Уголок неба ¦ Eurocopter PAH-2 (HAP) Tiger

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
    


 
главная ударные
   PAH-2 (HAP) Tiger
       
Разработчик: Eurocopter
Страна: International
Первый полет: 1991
Тип: Многоцелевой ударный вертолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


В 1973 г. итальянская фирма "Аугуста" и германский концерн "Мессершмитт-Бельков-Блом" (далее МББ) приступили к совместному проектированию легкого противотанкового вертолета. Одновременно французская фирма "Аэроспасьяль" вела разработку нового многоцелевого вертолета для армии. Однако к 1975 г. итало-германский проект столкнулся с трудностями как технического, так и финансового характера. Спустя три года итальянская сторона расторгла соглашение, приступив к самостоятельному конструированию машины А-129 "Мангуста", а 70% от доли германских затрат компенсировали сухопутные войска Италии. В период возникших трений между "Аугустой" и "МББ" правительство ФРГ предложило Франции приступить к совместному производству противотанкового вертолета. Французская сторона дала добро и в 1977 г. специалисты фирм "Аэроспасьяль" и "МББ" начали совместные исследования. В ходе их выявились разногласия в решении технических задач. Поскольку для Франции характерен мягкий климат с большим количеством солнечных дней, то командованию Armee de l'Air хотелось бы получить относительно легкую и простую по конструкции машину с одним двигателем, достаточно дешевую в производстве, т.к. французы предполагали поставлять ее на экспорт в страны третьего мира. На территории ФРГ преобладает более холодная и влажная погода с большим количеством туманов и осадков. Поэтому германские Bundesluftwaffe делали ставку на всепогодный вертолет, способный действовать в сложных метеоусловиях. К тому же французская сторона была не прочь сэкономить и потому одновременно рассматривала варианты многоцелевых вертолетов, немецкая же ориентировалась на сугубо одноцелевой - предназначенный для уничтожения танков. И это понятно: "под носом" у ФРГ была сосредоточена мощная советская бронированная группировка. Для реализации программы образовался консорциум "Еврокоптер" с филиалом в Париже. С немецкой стороны ответственность за разработку возлагалась на федеральное управление по оборонной технике и закупкам систем оружия.

Чтобы перевести работы в единое русло и уменьшить финансовые затраты в 1984 г. принимается решение создать на базе одной конструкции три разных вертолета. Многоцелевой вариант НАР (Helicoptere d'Appui Protection) как и противотанковый HAC-3G (Helicoptere Anti-Char) предназначались для армии Франции, а всепогодный противотанковый PAH-2 (Panzerpabwehr-Hubschrauder) для армии ФРГ. Стоимость проекта оценивалась в 2,36 млрд. дол. Затраты обеих сторон определялись в равных долях. В ходе реализации этой программы французы намеревались получить 75 вертолетов НАР и 140 HAC-3G, а немцы - 212 всепогодных противотанковых РАН-2. Вооружение вертолетов соответствовало назначению. Обе французские машины несли по четыре УР "воздух-воздух" с ИК ГСН "Мистраль" и перспективную 30-мм пушку GIAT FV-30781 с боезапасом в 450 (на варианте НАР) и 150 снарядов (на модели НАС). Помимо этого на первом предусматривалась установка пары блоков с 60-мм НУР SNEB (по 12 снарядов в каждом), а на втором восемь ПТУР "Хот-2", а в перспективе и самонаводящихся ПТУР третьего поколения "Тригат". Германский образец имел то же основное вооружение, что и французский противотанковый, но для самообороны предполагалось использовать четыре американские УР с ИК ГСН "Стингер". В состав бортового РЭО всех трех вариантов планировалось включить обзорную систему "Флир", работавшую в ИК-диапазоне, и лазерный дальномер-целеуказатель, совмещенный с прицельной системой, и ТВ-камеру.

