Первые эксперименты по усилению вооружения Ми-4 проводились, причем с положительной оценкой, в 1960 г. На машине монтировались две поперечные балки, на каждую из которых крепилось по три
держателя для блоков НУРС либо авиабомб, а в подфюзеляжной кабине
устанавливался коллиматорный прицел. В 1961 г. вертолет показали группе
генералов стран Варшавского договора, В мае 1965 г. два вооруженных Ми-4 и
четыре Ми-1 вновь демонстрировались руководству дружественных армий. "Четверки",
оснащенные уже восемью блоками НУРС УБ-16 и ПТУРСами "Фаланга", сумели
поразить все цели.
Когда началось создание транспортно-боевого вертолета Ми-24, для
ускорения работ комплекс вооружения К-4В решили опробовать на Ми-4А. В 1966
г. этот комплекс установили на вертолет, получивший обозначение Ми-4АВ.
"Четверка" превратилась в достаточно грозную боевую машину. Ее вооружение
состояло из четырех ПТУРС 9М17М "Фаланга", шести блоков УБ-16-57УМВ с
шестнадцатью НУРС С-5 в каждом или шести 100-кг бомб. Вместо последних могли
подвешиваться четыре 250-кг бомбы или два зажигательных бака ЗБ-500. В
подфюзеляжной гондоле был установлен комплекс вооружения К-48 с пулеметом
А-12.7 калибром 12.7мм с боезапасом 200 патронов.
Все вооружение, кроме пулемета, располагалось на фермах по бортам
фюзеляжа. На каждой устанавливалось по три балочных держателя БДЗ-57КРВ с
блоками НУРС или бомбами. Сверху монтировалось по две направляющие 2П32/К-4В
для ПТУРСов. В критической ситуации фермы можно было сбросить, для чего
верхние крепления подкосов снабдили взрывными болтами. Однако в частях эти
болты часто заменяли на обычные, и фермы не сбрасывались.
Обязанности экипажа по управлению вооружением, согласно руководящим
документам, распределялись так: пуск и наведение ПТУРС производил
летчик-штурман с помощью оптического визира 9Ш121; командир вел стрельбу
ракетами С-5, используя съемный прицел ПКВ; борттехник вел огонь из пулемета
и сбрасывал бомбы, пользуясь прицелом ОБП-1Р в полу гондолы. Но на практике
бомбометание чаще всего вел летчик-штурман, прицеливаясь на глаз.
В СССР в вариант Ми-4АВ было переоборудовано около 200 вертолетов,
начавших поступать в ВВС с 1968 г. Однако он имел существенные недостатки (малую энерговооруженность, отсутствие
защиты экипажа и жизненно важных систем), поскольку создавался на базе
транспортного вертолета. Прорабатывались иные варианты вооружения вертолета: две дополнительные
шкворневые пулеметные установки либо неподвижные пушечные контейнеры на
балочных держателях. В конце 60-х гг. в Чехословакии была разработана
собственная вооруженная модификация -Ми-4В, отличавшаяся от Ми-4АВ
отсутствием ПТУРСов и расположением четырех блоков НУРС один над другим на
фермах по бортам фюзеляжа.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Ми-4АВ |
Диаметр главного винта, м |
21.00 |
Длина,м |
26.80 |
Высота ,м |
4.40 |
Ширина, м |
2.00 |
Масса, кг |
|
пустого |
5840 |
нормальная взлетная |
7500 |
максимальная взлетная |
7800 |
Топливо, л |
|
внутренние |
600 (800) |
с дополнительным баком |
914 (1200) |
Тип двигателя |
1 ПД Швецов АШ-82В |
Мощность, кВт |
1 х 1250 |
Максимальная скорость, км/ч |
170 |
Крейсерская скорость, км/ч |
140 |
Дальность действия, км |
340 |
Максимальная скороподъемность, м/мин |
336 |
Практический потолок, м |
4000 |
Статический потолок, м |
2000 |
Экипаж, чел |
3 |
Полезная нагрузка: |
до 8 десантников |
Вооружение: |
до четырех ПТУРС 9М17М
"Фаланга", шести блоков УБ-16-57УМВ с шестнадцатью НУРС С-5 в каждом или шести 100-кг бомб или четыре 250-кг бомбы или два зажигательных бака ЗБ-500. один 12.7-мм пулемет А-12.7 с боезапасом 200 патронов. |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2020
|