Опыт эксплуатации Ми-24А в частях выявил выявил серозный недостаток - неудовлетворительный обзор из кабины летчика. Устранением его ОКБ начало заниматься в 1971 году, спроектировав принципиально
новую носовую часть: летчик и оператор размещались в изолированных кабинах тандемно и на разных уровнях (обе кабины имели бронестекла). При этом удалось избавиться от затенения элементами конструкции
прибора наблюдения системы «Радуга-Ф» и антенны командной радиолинии управления в секторе ±60° по азимуту, что было достигнуто установкой систем по бортам ниже обвода фюзеляжа. Размещавшийся на Ми-24А
в кабине патронный ящик был перенесен ниже уровня пола и стал обслуживаться снаружи.
Кроме того, летчики жаловались, что на некоторых режимах полета (например, висении с левым боковым ветром в условиях влияния земли) им не хватает запаса путевого управления. Эта проблема была
решена в 1974 г. переносом рулевого винта с правого борта на левый. Винт из толкающего превратился в тянущий, потери от обдувки балки возросли, зато, за счет изменения направления вращения его
окружающая скорость стала складываться с индуктивным потоком несущего винта, в результате тяга рулевого винта значительно увеличилась. Так окончательно сложился внешний облик вертолета Ми-24.
Два опытных прототипа Ми-24 были оснащены новой носовой частью на опытном производстве МВЗ в начале лета 1972 г. На них, помимо высокотемпного пулемета, предусматривалась установка нового
противотанкового комплекса со сверхзвуковыми ПТУР "Штурм-В". Поэтому изначально первым вертолетам с раздельными кабинами было присвоено название Ми-24В. К сожалению, доводка серийного комплекса
"Штурм" затянулась, и в серийное производство в 1973 г. поступил вариант вертолета с раздельными кабинами, но с комплексом вооружения как на Ми-24Б. Этот промежуточный вариант получил обозначение
Ми-24Д.
Госиспытания Ми-24Д проходили с февраля по ноябрь 1974 года. Ведущими по машине были инженер Г.И.Кузнецов, летчики-испытатели С.В.Петров, М.В.Разомазов и Л.З.Татарчук.
Годом раньше к серийному производству Ми-24Д подключились сразу два завода - в Арсеньеве и Ростове-на-Дону. Приказ о запуске в серийное производство на Ростовском вертолетном заводе Ми-24Д вышел 13
февраля 1972 г., а в 1973 г. ростовчане сдали заказчику первые пять серийных вертолетов Ми-24Д. Всего до 1977 г. построили около 350 Ми-24Д. В 1980 г. появилась учебная модификация Ми-24ДУ, полученная
путем переделок, аналогичных примененным при создании Ми-24У на базе Ми-24А. На экспорт вертолет Ми-24Д шел с несколько измененным оборудованием под обозначением Ми-25.
Необходимо отметить, что вертолет Ми-24Д в НИИ ВВС прошел широкий спектр испытаний и исследований. С положительными результатами завершились испытания вертолета и его противообледенительной системы
в условиях естественного обледенения в Заполярье. Исследованы возможности Ми-24Д и отработаны рекомендации по выполнению взлетов и посадок в горных условиях при высоких температурах воздуха. Проведены
исследования по выполнению прерванного и продолженного взлета, выполнению посадок с одним работающим и двумя отказавшими двигателями. Наконец, в полном объеме были завершены войсковые испытания
Ми-24Д. Все это естественно распространялось и на последующие модификации.
На боевом вертолете Ми-24Д отработали широкий набор фигур и элементов боевого маневрирования: вираж, разворот, форсированный разворот, горка, боевой разворот, поворот и разворот на горке,
пикирование и другие.
Модификации
: |
|
|
Ми-24Д |
основная модификация |
Ми-25 |
экспортный вариант вертолета Ми-24Д. |
Ми-35П |
экспортный вариант вертолета Ми-24Д. |
Ми-24РХР |
вариант (на основе Ми-24Д)
радиохимической разведки с концевыми крыльевыми узлами для
размещения средств радиационной / химической / бактериологической
разведки и со снятыми оптико-прицельной и радиокомандной системами в
носовых обтекателях. |
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Ми-24Д |
Диаметр несущего винта, м |
17.30 |
Диаметр рулевого винта, м |
3.91 |
Длина,м |
21.50 |
Высота ,м |
|
Размах крыла, м |
6.66 |
Масса, кг |
|
пустого |
8340 |
нормальная взлетная |
11100 |
максимальная взлетная |
11500 |
Тип двигателя |
2 ТВаД Климов ТВ3-117 |
Мощность, л.с. |
2 х 2200 |
Максимальная скорость, км/ч |
320 |
Крейсерская скорость, км/ч |
270 |
Перегоночная дальность, км |
1125 |
Боевая дальность, км |
595 |
Практический потолок, м |
4500 |
Статический потолок, м |
1300 |
Экипаж, чел |
3 |
Полезная нагрузка: |
до 8 солдат или 4 носилок или 1500 кг груза (максимально - 2400 кг) или 2000 кг на внешней
подвеске |
Вооружение: |
один 12.7-мм четырехствольный пулемет ЯкБ-12.7 (на подвижной установке УСПУ-24, БК=1470 патронов) Боевая нагрузка - до 2400 кг на 6 узлах подвески: 4хПТУР
9М17П Фаланга-ПВ, 4хУБ-32А-24 (128 НАР С-5М1, С-5МО, С-5КБП, С-5КО и С-5-О), 8хОФАБ-100, 4хОФАБ-250, 4хРБК-250, 2хРБК-500, 2хКМГУ-2, 2хОДАБ-500, 2хЗБ-500 |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2004
|