Поставку вертолетов в варианте НАР французам планировали начать в 1997 г. Противотанковые вертолеты с ПТУР "Toy" должны были поступить на вооружение в 1998 г., а первые восемь боевых машин с ПТУР "Тригат" - в конце 1999 г. Однако большая стоимость программы (трех вариантов) в середине 1986 г. заставила специалистов произвести переоценку требований к боевым машинам и их характеристикам. Около года реализация проекта находилась под угрозой и на Западе весьма скептически оценивали перспективы "Еврокоптера". Но после утверждения новых предложенных проектов "лед тронулся" и 13 ноября 1987 г. стороны приняли решение о разработке в 90-х гг. вертолета под обозначением "Тигр". В марте 1988 г. с целью уменьшения стоимости проектирования обе стороны объединили французскую и немецкую противотанковую модели в один проект САТН (Comman Anti-Tank Helicopter - единый противотанковый вертолет). Программу САТН оценили в 1,1 млрд. дол. При этом планер и силовая установка соответствовали варианту PAH-2. Однако вместо американской системы обнаружения и целеуказания TADS/PNVS фирмы "Мартин-Мариетта" на вертолете решили установить европейский комплект оборудования МЕР, в который входили подвтулочный прицел, обзорная система и система управления огнем. Тогда же французская армия подтвердила свою заинтересованность в получении вертолета непосредственной огневой поддержки. 27 апреля 1991 г. РТ-1 "Тигр" впервые поднялся в воздух. В ходе испытаний производилась комплексная оценка летных характеристик, подсистем планера, втулок несущего и рулевого винтов, двигателей, топливной и гидравлической систем, а также бортового РЭО. Вертолет продемонстрировал хорошую устойчивость, что позволило отказаться от планировавшейся установки системы стабилизации (SAS) - вертикальных поверхностей на концах стабилизатора, которые предназначались для повышения поперечной устойчивости и демпфирования колебаний в канале рысканья.

Развал Советского Союза в 1991 г. и вывод российских войск из Германии негативно отразились на судьбе проекта. "Русский медведь" уже не находился у "границ фатерланда" и министр обороны ФРГ Д.Столтенберг "с легким сердцем" сократил предполагаемое к закупке число противотанковых вертолетов PAH-2 с 212 до 138 машин. Объединение двух Германий потребовало немалых затрат и часть средств, правительство изъяло из военного бюджета. Это, с одной стороны, уменьшило ассигнования на нужды "медных касок" на 1,26 млрд. дол., а с другой, заставило руководство консорциума начать поиск потенциальных покупателей. Кроме того, сокращение Германией числа закупаемых вертолетов замедлило темп выполнения программ разработки и подготовки к серийному производству. Тем временем в июне 1992 г. в Оттонбруке (ФРГ) завершилась сборка второго опытного вертолета РТ-2, который предназначался для испытаний бортового РЭО, как и находившийся в постройке РТ-3, а в ноябре того же года появился и первый опытный вертолет огневой поддержки для французской армии, получивший к этому времени наименование "Жерфо" (кочет). Для экономии времени и средств французские специалисты одновременно с летными испытаниями этой машины вели отработку системы вооружения и части РЭО для нее на вертолетах "Пума". Так, одной из первых была испытана 30-мм автоматическая пушка GIAT АМ-30781 и прицельная система, работающая в оптическом и ИК-диапазонах.

Успешные испытания "Жерфо" произвели определенное впечатление на немецких специалистов и 17 ноября 1992 г. командование армейской авиации заявило, что планы закупки всепогодных противотанковых PAH-2 отнюдь не окончательны и вполне могут быть скорректированы в пользу варианта "Жерфо". Начало нового 1993 г. оказалось далеко нерадостным для правления консорциума, т.к. спустя несколько недель после Рождественских каникул правительство ФРГ урезало до 78 количество закупаемых вертолетов PAH-2. На этом фоне заключение контракта на разработку ПТУР третьего поколения "Тригат", едва ли могло улучшить настроение разработчикам. Программа вновь, в который раз, оказалась под угрозой. Однако 29 мая армейское командование Франции и ФРГ подписали соглашение, в котором участие Германии в разработке вертолета "Тигр" было подтверждено. Ложкой дегтя в бочке меда для "Еврокоптера" были сроки поступления вертолетов на вооружение, отодвинутые на 2000 г. Это создало некоторые сложности коммерческого характера, поскольку экспортные поставки намечалось начать в 1998 г. А первым покупателем должна была стать Великобритания. Одновременно в совместном соглашении ставилась задача выработать новые тактико-технические требования к "Тигру", который теперь под обозначением UHV-2 предполагалось использовать в качестве многоцелевого вертолета поддержки. На нем планировалось установить перспективные ПТУР "Тригат" и 27-мм автоматическую пушку "Маузер", размещенную в подфюзеляжном контейнере. Модернизации подлежал и комплект датчиков системы обнаружения и обзора, а также компьютер боевой информационно-управляющей системы.

