Основу армейской авиации России составляют боевые вертолеты Ми-24, имеющие неуправляемое стрелково-пушечное вооружение и ракеты, а также высокоточные управляемые ракеты
"Штурм" и "Атака". Эти
вертолеты уже длительное время находятся в эксплуатации, и для поддержания ресурса и повышения эффективности необходима их модернизация. В результате не только значительно улучшаются их
тактико-технические характеристики, но и одновременно продлеваются сроки службы.
В условиях крайне ограниченного финансирования армии главным критерием модернизации является показатель "эффективность-стоимость". При этом ее цена не должна значительно превышать остаточную
стоимость вертолета, а время проведения должно вписываться в его жизненный цикл. Необходимо учитывать, что вертолет находится в эксплуатации более 25 лет и происходит его моральное и техническое
старение. Одним из направлений, повышающих эффективность вертолетов, является круглосуточность боевого применения их штатного вооружения, что наиболее качественно может быть решено с помощью
тепловизионных систем.
ОАО "Красногорский завод им. С.А. Зверева" предложил модернизацию вертолета Ми-24, построенную на дооснащении дневной обзорно-прицельной системы (ОПС) "Радуга-Ш" тепловизионной прицельной
подсистемой "Зарево", созданной на базе тепловизора "Ноктюрн". При этом используются результаты ранее выполненных ОКР по разработке бортового оборудования (БРЭО), пилотажных очков ночного видения
ОНВ-1 "Скосок" для вертолета Ми-28Н и по созданию отечественного тепловизора - в интересах других родов войск. Такое дооснащение не требует больших затрат и будет наиболее эффективным, так как работа
по созданию системы управления огнем (СУО) велась на основе принципов Cals-технологий и системного подхода к автоматизации. Предпосылками к такой модернизации является то, что остается
высокоэффективная ОПС "Радуга-Ш" , которая демонстрирует высокие ТТХ уже более 25 лет. Это позволит сохранить все преимущества оптического визира перед каналами технического зрения по вероятности
обнаружения и распознавания цели за счет большего в несколько раз поля зрения, при равной разрешающей способности, и нет необходимости в переподготовке экипажей, имеющих большой опыт практической
работы с ОПС "Радуга-Ш"; останутся востребованному: отработанная система наземного оборудования и обслуживания; научно-технический задел на отечественных предприятиях по созданию и производству
гироскопических систем стабилизации, тепловизоров 1-го поколения, лазерных дальномеров, БРЭО для вертолета Ми-28Н и самолетов Су, бортовых вычислителей, многофункциональных индикаторов (МФИ) на жидких
кристаллах.
Учитывая все это, были поставлены такие задачи сохранения дневной обзорно-прицельной системы (с оптическим визиром) без доработок, максимальное использование отечественной элементарной базы в ОПС и
БРЭО и использование межвидовой унификации гироскопических систем, тепловизора, БРЭО-28.
В состав тепловизионной прицельной системы ТПП-9С475Н, установленной на вертолет Ми-24ПН в дополнение к дневной ОПС 9С475 входит система стабилизации и наведения головного зеркала, тепловизионный
канал, лазерный дальномер, оптико-электронный модуль пеленгатора и блок сопряжения с дневной обзорно-прицельной системой 9С475.
Тепловизионная прицельная система позволяет позволяет осуществлять обзор местности оператором в дневных и ночных условиях, обзор местности летчиком с помощью широкого поля зрения тепловизора при
пилотировании вертолета в ночных условиях, измерение дальности до цели, применение оператором управляемого и неуправляемого оружия в дневных и ночных условиях.
Очки ночного видения ОНВ-1 "Скосок" разработки московского НПО "Орион". Они предназначены для ночных полетов на вертолетах при низкой естественной освещенности. Очки созданы по бинокулярной схеме с
использованием двух ЭОП 2+ или 3-го поколения бипланарного типа с фотокатодом высокой спектральной чувствительности и встроенной системой автоматической регулировки яркости при изменяющихся условиях
освещенности. Очки позволяют летчикам вести наблюдение окружающего пространства и считывать показания приборов без изменения положения на голове летчика. ОНВ-1 можно устанавливать на любых видах
летных шлемов.
Применение очков предусматривает адаптацию внутреннего и внешнего светотехнического оборудования Ми-24. Комплект модернизированного светотехнического оборудования представляет собой комбинированный
вариант из светофильтров и полупроводниковых источников света. Светофильтры изготовлены из высококачественных цветных стекол с многослойным интерференционным покрытием.
Полупроводниковые источники света - узкополосные светоизлучающие структуры, используемые в светодиодах. Излучающие кристаллы располагаются необходимым образом в светоформирующих элементах вместе с
крепежом и обеспечивают желаемый свет, диаграмму направленности и интенсивность. Комплекс БРЭО-24 создан на Раменском ПКБ. В настоящее время завершаются государственные испытания Ми-24ПН. ОАО "Росвертол"
приступил к серийному переоборудованию вертолетов в новую модификацию.
Использование отработанных технических решений на отечественной элементной базе, сокращение объема летных испытаний и сроков внедрения с учетом остаточной стоимости и остаточного ресурса вертолетов
Ми-24П максимально снижают стоимость работ по "красногорской" программе модернизации. Модификация Ми-24ПН особенно привлекательна для государств с ограниченным бюджетом или обладающих парком
вертолетов с изрядно израсходованным ресурсом.
