложением о создании специализированного вертолетного оптико-электронного и
радиолокационного комплекса, предназначенного для ведения разведки на поле боя, выдачи целеуказания и обеспечения групповых действий боевых вертолетов-штурмовиков Носителем такого комплекса должен был
стать новый вертолет В-60, который проектировался также в многоцелевом, транспортном и корабельном вариантах (в настоящее время он получил развитие в виде армейского многоцелевого вертолета Ка-60).
Подобный комплекс был призван повысить эффективность применения групп боевых вертолетов, не оснащенных столь сложными и дорогими средствами разведки и наблюдения.
К сожалению, известные события в экономике страны на рубеже 1980-1990-х гг. и в последующие годы значительно затормозили программу разработки нового вертолета. В связи с этим Генеральный конструктор
ОКБ им Н И Камова С В Михеев принял решение о перенесении комплекса разведки и целеуказания на модификацию уже запущенного в серийное производство Ка-50, которая, с учетом сохранения на ней системы
вооружения, могла бы использоваться не только для разведки, но и для ведения самостоятельных боевых действий, в частности, ночью и в ограниченно сложных метеоусловиях. Для управления комплексом
оптико-электронного и радиолокационного разведывательного оборудования потребовался второй член экипажа. Его решено было разместить рядом с пилотом, а не друг за другом, как принято на большинстве
армейских боевых вертолетах мира. Размещение двух членов экипажа рядом должно было облегчить их взаимодействие, особенно на таких сложных режимах, как полет на предельно малых высотах. Кроме того,
исключалась необходимость дублирования ряда приборов.
Первый вариант двухместной разведывательно-ударной модификации Ка-50, представленный в сентябре 1994 г. макетной комиссии, был выполнен с максимально возможным использованием агрегатов и деталей
серийной машины. Так, остекление кабины собиралось из готовых элементов, применяемых на Ка-50. Широкая кабина с угловатыми очертаниями ухудшала обтекаемость вертолета и увеличивала его
радиолокационную заметность. Поэтому такой вариант (его полноразмерный макет демонстрировался на МАКС-95) был отвергнут макетной комиссией, которая рекомендовала переделать переднюю часть фюзеляжа
двухместного вертолета, оснастив кабину новым остеклением. Подобная компоновка была выполнена к середине 1996 г., когда на опытном производстве фирмы "Камов" началось изготовление первого образца
Ка-52.
Для постройки первого Ка-52 решено было использовать серийный Ка-50 №01-02, носивший ранее бортовой № 021. У вертолета была демонтирована, передняя часть фюзеляжа до шпангоута № 18, вместо которой
в стапеле началась сборка и пристыковка новой. Работы были завершены к ноябрю 1996 г., одновременно машину оснастили сразу несколькими обзорно-прицельными системами с целью выбора наиболее
рационального варианта оборудования. В таком виде Ка-52, окрашенный в черный цвет и получивший новый бортовой номер 061 ("изделие 806", № 01), был впервые представлен журналистам 19 ноября 1996 г
Буквально накануне этого, пока только наземного показа, он обрел новое звучное имя "Аллигатор", которое крупными белыми буквами нанесли на левый борт фюзеляжа.
Что же представляла собой первая двухместная модификация "Черной акулы"'' По заявлениям разработчиков, на 85% Ка-52 был унифицирован с серийным Ка-50. От него "Аллигатор" унаследовал силовую
установку, несущую систему, крыло, оперение, шасси, среднюю и хвостовую части фюзеляжа. Главное отличие - новая передняя часть с двухместной кабиной, в которой члены экипажа размещаются рядом на
катапультируемых креслах К-37-800 - таких же, как на Ка-50. В кабину они попадают через откидывающиеся вверх створки фонаря. Ручки управления вертолетом есть как на левом месте, так и на правом.
Приборное оборудование кабины стало новым - большую часть традиционных электромеханических указателей заменили жидкокристаллические дисплеи. Необходимая пилотажная и прицельная информация выводится
также на ИЛС летчика. В распоряжении штурмана-оператора имеется бинокуляр-перископ оптической системы с большой кратностью увеличения, визир которой расположен в сферическом обтекателе под кабиной.
Перед колонкой несущих винтов на верхней поверхности фюзеляжа смонтировали ГОЭС "Самшит-Э" в подвижном шаре диаметром 640 мм. Она включала дневную телевизионную систему, тепловизор (французского
производства), лазерный дальномер-целеуказатель и пеленгатор лазерного пятна. Кроме того, на первом экземпляре Ка-52 под носовым обтекателем фюзеляжа на поворотной (в пределах ±110°) установке была
размещена круглосуточная обзорно-прицельная система "Ротор" с двумя оптическими окнами, в одном из которых устанавливался датчик французского тепловизора "Виктор" В дальнейшем вместо ОПС "Ротор" в
доработанном носовом обтекателе предполагалось разместить часть модулей многофункционального радиолокационного комплекса "Арбалет", включая антенну обнаружения наземных целей. Другую часть этого
комплекса, предназначенную для обнаружения воздушных целей, планировалось установить в обтекателе над колонкой несущих винтов. Вооружение вертолета дополнили аналогично Ка-50Ш. Наличие в кабине
второго рабочего места позволяет использовать вертолет для тренировок летчиков одноместных Ка-50.