В 1994 г. прошли испытания третьей опытной машины РТ-3. Они выявили: большие изгибающие моменты несущего винта (который был усилен), чрезмерную чувствительность дуплексной автоматической системы управления полетом, повышенные вибрации в кабине экипажа и хвостовой балке. В результате было уменьшено передаточное число в системе регулирования шагом лопастей, а форма обтекателя редуктора была модифицирована с целью стабилизации обтекающего потока и уменьшения вибрации. Был отработан также "быстрый" запуск турбовальных ГТД MTU MTR-390, разработанных британской "Роллс-Ройс" и французской "Турбомека". В частности, скорректировали программу управления форсунками и первыми ступенями компрессоров. После доработок машину утвердили в качестве окончательного образца. Несколько слов о конструкции "Тигра". Фюзеляж и крыло выполнены из углеродного волокна, а обтекатели из стекловолокна и кевлара.

Много внимания разработчики уделили живучести машины в соответствии со стандартами MIL STD-1290. Это сделало конструкцию вертолета достаточно стойкой к попаданиям 23-мм снарядов советских ЗСУ 23-4 "Шилка" и ЗУ 23-2. Прямое крыло малого удлинения с опущенными законцовками имеет четыре пилона для размещения оружия, топливных баков и контейнеров различного назначения. Вертикальное оперение стреловидное необычайно развитое: состоит из пары килей, один из которых расположен под хвостовой балкой, и двух вертикальных поверхностей на концах прямого стабилизатора. Килю придан несимметричный профиль, а поверхности установлены под углом, что позволяет разгрузить рулевой винт в полете.

Кабина экипажа двухместная с ударопоглощающими бронированными сидениями, расположенными тандемом на разном уровне: пилот впереди, а оператор сзади. Силовая установка состоит из двух газотурбинных двигателей MTR390 мощностью по 1285 л.с., установленных рядом. Трансмиссия снабжена двухступенчатым редуктором, способным работать без смазки в течение 30 мин, избыточная прочность дает ему возможность противостоять ударам 12,7-мм пуль. Несущий винт четырехлопастный с полужестким креплением лопастей из композиционных материалов (КМ). Его конструкция обеспечивает повышенную маневренность на бреющем полете и в экстремальных условиях. Рулевой винт трехлопастный типа "сферифлекс", выполненный из КМ, установлен с правой стороны киля. Топливная система дублированная, снабжена протектированными баками объемом в 1360 л. Шасси неубирающееся, трехопорное с хвостовым колесом. Его конструкция обеспечивает посадку с вертикальной скоростью 6 м/с. Машина имеет гидравлическую автоматическую систему управления и автостабилизации CSAS (Control and Stability Augmentation System) по каналам тангажа, крена и рыскания, объединенную с автопилотом. Электросистема включает два генератора переменного тока по 20 кВА и пару трансформаторно-выпрямительных блоков (300А/29В), а также аккумуляторные батареи. В состав радиоэлектронного оборудования, общего для всех вариантов вертолета, входят две БЦВМ. Полетная информация для летчика дублируется также обычными приборами. Навигационная подсистема включает в себя доплеровскую РЛС, радиолокационный высотомер, магнитометр, указатели скорости, азимута и сноса. Она обеспечивает автономное определение параметров полета и выдает необходимые данные для CSAS и системы управления оружием. Вертолет оснащен комбинированной системой оповещения об угрозе, работающей как в лазерном, так и в радиолокационном диапазонах.

Для ударов по бронированным целям экипаж располагает обзорной ИК-системой ночного видения у летчика, нашлемными прицелами и индикаторами обстановки, отображающими информацию на лобовом стекле. Надвтулочный прицел для оператора имеет оптический и ИК-каналы с различными зонами обзора. В состав РЭО входит также лазерный дальномер-целеуказатель. В середине 90-х гг. потенциальные покупатели не утратили интереса к "Тигру". Так, правительство Германии подтвердило свое первоначальное намерение получить 212 боевых вертолетов. Ими планируется вооружить четыре батальона: по одному на каждую из трех аэромобильных бригад, один остается в качестве отдельного. В 1995 г. министерство обороны Франции заказало 14 "Тигров" для проведения войсковых испытаний и одновременно закупило основные запчасти на общую сумму в 153 млн. дол. В том же году были собраны экспериментальные машины РТ-4 и РТ-5 в вариантах НАР и PAH-2/НАС соответственно. Их использовали для полномасштабных испытаний вооружения. Неоднократные задержки с реализацией программы "Тигра" привели к тому, что поступление этих вертолетов на оснащение войск ожидается не ранее 1998-1999 гг. Правление консорциума также пока не получило подтверждение Германии о приобретении этих машин после 2005 г.

