SA.342 Gazelle - многоцелевой легкий ударный вертолет, разработанный французской
фирмой Aerospatiale (теперь Eurocopter France) на базе
многоцелевого вертолета SA.341 Gazelle. Вертолет
отличается от предшественника ГТД Astazou XIV и
двумя узлами подвески для размещения оружия.
Вертолет принят на вооружение в 1977 году. Вертолет
поставлялся в Анголу, Абу Даби, Бурунди, Камерун,
Китай, Кипр, Эквадор, Египет, Габон, Гвинею, Ирак,
Ирландию, Кению, Кувейт, Иорданию, Ливан, Ливию,
Морокко, Катар, Руанду, Сирию и Югославию.
Оснащенный двигателем Astazou XIVH мощностью 640 кВ, прототип SA 342 поднялся в
воздух 11 мая 1973 года. Вертолет пришел на смену SA 341. Экспорт начался с
гражданского SA 342J и военного SA 342К, последний вскоре был заменен на SA 342L
с модернизированным фенестроном. Аналогичный вертолет для ALAT получил
обозначение SA 342М. Начиная с 1 февраля 1980 года, было поставлено более 200
экземпляров, вооруженных четырьмя ПТУР НОТ и прицелом М397, который в начале
1990-х годов был заменен прицелом ночного видения Vivian.
Для войны в Персидском заливе 30 вертолетов было переделано в модификацию SA
342M/Celtic с парой управляемых ракет MATRA Mistral класса "воздух - воздух" на
левом борту и прицелом SFOM 80. Заключительная модель ряда - вертолет SA 342М/АТАМ.
Это обозначение получили 30 модифицированных экземпляров с четырьмя ракетами
Mistral и прицелом Т2000. Вертолеты SA 342М оснащались двигателями Astazou XIVM
с автоматическим пуском и имели максимальную взлетную массу 1900 кг,
увеличивающуюся в боевых условиях до 2000 кг. Авиационное электронное
оборудование включает в себя автопилот, а также автоматическую навигационную
систему Nadir.
У Египта, Ирака, Марокко и Сирии были аналоги Gazelle, вооруженные ПТРК НОТ и
пушкой, но экземпляры, построенные в бывшей Югославии фирмой SOKO, имели
российское вооружение. После 132-х вертолетов модификации SA 341Н Partizan
компания SOKO выпустила 170 SA 342L до 1991 году. Модификации включали в себя
разведывательный SA 341L HERA и SA 342L GAMA, вооруженный четырьмя
противотанковыми управляемыми ракетами АТ-3 "Sagger" и двумя ракетами от
комплекса SA-7 "Grail", переделанными в ракеты воздушного боя, а также прицелом
М334.
Вертолеты Gazelle эксплуатировали более 25 военных организаций в мире. До
прекращения производства в 1995-1996 годах было выпущено более 1260 экземпляров,
без вертолетов югославского производства.
Конструкция.
Вертолет выполнен по одновинтовой схеме, с рулевым винтом "фенестрон", одним ГТД
и лыжным шасси.
Фюзеляж цельнометаллический, типа полумонокок. Основным силовым элементом
является жесткая платформа, состоящая из двух продольных коробчатых лонжеронов и
поперечных балок. К передней части платформы крепится фонарь остекления, к
задней — хвостовая балка монококовой конструкции из алюминиевого сплава с
обшивкой из слоистых панелей с сотовым заполнителем. На хвостовой балке
установлены вертикальное оперение с рулевым винтом и стабилизатор. На платформе
укреплена сварная рама из легкого сплава, к которой крепятся окна и двери кабина
экипажа. К центральной части рамы, выполненной из легких слоистых панелей с
сотовым заполнителем и содержащих багажный отсек и основной топливный бак,
крепится главный редуктор. К задней части рамы, выполненной из KM, крепятся
двигатель и хвостовая балка. Платформа для трансмиссии также выполнена из КМ. В
кабине расположены два сиденья: спереди — для экипажа и общее сиденье, сзади —
для трех пассажиров. С каждой стороны кабины имеется открывающаяся наружу дверь,
сразу за которой/ расположена открывающаяся во внутрь дополнительная грузовая
дверь. В полу кабины площадью 1.5м2, выполненном из слоистых панелей с сотовым
заполнителем, имеются узлы для крепления груза. Доступ в багажное отделение
осуществляется через заднюю перегородку или через вспомогательную дверь с правой
стороны фюзеляжа. Кабина снабжена системой вентиляции, предусмотрена установка
системы обогрева. Конструкция планера рассчитана на эксплуатацию в широком
диапазоне температур: от -35 до +50°С. В военном варианте предусмотрено
бронирование кабины экипажа.