.Что касается летных характеристик двухместного варианта, то вполне понятно, что по сравнению с Ка-50 они несколько ухудшились Оборудование рабочего места штурмана-оператора и размещение ряда новых
систем привели к увеличению взлетной массы с 9800 до 10400 кг, что при сохранении прежней силовой установки повлекло, например, уменьшение статического потолка с 4000 до 3600 м, а динамического - с
5500 до 5000 м. В дальнейшем фирма "Камов" планирует повысить летные характеристики Ка-52 за счет применения более мощных двигателей ВК-2500 (ТВЗ-117ВМА-СБЗ) совместной разработки санкт-петербургского
"Завода им. В.Я. Климова" и ОАО "Мотор Сич", развивающих мощность 2500 л.с на взлетном и 2700 л.с. на кратковременном чрезвычайном режимах.
Первый экземпляр Ка-52 в декабре 1996 г., еще до начала летных испытаний, был продемонстрирован на авиационной выставке "Аэро Индия-96" в городе Бангалор. После возвращения домой подготовка к
первому вылету была возобновлена 25 июня 1997 г. вертолет поднял в воздух летчик-испытатель А. Смирнов.
Несмотря на неполное финансирование проекта, работы по созданию "Аллигатора"
не прерывались. Летные испытания винтокрылой машины, начавшиеся летом 1997 года,
потребовали от конструкторов внесения ряда изменений как в конструкцию, так и в
приборное оснащение.
Так, например, была существенно переработана геометрия носовой части фюзеляжа,
что позволило довести аэродинамику вертолета до уровня Ка-50. Теперь немного
потяжелевший Ка-52 способен выполнять тот же самый набор уникальных фигур
пилотажа. К ним относится, например, "воронка": вертолет перемещается в боковом
полете по широкому кругу над наземной целью с наклоном вниз и с точным прицелом
на нее. Что позволяет эффективно уклоняться от средств ПВО.
Доводка Ка-52 до его нынешнего уровня, можно сказать, идеального
командно-ударного вертолета продолжалась до 2006 года. В 2008 году началось
серийное производства "Аллигатора". На вооружение армейской авиации он поступил
в 2011 году. На настоящий момент в ВВС России эксплуатируются 68 этих
вертолетов. Согласно контракту с Оборонпромом ОКБ Камова поставит в российскую
армию 146 "Аллигаторов". 32 из них будут иметь корабельную модификацию Ка-52К.
Главным отличием Ка-52 от Ка-50 является мощная авионика. По мере продвижения
изделия от опытного образца к серийно выпускающимся вертолетам она постоянно
улучшалась по мере разработки новейших средств навигации, разведки, целеуказания
и противостояния средствам наведения противника.
На Ка-52 установлен многофункциональный комплекс пятого поколения
"Аргумент-2000", который является базовым комплексом для семейства аппаратов
марки "Ка" различного назначения. "Аргумент-2000", также известный как
БРЭО-52, базируется на интерфейсе ГОСТ Р 52070-2004 (эквивалент стандарта
Mil-Std-1553B).
"Аргумент-2000" отличается от своих
предшественников открытой архитектурой построения. К числу унифицированных
частей комплекса относятся БЦВМ "Багет-53", пилотажно-навигационный комплекс
ПНК-37ДМ, обзорно-пилотажная система круглосуточного действия ТОЭС-520, бортовой
комплекс связи БКС-50, комплекс обороны и другие. Вся необходимая информация в
кабине выводится на многофункциональные цветные индикаторы и нашлемные
индикаторы летчиков. Управление бортовым оборудованием у каждого пилота
сосредоточено на многофункциональном пульте и на рукоятках рычагов управления
вертолетом.
В состав комплекса "Аргумент-2000" в качестве подкомплекса входит двухканальная РЛС
РН01 "Арбалет-52", разработанная
компанией "Фазотрон-НИИР" специально для Ка-52 и впоследствии примененная на
Ка-60. Серийное производство началось в 2011 году. Канал РЛС с носовой
антенной и большой апертурой служит для поиска и атаки целей, а также для
выполнения низковысотного полета в сложных погодных условиях. Другой канал РЛС с
надвтулочной антенной и меньшей апертурой обеспечивает круговой обзор в
интересах противоракетной обороны вертолета и общего контроля воздушной
обстановки.
"Арбалет" способен
сопровождать на проходе до 20 целей. При этом танк обнаруживается на расстоянии
12 км, штурмовик – 15 км, ракета "Стингер" - 5 км. РЛС предупреждает о
приближении препятствий типа проводов ЛЭП за 500 м. При этом погрешность
измерения расстояния до цели не превышает 20 м, а угловые погрешности – до 12
минут. "Арбалет" обслуживает прицельную и навигационную системы, участвует в
противоракетной защите, предупреждает о препятствиях и опасных метеообразованиях.