Ухудшились перспективы и на мировом рынке оружия. Первоначально заинтересованность проявили Великобритания, пожелавшая приобрести 125 вертолетов, Испания - 60 и Нидерланды - 40. Однако англичане и голландцы, разочарованные результатами испытаний, вскоре переориентировались на более мощный американский AH-64A "Апач". В странах третьего мира следует ожидать серьезной конкуренции со стороны российских Ми-28 и Ка-50, имеющих несомненное превосходство перед франко-германской разработкой почти по всему комплексу летно-технических и боевых характеристик. А, кроме того, оба российских вертолета уже находятся в серийном производстве и, что немаловажно, гораздо дешевле "Тигра".

HAP послужил базой для создания многоцелевого Tiger HAD (Helicoptere d'Appui Destruction - вертолет огневой поддержки), заказанного Испанией, - испанский вариант вооружен вместо ПТУР Hellfire 2 ракетами Spike ER. Вертолеты HAP и HAD должны начать поступать в войска в 2011 году, а заказ на вертолеты HAC армейской авиации Франции переводится на модель HAD.

Изначально получивший обозначение PAH-2 (Panzerabwehrhubschrauber-2 - противотанковый вертолет-2), вертолет модификации Tiger UHU (Unterstutzungshubschrauber - вертолет огневой поддержки) предназначен для германской армейской авиации, заказавшей 212 машин стандарта, ныне известного как UHT (Unterstutzungshubschrauber Tiger). Данный вариант близок HAC, но способен нести на внешних подкрыльевых пилонах УР "воздух-воздух" Stinger 2 вместо УР MATRA Mistral.

С начала 1990-х годов Германия и Франция неоднократно пересматривали требования к вертолету, из-за чего возрастали технические риски и стоимость программы. Распад Организации Варшавского договора вообще поставил под вопрос необходимость европейского боевого вертолета, хотя Франция в 2009 году направила HAC в Афганистан. Вертолет UHT близок к достижению состояния боеготовности в вооруженных силах Германии.

Вскоре министерство обороны Германии признало вертолеты огневой поддержки PAH-2 Tiger непригодными для использования и заявило, что их поставки будут отложены в связи с многочисленными дефектами и недоработками. Партия из 80 вертолетов PAH-2 Tiger производства Eurocopter (сейчас вертолет носит обозначение EC-665), дочернего предприятия EADS, была заказана в 1999 году. 67 из них должны были быть поставлены к 2009 году. Между тем, по словам представителя Минобороны, к настоящему времени ведомство получило лишь 11 вертолетов, причем в связи с "серьезными дефектами" все они были признаны непригодными. Eurocopter выступила с заявлением, в котором сообщила, что работы по устранению неполадок ведутся ускоренными темпами. Ожидается, что первые боеспособные вертолеты Tiger поступят в распоряжение бундесвера не раньше 2012 года.

Австралия выбрала Tigre HAP за основу для своего Tiger ARH (Armed Reconnaissance Helicopter), который стал первой европейской платформой, вооруженной УР Hellfire. Первый из 22 заказанных ARH передан Австралии 15 декабря 2004 года. Четыре машины построены на заводе "Eurocopter", сборка остальных - в Австралии. Интерес к закупке 12 вертолетов проявляла Саудовская Аравия, но в 2006 году отказалась от данного намерения. Предложение к покупке Tiger было сделано Индии, которой требуется замена для Ми-24, но в 2010 году оно было снято.

Конструкция.

Вертолет разработан по традиционной схеме с одним несущим винтом полужесткого типа. При его создании применялись самые новейшие технические достижения: композиционные материалы (кевлар, эластомерные подшипники и стекловолокна, армированные углеволокном пластики), нашлемный прицел, цифровые радиоэлектронные системы, нашлемные индикаторы для летчиков и др. Наличие прочных конструкций шасси, силового набора и бронирование кресел позволяют экипажу в аварийных ситуациях выдерживать посадку со скоростью до 11,5 м/с. Кабина экипажа двухместная с ударопоглощающими бронированными сидениями, расположенными тандемом на разном уровне: пилот впереди, а оператор сзади.

Фюзеляж, полностью выполненный из композиционных материалов, может выдерживать попадания снарядов калибра до 23 мм. Кабина экипажа двухместная, кресла расположены тандемом. Форма кабины экипажа со сдвижным фонарем из бронестекла сводит к минимуму отражения светового и радиолокационного излучения (остальная часть фюзеляжа также сконструирована в соответствии с этим принципом).

