В 1980-м военные США в программе AHIP (программа модернизации армейского вертолета) выдвинули принципиально новые требования к
легким вертолетам разведки. Прежде всего от визуального наблюдения за полем боя
требовалось перейти к обзору местности с помощью радиоэлектронных средств. В
основу тактики положили концепцию "выглядывания из-за укрытия", т. е. вертолет
должен вести разведку, укрываясь за предметами на местности (дома, деревья,
холмы), выставляя над ними лишь блок датчиков, и летать в режиме огибания
рельефа на минимальной (до 15 м) высоте. Особо оговаривалась также способность
"выживания" в условиях активной ПВО противника.
В конце 1981-го проект фирмы Белл опять победил в
конкурсе, и в 1982-м появился прототип OH-58D - вернее, сразу пять: фирма
"одолжила" с армейских складов пять ОН-58А, "выпотрошила" их до силового набора
и затем укомплектовала новыми узлами и оборудованием.
В качестве силовой установки был использован
мотор Аллисон Т703-А-700 мощностью 455 л. с. Несущий винт выполнен
четырехлопастным, подобным испытанному на "Джет Рейнджере". Это позволило
уменьшить уровень шума и улучшить маневренность. Композитные лопасти,
выдерживающие прострел 23-мм снарядом, прикреплены к втулке бесшарнирным
способом. Отсек двигателя увеличили, и под его капотами разместилась система
охлаждения выхлопных газов для снижения ИК-заметности.
Но наиболее принципиальные изменения произошли в
бортовом радиоэлектронном оборудовании или "авионике" по западной терминологии.
Самым заметным ее элементом является "мачтовая система наблюдения" MMS
-
шарообразный контейнер из углекомпозитов, установленный на 85-см мачте над
ротором. В нем на стабилизированной платформе размещена специальная телекамера с
12-кратным приближением и оптический прицел, а также пассивная ИК-система
ночного видения (термовизор) и лазерный дальномер-указатель. Это "глаза"
системы. А ее "мозгом" является "комплекс управляющих процессоров" MCPU. Он
получает данные от датчиков MMS, доплеровской системы навигации, бортовых
приборов, обрабатывает их и выводит на дисплеи на приборной доске. Последняя
фактически не имеет обычных "шкальных" приборов, место которых заняли три
многофункциональных дисплея и клавиатура. MCPU также контролирует
функционирование бортовых систем и обмен информацией по радиоканалам.
Эта универсальная компьютерная система
обеспечивает работу экипажа во всех режимах: от пилотирования (расчет плана
полета, обеспечения навигационными данными и связью) до поиска, идентификации
целей и слежения за ними. О сложности этой системы может свидетельствовать то,
что она состоит из 90 отдельных блоков, имеет 15 антенн, а разработкой
занимались пять крупнейших концернов: Канадиан Маркони, Литтон, Сперри, Нортроп
и Макдоннел-Дуглас. Чтобы ее разместить, экипаж пришлось уменьшить до двух
человек. Непосредственно за их спинами находится отсек аппаратуры, а пара задних
дверей стала скорее боковыми капотами. Установка оружия вначале не
предусматривалась, если не считать двух спаренных ПУ "Стингер" по бортам для
самообороны.
Первый экземпляр OH-58D взлетел 1 сентября 1983
г. После успешных летных испытаний, в 1985-м последовал заказ на серийное
производство вначале 243 (до июня 1992 г.), а затем еще 349 машин (до 1995 г.).
Под "серийным производством" подразумевался двухэтапный процесс: "раздевание" до
голого планера существующих ОН-58А и С на базе Корпус Кристи (Техас) с
последующими транспортировкой и оснащением до стандарта OH-58D на заводах Белл в Амарилло. Стоимость всей программы модернизирования составляла 2,4 млрд.
долларов.
В войсках OH-58D появились в 1986-м и вошли в состав батальонов (эскадронов) армейской авиации. Их основным заданием стало
взаимодействие с ударными вертолетами АН-64А: поиск и обнаружение бронетехники,
затем целеуказание и даже "подсветка" объекта лазерным лучом для наведения ПТУР
"Хеллфайр", запущенных "Апачами" из укрытий. Как правило, один ОН-58 действует с
парой АН-64, составляя "файртим" (огневую группу) - наименьшее подразделение
армейской авиации.
