Осенью 2019 года легендарному отечественному армейскому боевому вертолету Ми-24 исполнится полвека: 50 лет
назад, 19 сентября 1969 г., летчик-испытатель Герман Алферов впервые поднял в воздух опытный В-24, ставший прототипом первых серийных транспортно-боевых Ми-24А,
появившихся в войсках в начале 70-х. В последующие годы машина претерпела целый ряд модификаций и модернизаций: начиная с Ми-24Д радикально другой стала
компоновка кабины экипажа и конструкция всей носовой части фюзеляжа, на Ми-24В появились более эффективная система управляемого ракетного вооружения "Штурм-В",
на Ми-24П - мощная 30-мм пушка; параллельно совершенствовались силовая установка и несущая система, были внедрены средства бортового комплекса обороны. За два
десятилетия, к 1990 г., двумя авиационными заводами - в Арсеньеве и Ростове-на-Дону - было построено около 3300 вертолетов Ми-24 различных модификаций, более
700 из них в вариантах Ми-25 и Ми-35 были поставлены ростовским предприятием на экспорт в несколько десятков стран мира. Серийный выпуск Ми-24 для отечественных
вооруженных сил завершился в 1989 г., после чего почти десятилетие новые вертолеты подобного типа фактически не строились. Но большой интерес к ним,
сохранявшийся у зарубежных заказчиков, позволил во второй половине 90-х возобновить их производство на "Роствертоле", и ряд стран, среди которых Шри Ланка,
Замбия, Нигерия, Ангола, Кипр, Индонезия, Чехия и др., получили в 1997-2006 гг. еще более полусотни Ми-35 и Ми-35П.
С конца последнего десятилетия прошлого века разработчик вертолета - МВЗ им. M.Л.
Миля - совместно с заводом "Роствертол" приступил к работам по модернизации серийных Ми-24В и Ми-24П, в результате которых появилось несколько опытных вариантов
с различными современными обзорно-прицельными системами, благодаря которым вертолет обрел возможность эффективного круглосуточного боевого применения, в т.ч. с
использованием новых комплексов управляемого вооружения. Один из таких вариантов - Ми-24ПН - стал образцом для так называемой серийной модернизации части "пушечных"
Ми-24П российской армейской авиации, выполненной на "Роствертоле" в первой половине прошлого десятилетия. Однако, по-настоящему второй жизнью прославленного
боевого вертолета стало создание глубоко модернизированного Ми-35М - с силовой установкой из более мощных двигателей ВК-2500-02, несущим винтом с композитными
лопастями, Х-образным рулевым винтом, неубирающимся шасси, укороченным крылом, а главное - современным комплексом бортового оборудования с новой
обзорно-прицельной системой, электронной индикацией и возможностью применения вооружения в любое время суток. В 2006 г. Ми-35М был запущен в серийное
производство на "Роствертоле". Первые партии новых вертолетов пошли на экспорт - сначала в Венесуэлу, затем в Бразилию, Азербайджан и другие страны, а с 2011
г., после более чем двадцатилетнего перерыва, возобновились и поставки отечественным вооруженным силам. К настоящему времени в Ростове изготовлено и отправилось
к заказчикам в России и за рубежом уже более полутора сотен Ми-35М новой постройки.
На военно-техническом форуме "Армия-2018", прошедшем в Подмосковье прошлым летом, были представлены варианты дальнейшей модернизации транспортно-боевых
вертолетов семейства Ми-35, причем, наряду с Ми-35М, был впервые представлен и обновленный Ми-35П: сохранив "фирменные" черты "классического" Ми-24П.
среди которых "длинное" крыло, убирающееся шасси, он перенял ряд черт "эмки", например - подвижную установку с 23-мм пушкой ГШ-23Л вместо прежнего неподвижного
орудия калибра 30 мм, одновременно получив новый комплекс управляемого вооружения, современную круглосуточную обзорно-прицельную систему, комплекс навигации и
электронной индикации. Ми-35П вооружен ПТРК 9М120-1 "Атака-ВМ" с дальностью 6 километров либо ПТРК 9М127-1 "Вихрь-1" с лазерной системой наведения и дальностью
до 8 километров. Так же вертолет может нести комплект аппаратуры управления и пусковых модулей "Стрелец" с УР "Игла".
Фирменная черта Ми-35П, отличающая его от Ми-35М, – убирающееся шасси, что обеспечивает ему более высокую максимальную скорость полета, которая может достигать
335 км/ч. Модернизированный Ми-35П получит современный высокоэффективный бортовой комплекс обороны, часть аппаратуры которого установлена в специальных
гондолах под законцовками крыла. Так же Ми-35П получил обзорно-прицельную систему ОПС-24Н-1Л с матричным длинноволновым тепловизором третьего поколения,
телевизионной камерой и лазерным дальномером.
Новый цифровой пилотажный комплекс КНЭИ-24Э-1 с многофункциональными дисплеями, на основе автопилота ПКВ-8-35 улучшит управляемость, повысит устойчивость
вертолета, а улучшенный прицельно-вычислительный комплекс ПрВК-24-2 повысит точность поражения целей. В ближайших планах - оснащение его новейшим
высокоэффективным бортовым комплексом обороны в подкрыльевых гондолах.
Ми-35П отличается высокими летными характеристиками, в частности, он может эффективно применяться в условиях высоких температур и высокогорья. Конструкция
вертолета обеспечивает вертолету низкую акустическую заметность, повышение боевой живучести, а также снижает трудоемкость технического обслуживания.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Ми-35П |
Диаметр главного винта, м |
17.30 |
Диаметр хвостового винта, м |
1.50 |
Длина,м |
17.51 |
Высота ,м |
3.90 |
Масса, кг |
|
пустого |
8200 |
нормальная взлетная |
11200 |
максимальная взлетная |
11500 |
Внутренние топливо, кг |
1500 + опционально 1000 |
ПТБ |
1200 (4 х 500 л) |
Тип двигателя |
2 ГТД Климов ТВ3-117ВМА |
Мощность, л.с. |
2 х 2225 |
Максимальная скорость, км/ч |
335 |
Крейсерская скорость, км/ч |
260-280 |
Практическая дальность, км |
1000 |
Боевая дальность, км |
450 |
Практический потолок, м |
4500 |
Статический потолок, м |
1750 |
Экипаж, чел |
2 |
Полезная нагрузка: |
до 8 солдат или 4 носилок или 2400 кг груза |
Вооружение: |
пушечная установка НППУ-23 с 23-мм пушкой ГШ-23Л боевая нагрузка - до 2400 кг на 6 узлах подвески: 4 ПУ УВ-32-57 32х55-мм НУР С-5 или 2 ПУ УБ-20-8 20х80-мм С-8 НУР, или 4х 240-мм НУР C-24Б, или 4 ПУ Б-13Р с 122-мм НУР С-13, или ПУ УВ-20-57 20х55-мм НУР С-5 4 ПУ
ПТРК 9М120-1 Атака-ВМ или 9М127-1 Вихрь-1,
РК Стрелец с УР Игла
контейнеры УПК-23-250 с 23-мм пушкой ГШ-23Л и 250 патронами, контейнеры с пулеметами или 30-мм гранатометами,
или 1500 кг бомб малого калибра в том числе кластерные, напалмовые, дымовые. возможна установка поставщика мин ПФМ-1 (контейнер КМГУ- 2) |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2020
|