В 1985 году впервые оторвался от земли "Линкс" Мк.7. Отдельные нововведения, внедренные на этой модификации, уже были опробованы ранее, на варианте Мк.5. При
модернизации вертолета большое внимание было уделено, пожалуй, самому главному недостатку "Линкса" - высокому уровню вибраций и шума в кабине. На Мк.7 установили демпфер для гашения колебаний,
генерируемых несущим винтом, изменили направление вращения рулевого винта на противоположное. На кабине появился контейнер с датчиками инфракрасной и телевизионной систем прицеливания. Наличие новой
системы существенно повысило боевые возможности вертолета при действиях в плохую погоду и ночью. От Мк.5 к Мк.7 перешла и силовая установка - "Джем-41 -1". В месте соединения хвостовой балки с
фюзеляжем на выхлопные сопла двигателей установили систему подавления инфракрасного излучения, струя горячих выхлопных газов выбрасывалась в большой объем воздуха, и ее температура значительно
уменьшалась. За характерный внешний вид диффузоры этой системы прозвали "мусорными ящиками".
В подразделения британской армии поступление вертолетов АН Мк.7 началось в 1988-м. При этом было построено только 5 новых машин, остальные переделали из более ранних
модификаций. В очередной и последней на сегодняшний день модификации "Линкса" - АН Мк.9 нашли применение многие конструктивные решения, опробованные на "Линксе" 3. В частности, новые лопасти несущего
винта и трехопорное колесное шасси. Наконец-то наземный персонал вздохнул с облегчением: все-таки катить легче, чем толкать, а на малом газу вертолет мог передвигаться по аэродрому самостоятельно.
Машину снабдили новой системой ночного видения, позволявшей применять не только ПТУР "ТОУ" или "ХОТ", но и гораздо более мощные американские ПТУР "Хеллфайр". В 1989 г. "Линкс" АН Мк.9 поступили на
вооружение 2-й эскадрильи 9-го полка 24-й воздушно-десантной бригады. Многоцелевой вариант "Линкса", в отличие от своего морского собрата, не получил широкого распространения в мире. Кроме британской
армии, сухопутные "Линксы" закупила только полиция Катара.
На долю армейских "Линксов" не выпало громкой боевой славы, частицы которой достались их морским собратьям. Тем не менее, вертолеты успели "понюхать пороху". Едва
поступив на вооружение британской армии, "Линксы" отправились в Северную Ирландию, где применялись для обеспечения действий армейских подразделений против ирландских террористов. Англичане не любят
шума вокруг событий в Ольстере, и возможно, поэтому подробных публикаций в западной прессе о боевом применении вертолетов в этом регионе не было. Известно только то, что они использовались довольно
интенсивно, а бойцам ирландской республиканской армии удалось сбить "Уэссекс". О потерях "Линксов" не сообщалось. В Югославии "Линксы" выполняют те же задачи, что и в Северной Ирландии. Впервые они
появились на Балканах в феврале 1995-го, когда два "Линкса" АН.7 664-й эскадрильи доставили в Сплит для действий в составе Ооновских сил по поддержанию мира. Вертолеты были покрашены в белый цвет, а
на бортах красовались большие черные буквы "UN". Уже в Сплите в боковых проемах дверей установили 7,62-мм пулеметы, а направляющие ПТУР "ТОУ" демонстрировали для увеличения веса полезной нагрузки. В
августе в Югославию перебросили 24-ю аэромобильную бригаду, на вооружении которой имелись девять вертолетов "Линкс" АН.7 и девять "Линкс" АН.9. Но работы для них не нашлось, и они вместе с другими
вертолетами бригады вернулись в Англию. В конце 1995-го "Линксы" вновь появились в бывшей Югославии, на сей раз, это были 16 вертолетов 656-й и 664-й эскадрильи. Они применялись для перевозок солдат и
наблюдения, а один из них использовался как воздушный командный пункт с передовой базы в Горни-Вакуф.
Модификации
: |
|
|
Lynx
AH.7 |
модификация с
ГТД Rolls-Royce Gem Mk 41-1 |
Lynx
AH.9 |
модификация с
ГТД Rolls-Royce Gem Mk 42-1 |
Battlefield Lynx |
вариант с смонтированной на кабине
системой наведения для 8 ПТУР BGM-71 TOW. |
Battlefield Lynx 800 |
вариант Battlefield Lynx с ГТД LHTEC
(Allison/Garrett) T800. |
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Lynx AH.9 |
Диаметр главного винта, м |
12.94 |
Диаметр хвостового винта, м |
2.36 |
Длина,м |
15.24 |
Высота ,м |
3.73 |
Масса, кг |
|
пустого |
3178 |
максимальная взлетная |
5125 |
Внутренние топливо, л |
973 + опционально 214 |
Тип двигателя |
2 ГТД Rolls-Royce Gem Mk 42-1 |
Мощность, кВт |
2 х 846 |
Максимальная скорость, км/ч |
306 |
Крейсерская скорость, км/ч |
256 |
Практическая дальность, км |
685 |
Скороподъемность, м/мин |
756 |
Практический потолок, м |
|
Статический потолок, м |
3230 |
Экипаж, чел |
2 |
Полезная нагрузка: |
10 солдат или 3 носилок с сопровождающим или 907 кг груза в кабине или 1361 кг груза на подвеске |
Вооружение: |
две 20-мм пушки Oerlikon KAD-B с 570 патронами и
один 7.62-мм пулемет Боевая нагрузка на 2 узлах подвески: 8 ПТУР BGM-71 TOW или HOT или AGM-114 Hellfire (+ 8 в кабине), или 2 ПУ 68-мм или 70-мм НУР, поставщик мин Valsella VS-MD H, Возможна подвеcка УР воздух-воздух или воздух-поверхность . |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2012
|