Экспортный вариант OH-58D назывался Белл 406CS (Combat
Scout - боевой разведчик). Он имел несколько упрощенную авионику (в частности,
не было мачты MMS), но оснащался ПТУР и, соответственно, системой управления
огнем (СУО). 15 штук закупила Саудовская Аравия.
OH-58D впервые повоевали в Персидском заливе. Для
противодействия "наездам" на танкеры "неизвестных" катеров наиболее эффективными
оказались вооруженные вертолеты. Вначале использовали АН-6 "Найтс Фокс", но уже
в сентябре 1987-го Белл Текстрон получила заказ на 15 вооруженных OH-58D. Фирма
создала, испытала и передала их армии за 100 дней, за что была награждена
почетным "Кубком Дедала систем оружия". Эти вертолеты с неофициальным названием
"Прайм Чанс" (первый шанс) отличались от обычных форсированным до 510 л. с.
мотором (с целью сохранения ТТД при возросшем на 22% весе), наличием трубчатого
пилона с двумя точками подвески вооружения и рядом новых систем БРЭО. Серия
получила также полуофициальный индекс AH-58DA (А -Attack, штурмовой) и могла
нести 2 - 4 ПТУР "Хеллфайр", 1 - 2 блока по 7 шт. 70-мм НАР FFAR, 1 - 2
спаренных ПУ "Стингер" либо 12,7-мм пулемет М2/ М2АС с боезапасом 500 патронов
(только слева), в любых комбинациях, как симметричных так и несимметричных.
Наиболее популярными были варианты: пулемет плюс блок НАР либо два блока НАР.
В состав авионики соответственно пришлось
добавить систему управления огнем (СУО), включающую дисплей и подсистему
наведения ПТУР, а также прицелы для НАР и пулемета. Была дополнена и аппаратура
предупреждения об облучении радарами: к обычной AN/APR-39, сообщающей об
азимуте, добавили "трехмерную" AN/APR-44, указывающую откуда (сверху или снизу)
действует источник непрерывного облучения (т. е. это ЗУР или истребитель ПВО) и
позволяющую экипажу избрать правильный маневр для уклонения.
На AH-58D впервые также появилась аппаратура ИК-помех ALQ-144 ("стаканчик" за двигателем) и
видеомагнитофон для последующего
анализа ситуации. Поскольку воевать предполагалось над морем, где доплеровская
система навигации неэффективна, ее заменили на AN/ARN-118 TACAN. Общее число
блоков БРЭО возросло до 116, антенн - до 19. Для уменьшения влияния внешнего
излучения на аппаратуру задние двери сделали металлическими.
Опыт применения OH-58D в операциях "Прайм Чанс" и
"Дезерт Сторм", а также очередная программа MPLH ("Многоцелевой легкий боевой
вертолет") вдохновили на широкое развертывание серийного производства
вооруженного варианта. В письме Секретаря армии от 8 января 1990 г. говорится:
Я выбрал "Кайова Уорриор" ("Воин племени
кайова") в качестве "популярного имени" для вооруженного OH-58D (Невооруженные машины с тех пор неофициально называют "гладкими " ОН-58).
Я утверждаю программу вооружения всех 243
OH-58D. Вооруженные OH-58D переклассифицируются из машин наблюдения на роль
"воздушной кавалерии" (т. е. разведывательно-ударные. Прим. авт.).
Я утверждаю в качестве подпрограммы
переоборудование 81 вертолета к конфигурации MPLH".
"Кайова Уорриор" не остался идентичным "Прайм
Чансу". Во-первых, он получил еще более мощный. (550 л. с.) мотор Аллисон С-30Х,
новый стационарный трубчатый пилон подвески вооружения (из двух половин,
опирающихся на специальные подкрепления корпуса) и усовершенствованную
конструкцию фюзеляжа, которая, с одной стороны, позволяет "складывать" оперение,
полозья шасси и лопасти винта, с другой - навешивать различное дополнительное
оборудование.