Тактико-технические характеристики прицельной системы ТПП-9С475Н: |
Спектральный диап. тепл. канала, мкм
Поле зрения тепловизионного канала, °
- широкое
- узкое
Фотоприемное устройство
- линейка
- материал
- система охлаждения
Длина волный лазерного дальномера, мкм
Диап. углов наведения линии визирования, °
- по вертикали
- по горизонту |
8-12
7,0х11,2
2,1х3,4
128 эл.
КРТ
МКС типа "сплит-стирлинг"
1,06
от -20 до +15
от -15 до +15 (дорабатывается до +30) |
В состав вооружения в различных комбинациях входят до 16 управляемых ракет "Штурм" или "Атака" на пусковых устройствах АПУ-8/4-У, до четырех блоков Б8В20-А с НАР С-8 калибра 80
мм (20 ракет в каждом) или Б13Л с НАР С-13 калибра 122 мм (по 5 ракет в каждом). На неподвижной установке НПУ-30 размещена двухствольная пушка 9-А-623К калибра 30 мм с боезапасом
250 патронов.
Остальное вооружение, включая до двух подвесных контейнеров УПК-23-250 с двухствольной пушкой ГШ-23Л калибра 23 мм (250 патронов), размещается под укороченным крылом на пилонах
со встроенной системой подъема грузов и новыми балочными держателями ДБ-З.
В таком виде Ми-24ПН сможет осуществлять поиск и уничтожение танков, бронетехники и живой силы противника, поражать защищенные объекты и площадные цели, устанавливать минные
заграждения, бороться с плавсредствами, включая катера, и с малоскоростными и низколетящими целями. Помимо восьми десантников в полной экипировке, допускается транспортировка
внутри машины до четырех раненых, включая двух сидячих с медработником, до 1500 кг различных грузов, а на внешней подвеске - до 2400 кг. Первая партия из пяти модифицированных “двадцатьчетверок” была передана ВВС России в январе 2004 г., еще по разным данным 7 или 8 машин были переданы в период 2005-2006 гг.
Производитель обещает, что вертолеты, обновленные по проекту Ми-24ПН, будут способны находиться в строю еще 10 лет и налетать еще порядка 1000 часов. Цена модернизации одного
старого Ми-24 до варианта Ми-24ПН составляет около одного миллиона долларов, при этом представители ММВЗ утверждают, что прирост боевой эффективности доработанной машины по
сравнению с Ми-24П составляет 50-70%.
Первые Ми-24ПН были доставлены в Центр боевой подготовки и переучивания летного состава в Торжке для подготовки инструкторов и боевых пилотов для использования машин в ночное
время суток. В 2005 г. четыре модернизированных машины вошли в состав 487 Отдельного вертолетного полка, дислоцированного в Буденновске на юге России недалеко от Чеченской
республики, где продолжаются боевые действия. К середине 2005 г., по сообщениям российских СМИ, в составе 487 ОВП уже было 16 подготовленных к работе на Ми-24ПН пилотов и
операторов, многие из которых уже прошли “крещение огнем”.
В феврале 2004 г. появилась информация, что на Ми-24ПН появился иностранный заказчик. Позже выяснилось, что этот заказчик – Уганда, чьи вооруженные силы захотели приобрести до
шести машин. Однако, к настоящему времени известно лишь об одном “двадцать четвертом”, добравшимся до этой африканской страны. Эту поставку подтвердили источники в “Роствертоле”.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Ми-24ПН |
Диаметр главного винта, м |
17.30 |
Диаметр хвостового винта, м |
3.91 |
Длина,м |
17.51 |
Высота ,м |
3.90 |
Размах крыла, м |
4.77 |
Масса, кг |
|
пустого |
8570 |
нормальная взлетная |
11300 |
максимальная взлетная |
11500 |
Тип двигателя |
2 ТВаД Климов ТВ3-117В |
Мощность, л.с. |
2 х 2225 |
Максимальная скорость, км/ч |
320 |
Крейсерская скорость, км/ч |
270 |
Перегоночная дальность, км |
1000 |
Боевая дальность, км |
450 |
Практический потолок, м |
4500 |
Статический потолок, м |
2000 |
Экипаж, чел |
3 |
Полезная нагрузка: |
до 8 солдат или 4 носилок или 1500 кг груза (максимально - 2400 кг) или 2000 кг на внешней подвеске |
Вооружение: |
одна 30-мм пушка ГШ-30К (250 патронов)
16хПТУР 9М120 Атака-В, 4хПТУР 9М114К Штурм-В, 4хУБ-32А-24 (128 НАР С-5М1, С-5МО, С-5КБП, С-5КО и С-5-О), 4хБ-8В20А (80 НАР С-8ДМ, С-8БМ, С-8ВМ, С-8КОМ, С-8С), 4ХБ-13Л1 (20 НАР С-13,
С-13Т, С-13-0Ф), 4хС-24, ГШ-30К , 2хГУВ-1, 4хГУВ-8700, УПК-23-250, 8хОФАБ-100, 4хОФАБ-250, 4хРБК-250, 2хРБК-500, 2хКМГУ-2, 2хОДАБ-500, 2хЗБ-500 |
Доп. информация : |
|
|
Фотографии:
|
Уголок неба. 2020
|