Пилотирование Ка-52 днем и ночью осуществляется с использованием
обзорно-поисковой системы (ОПС). Основу ОПС составляют ТОЭС-520, шарообразная
головка которой размещена слева под носовой частью кабины экипажа, и нашлемная
система целеуказания и индикации (НСЦИ). ТОЭС имеет тепловизионный и
низкоуровневый телевизионный каналы, а НСЦИ – нашлемные микродисплеи. С их
помощью пилоты могут круглосуточно осуществлять обзор местности, обнаруживать
препятствия и ориентиры, производить посадку на необорудованные и неосвещенные
площадки. Для выполнения низковысотного полета в сложных погодных условиях
наряду с ТОЭС используется канал РЛС подкомплекса "Арбалет-52". Управление
головкой ТОЭС производится автоматически от сигналов датчиков позиционирования,
отслеживающих положения шлема пилота.
В носовой части вертолета установлена оптико-электронная система ГОЭС-451
Уральского оптико-механического завода, запущенная в производство в том же 2011
году. Оснащена ТВ-камерой (с широким и узким полем зрения), тепловизором,
лазерным дальномером-целеуказателем, датчиком лазерного облучения и системой
наведения ПТУР. А совсем недавно визуальную систему дополнили еще и системой
ТОЭС-520, использующуюся для ночных полетов. В ней задействованы более
чувствительные ТВ-камера и инфракрасная камера. Помимо этого пилоты оснащены
очками ночного видения. ГОЭС-451 позволяет обнаруживать цели днем на расстоянии
до 10 км, ночью – 6 км. Использование ТОЭС-520 улучшает эти характеристики.
Для обнаружения и атаки цели в сложных погодных условиях ГОЭС сопряжена с
каналом РЛС подкомплекса "Арбалет-52". Изображение цели и окружающей местности
индицируется на многофункциональных цветных дисплеях на приборной доске и
дублируется на нашлемных микродисплеях НСЦИ. Управление головкой ГОЭС подобно
управлению ТОЭС-520.
Все "щупальца" системы прицеливания и пилотирования (ИК, РЛС, ТВ, лазер) сведены
к интегрированному бортовому комплексу электронного оборудования с открытой
архитектурой "Аргумент-52". В распоряжении пилотов имеются пять цветных
ЖК-дисплеев на приборной доске плюс один монитор меньших размеров между ног на
месте левого летчика. Также имеется индикатор на фоне лобового стекла ИЛС-31 для
левого пилота. В стадии внедрения находится система нашлемного целеуказания.
Вооружение Ка-52 размещается на шести узлах подвески под крыльями, пушка
встроена в фюзеляж. Вертолет оборудован системой катапультирования экипажа с
предварительным отстрелом лопастей винта.
Стрелково-пушечное вооружение - 30-мм автоматическая пушка 2А42 (аналогичная
штатной пушке БМП-2) с боезапасом 500 выстрелов. Пушка подвижна в двух
плоскостях, имеет селективное питание (способна применять разные боеприпасы по
выбору оператора) и переменный темп стрельбы.
Управляемое ракетное вооружение включает ПТУР 9К113У "Штурм-ВУ" (на Ка-50 и
прототипах - "Вихрь") с ракетами семейства "Атака". Используются 9М120−1 с
тандемной кумулятивной БЧ (против бронетехники) и 9М120Ф-1 (фугасная с
объемно-детонирующей смесью). Также против воздушных целей могут применяться
ракеты "Игла-В".
Дальнейшее повышение эффективности противотанкового управляемого вооружения
связано с применением новых УР: 16 многоцелевых дальнобойных ПТУР "Гермес-А"
всепогодного применения, 16 многоцелевых ПТУР "Хризантема" ближнего боя
всепогодного применения и 16 модифицированных ПТУР "Атака-М" ближнего боя
круглосуточного применения.
Неуправляемой вооружение включает НАР типов С-13 и С-8, свободно падающие бомбы
и бомбовые кассеты в калибрах 100−500 кг, зажигательные баки. Также могут
применяться пушечные контейнеры.
Серийное производство установочной партии Ка-52 на заводе "Прогресс" начато
29.10.2008 г. К концу 2008 г. завершен первый этап государственных испытаний
вертолета и государственная комиссия приняла предварительное заключение по
выпуску установочной партии Ка-52. Первые три вертолета установочной серии
поставлены в ВВС России в 2009 г. Программа государственных испытания Ка-52
завершена в 2010 г. В 2011 г. начаты поставки в ВВС серийных вертолетов Ка-52. В
ноябре 2011 г. успешно завершена программа государственных испытаний Ка-52 с
модернизированным прицельно-навигационным комплексом - с РЛС "Арбалет".
Последняя партия 2011 г. - 4 вертолета - поставлены в ВВС (Черниговка) с РЛС
"Арбалет", позже планируется модернизировать ранее поставленные вертолеты.