Усовершенствованная авионика включает
интегрированную СУО с более мощным компьютером и программным обеспечением,
систему передачи видеоинформации (что позволяет видеть "картинку" поля боя в
режиме реального времени в штабах, пунктах управления, других вертолетах и пр.),
новые радиостанции связи, новую нашлемную систему ночного видения.
Аппаратура предупреждения о радарном облучении
дополнена системой предупреждения об облучении лазером AVR-2. Общее количество
блоков БРЭО доведено до 137. Как и на АН-58, управление наиболее важными
системами сосредоточено на ручке управления пилота и рукоятке "шаг-газ" в виде
многофункциональных тумблеров и кнопок, так что весь полет, включая боевую
стрельбу, можно провести, не отрывая от них рук. Связная радиостанция работает
от голоса (пилота или оператора-пилота).
OH-58D "Кайова Уорриор" в варианте MPLH
(многоцелевого) предназначена в основном для сил быстрого реагирования.
Благодаря возможности "складывания", он занимает минимум места, и даже средний
военно-транспортный самолет С-130 вмещает два вертолета. С-141 способен
перебросить 4 такие машины, которые затем можно привести в боевую готовность
всего за 10 минут. Считается, что до подхода основных сил "Уорриоры" будут
выполнять функции всех остальных классов вертолетов, посему они имеют
разнообразное дополнительное подвесное оборудование: грузовой крюк, крепления
для 4 носилок с ранеными, сиденья для 6 солдат (с привязными ремнями), они же -
грузовые полки. Как сказано в техописании, "...поскольку места внутри нет, они
крепятся... снаружи, по бокам фюзеляжа". Впечатления от такого полета должны
быть нескучными...
Развитие конструкции ОН-58 продолжается: созданы
экспортный вариант OH-58D, который пожелали купить Южная Корея, Турция, Израиль
и другие страны, экспериментальный ОН-58Х с системой ночного видения и
управления FLIR, двухмоторный Белл 406СТ с усиленным вооружением и другие.
Боевое крещение "Кайовы" прошли во Вьетнаме. С
середины 1969-го и до конца войны 28 машин было сбито и 17 разбито в авариях
(для сравнения, потери ОН-6: 654 и 253 соответственно). Правда, ОН-58А были и
менее распространенными. Их старались использовать над равнинными районами,
причем в полевой модификации с двумя шестиствольными "Миниганами". Первый ОН-58С
был потерян над Панамой: во время захвата генерала Норьеги (операция "Джас Кауз"
- "Правое дело"), его сбили огнем стрелкового оружия.
15 AH-58D "Прайм Чанс" действовали над Персидским
заливом в составе "Таск Форс" (Спецотряд 118) с июля 1988 г. Экипажи состояли в
основном из опытных пилотов-инструкторов, тем не менее интенсивные ночные боевые
действия в плохих условиях привели к катастрофе одной машины. Здесь же впервые
выяснилось, что ПТУР "Хеллфайр" неэффективны над морем - луч лазера отражался от
поверхности либо рассеивался от брызг воды.
В ночь с 18 на 19 января 1991 г. AH-58D взяли
первых пленных в операции "Буря в пустыне", захватив вооруженную нефтяную
платформу, а 26 января освободили первый клочок кувейтской территории, высадив
десант на небольшой островок и пленив очередных 29 иракцев. Ночью 17 февраля
пара AH-58D, после двух безуспешных атак штурмовиков "Интрудер" уничтожили "Хеллфайрами"
ПУ иракских ракет береговой обороны, открыв путь десантной флотилии союзников. В
операции принимали участие 103 "гладких" OH-58D, а также ОН-58А и С, в основном
101-й и 82-й дивизий. А 19 января дебютировал и саудовский Белл 406С,
вооруженный ПТУР НОТ.
"Кайовы" всех моделей принимали активное участие
в боевых действиях на протяжении всей войны. Не боевые потери составили 2 ОН-58,
боевые - 1 ОН-58С. Последний OH-58D был сбит ПВО Северной Кореи 17 декабря
1994-го.
До настоящего времени ОН-58 остается самым
распространенным легким боевым вертолетом в мире, а его модель OH-58D -
уникальна как по эффективности, так и по стоимости.