В конструкции четырехлопастного несущего винта использованы эластомерные подшипники (конические и радиальные). Для лопастей разработаны новые аэродинамические профили: концы лопастей стреловидные и отогнуты вниз для улучшения характеристик на режиме висения. Большой разнос шарниров обусловливает хорошие характеристики маневренности. Рулевой винт "сфери-флекс" (с втулкой из титана и раздвоенными камедями лопастей) обеспечивает хорошие характеристики управления по рысканию.

Силовая установка PAH-2 Tiger состоит из двух газотурбинных двигателей MTR390 мощностью по 1285 л.с., установленных рядом. Трансмиссия снабжена двухступенчатым редуктором, способным работать без смазки в течение 30 мин, избыточная прочность дает ему возможность противостоять ударам 12,7-мм пуль. Топливная система дублированная, снабжена протектированными баками объемом в 1360 л.

Вертолет PAH-2 Tiger является первым серийным вертолетом, на приборной доске которого установлены дисплеи на жидких кристаллах размером 15,2х15,2 см, что позволяет читать показания при любом освещении. Имеется также бинокулярный нашлемный прицел для наведения оружия; система управления с двумя каналами резервирования (механическая и электродистанционная).

Вертолеты PAH и HAC различаются в основном только системой вооружения. Комплект вооружения вертолета PAH содержит прицел, включающий тепловизор и лазерный дальномер-целеуказатель, 2-3 ПТУР "HOT-2" или ПТУР третьего поколения АТС 3 с системой управления в режиме "выстрелил-забыл", 4 УР класса "воздух-воздух" FIM-92 Stinger и Mistral. На вертолете HAC установлена подвижная пушка GIAT FV-30781 калибра 30 мм с боезапасом в 450 (на варианте НАР) и 150 снарядов (на модели НАС), 4 УР класса "воздух-воздух" и блоки НАР. В зависимости от варианта, прицел может устанавливаться над втулкой несущего винта или в носовой части фюзеляжа.





 Модификации :

 НАС Tigre

 многоцелевой ударный вертолет с основной противотанковой задачей для армии Франции.

 HAP Gerfaut

 ударный вертолет огневой поддержки для армии Франции.
 PAH-2 Tiger
 (Panzerabwehrhubschrauber 2) противотанковый вертолет второго поколения для армии ФРГ.



 ЛТХ:
Модификация   PAH-2
Диаметр несущего винта, м   13.00
Диаметр рулевого винта, м   2.70
Длина,м   14.00
Высота ,м   3.81
Ширина, м   1.00
Масса, кг  
  пустого   3300
  нормальная взлетная   5400
  максимальная взлетная   6000
Внутренние топливо, л   1360
Тип двигателя   2 ГТД MTU/Turbomeca/Rolls-Royce MTR 390
Мощность, кВт  
  при взлете   2 х 958
  при полете   2 х 873
Максимальная скорость, км/ч   280
Крейсерская скорость, км/ч   250
Практическая дальность, км   800
Скороподъемность, м/мин  
  максимальная   690
  боевая   384
Практический потолок, м   3500
Статический потолок, м   2000
Экипаж, чел   2
Вооружение:  30-мм пушка GIAT M871 или AM-30781 с 750 патронами
 Боевая нагрузка на 4 узлах подвески:
 Противотанковая конфигурация:
 8 ПТУР HOT2 и/или TRIGAT LR и
 4 УР воздух-воздух Mistral и/или FIM-92 Stinger
 Ударная конфигурация:
 4 УР воздух-воздух Mistral совместно с пушкой
 68х68-мм НУР SNEB или 44х68-мм НУР и 4 УР Mistral


 Доп. информация :


  Фотографии:

 Tiger
 Tiger
 Tiger
 Tiger
 Tiger
 Tiger
 Tiger
 Tiger
 Надвтулочная РЛС
 Система ИК-наведения
 Приборная панель первого пилота
 Приборная панель второго пилота

  Схемы:

 Tiger

 



 

Список источников:

Авиамастер. Ильдар Бедретдинов. Злоключения "Тигра"
Максим Старостин. Все вертолеты Мира. Eurocopter "Tiger"
Е.И.Ружицкий "Вертолеты"
В.Н.Шунков "Боевые вертолеты"
Airforce Technology. Tiger Attack Helicopter
FAQs.org.Greg Goebel.Air Vectors. The Agusta A-129 Mangusta & EuroCopter Tiger
Federation of American Scientists. Rest of World Military Aircraft. PAH Tiger


Уголок неба. 2012 



 

  Реклама: