Ми-28НМ - модернизированный вариант ударного вертолета Ми-28Н, способный
выполнять широкий спектр задач, от воздушной разведки и целеуказания до
уничтожения разнородных наземных и воздушных целей. В числе основных преимуществ
этой машины не только маневренность и возможность круглосуточного применения, но
и повышенная огневая мощь. Ми-28НМ предназначен для повышения боевых и
маневренных возможностей десантно-штурмовых, мотострелковых и разведывательных
частей и подразделений.
Работы над созданием Ми-28НМ (изделие 296) начаты в 2009 году в рамках
опытно-конструкторской работы "Авангард-3". Задачей нового проекта была
модернизация существующего ударного вертолета Ми-28Н с использованием новых
систем, узлов и агрегатов. Путем замены тех или иных комплектующих планировалось
повысить основные летные, боевые и эксплуатационные качества машины. Кроме того,
некоторые части проекта были связаны с упрощением производства техники за счет
отказа от комплектующих, поставка которых может быть связана с теми или иными
проблемами.
При создании Ми-28НМ конструкторами был учтен опыт разработки учебно-боевого
Ми-28УБ: в передней кабине нового вертолета установлен второй комплект органов
управления. Кроме того, модернизации подверглась кабина экипажа: командир и
летчик-оператор теперь будут получать информацию об окружающей обстановке и
работе всех систем машины в большем объеме и в более доступной форме, что
повысит ситуационную информированность экипажа, облегчит взаимодействие и
ускорит принятие решений в боевой обстановке. На вертолет также был установлен
новый прицельно-пилотажно-навигационный комплекс, оснащенный вычислительными
средствами увеличенного быстродействия. Кабина экипажа надежно бронирована, что
обеспечивает защиту от бронебойных пуль и снарядов калибра до 20 мм.
В ходе модернизации вертолет получил новые двигатели с повышенными
характеристиками. Серийные Ми-28 существующих модификаций оснащаются турбовальными двигателями ТВ3-117ВМА с взлетной мощностью 2200 л.с. и
2400-сильным чрезвычайным режимом. Основное производство подобных изделий
осталось за границей, а кроме того, поставки требуемых двигателей затрудняются
политическими проблемами. Как следствие, проектом Ми-28НМ было предложено
использовать двигатели ВК-2500П-01/ПС. От ТВ3-117ВМА они отличаются более
высокими характеристиками. Кроме того, такие двигатели выпускаются российскими
предприятиями.
Изделие ВК-2500П-01/ПС оснащается современной электронной системой управления
работой, а также комплектуется противопожарной защитой. За счет новых
конструктивных решений обеспечена повышенная надежность работы в районах с
жарким климатом и в высокогорье. Также обеспечено превосходство в
характеристиках над существующими двигателями своего класса. Мощность двигателя
ВК-2500П-01/ПС на взлетном режиме составляет 2500 л.с. Чрезвычайный режим
позволяет получать мощность до 2800 л.с. в течение 2,5 мин.
Ранее сообщалось, что в рамках нового проекта были разработаны улучшенные
лопасти, предлагаемые для применения в составе несущего винта. За счет изменения
конструкции этих изделий планируется поднять максимальную скорость полета
примерно на 13%. Рост крейсерской скорости должен составить 10%.
Важной особенностью
"Изделия 296" должна стать переработка комплекса бортовых
радиоэлектронных средств. Ми-28НМ - 'то всепогодный,
всесуточный вертолет. Он получит практически новый навигационный
комплекс, разведывательный комплекс, новую оптику, новую систему
управления, которая позволяет осуществлять "слепую" посадку.
На нем предлагается штатная установка радиолокационной
станции Н025 с размещением антенны в сферическом надвтулочном обтекателе. При
этом, как сообщается, при создании нового вертолета существующая станция
подверглась модернизации, направленной на повышение основных характеристик.
Благодаря этому обновленная РЛС Н025 должна повысить некоторые боевые
характеристики нового вертолета в сравнении с базовой модификацией.
Заявлено увеличение количества сопровождаемых целей и повышение точности
определения их координат. Также разработаны новые алгоритмы работы аппаратуры, а
производительность вычислительных систем увеличена в десятки раз. Подобные
доработки должны заметно улучшить боевые возможности техники, а также в
определенной мере упростить ее пилотирование.
Помимо прочего, вертолет отличается минимально возможной заметностью для
наземных средств ПВО. Машина оснащена интегрированным комплексом бортового
радиоэлектронного оборудования. Его применение с использованием картографической
информации позволяет осуществлять поиск, обнаружение и распознавание наземных и
воздушных целей, определение их координат и выдачу целеуказания на наземные и
воздушные командные пункты. Вооружение вертолета включает управляемые и
неуправляемые ракеты, бомбы, а также авиационную пушку калибра 30 мм.
Проектирование нового вертолета предполагает установку всепогодного
прицельно-пилотажно-навигационного комплекса, усиленное бронирование и мощное
вооружение, почти не отличающееся от применяемого на "летающем танке" Ми-28.
Раменское приборостроительное конструкторское бюро (РПКБ, входит в концерн "Радиоэлектронные технологии") поставило заказчику первые опытные образцы
бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) для Ми-28НМ, которое позволяет взаимодейстовать с беспилотниками.
В рамках проекта модернизации сохраняется существующий планер вертолета,
однако при этом используются некоторые доработки его конструкции. В итоге
сохраняется как общая компоновка, так и большая часть "старого" внешнего вида.
Тем не менее, отсутствие одних агрегатов и появление других приводит к заметным
внешним отличиям существующего Ми-28Н и нового Ми-28НМ.
В номенклатуру вооружения модернизированного вертолета по-прежнему должны
входить управляемые и неуправляемые ракеты различных типов и т.д. При этом
принято решение о применении некоторых новых систем. Как уже упоминалось,
вертолет Ми-28НМ лишился носовой антенны радиокомандного управления
противотанковыми ракетами семейства "Атака". Это устройство ранее помещалось на
носовой части фюзеляжа и получало достаточно крупный обтекатель, придающий
вертолету узнаваемый вид. В связи с отсутствием антенны и ее обтекателя носовая
часть модернизированной машины имеет иные обводы, позволяющие с первого взгляда
различать вертолеты двух модификаций.
Имеются сведения, согласно которым теперь планируется использование
управляемых ракет с наведением по лазерному лучу. Для этого будет использоваться
излучатель, имеющийся в составе оптико-электронного оборудования. По-видимому,
такое изменение вертолета приведет к необходимости использования ракетного
вооружения новых типов.
Разработка проекта Ми-28НМ была
завершена не позднее 2014-15 годов, после чего начались работы по строительству
опытного образца. В прошлом году предприятие "Роствертол" (г. Ростов-на-Дону), занимающееся серийным
производством техники семейства Ми-28, построило опытный образец машины Ми-28НМ,
имеющий дополнительное обозначение ОП-1. Вскоре машину передали на
летно-испытательную станцию для проведения требуемых проверок.
Прототип ОП-1 был построен в 2015 году на АО "Роствертол", и теперь
получил бортовой номер "701 желтый". Испытания ОП-1 в режиме висения были начаты
на МВЗ им. М.Л. Миля 29 июля 2016 года, а первый полноценный полет состоялся 12
октября этого же года.