Вертикальное оперение стреловидное с несимметричным профилем, установленным под
углом к продольной оси хвостовой балки, создает боковую силу в полете для
уравновешивания реактивного крутящего момента.
Стабилизатор прямоугольной формы в плане с перевернутым профилем, размахом 1.93м
и площадью 1.8м2. На концах стабилизатора установлены шайбы, имеющие
стреловидность по передней кромке.
Шасси лыжное крепится к фюзеляжу с помощью изогнутых стальных труб. Стойки лыж
снабжены обтекателями. В задней части каждой лыжи может быть установлено колесо.
Предусмотрена возможность установки поплавкового шасси. Колея шасси 2м.
Несущий винт трехлопастный с полужестким креплением лопастей. Втулка выполнена
за одно целое с валом несущего винта, имеет горизонтальные и осевые шарниры
(вертикальные шарниры отсутствуют). Колебания лопастей в плоскости вращения
ограничены упругими элементами, имеющими слоистую конструкцию из металла и
силиконового эластомера. Лопасти прямоугольной формы в плане, выполнены из КМ и
включают лонжерон, обшивку и сотовый заполнитель; могут вручную складываться для
хранения. Хорда лопасти 0.3м, профиль лопасти NACA 0.012, площадь лопасти
1.57м2, окружная скорость концов лопастей 208м/с. Тормоз несущего винта обычного
типа.
Рулевой винт — вентилятор типа "фенестрон" диаметром 0.695м, с жестким
креплением лопастей, установлен в кольцевом канале в вертикальном оперении. Фенестрон имеет 13 цельнометаллических лопастей, штампованных из легкого сплава.
В конструкции осевых шарниров втулки использованы самосмазывающиеся подшипники.
Нагрузки от центробежных сил воспринимаются торсионами.
Силовая установка. Двигатель установлен сверху фюзеляжа позади кабины и закрыт
обтекателем. На сопле двигателя установлен дефлектор, уменьшающий тепловое
излучение вертолета. Сухая масса двигателя — 160кг.
Трансмиссия состоит из главного редуктора (редуктор двигателя и несущего винта),
расположенного впереди двигателя над задней частью кабины, промежуточного
редуктора, расположенного над двигателем, редуктора рулевого винта и
соединительных валов.
Топливная система включает два топливных бака общей емкостью 545л (один
расположен под багажным отсеком). Предусмотрена установка дополнительного бака
емкостью 200л в задней части кабины в перегоночном варианте. Запас масла 14.6л
для двигателя и 3.5л для редуктора.
Система управления гидравлическая, с давлением 3.9Мпа, включает три гидроусилителя несущего винта, и гидроусилитель рулевого механического винта. В
случае отказа гидроусилителей используется обычная механическая система
управления. Электрическая система постоянного тока с напряжением 28В питается от
генератора мощностью 4кВт, приводимого от двигателя и электрической батареи
емкостью 40 А*ч. Система переменного тока с напряжением 28В питается от мотор-генератора с мощностью 0.5кВт, напряжением 115/200В и частотой 400 Гц.
Электронное оборудование. Дополнительное связное оборудование включает
приемопередатчики дециметрового, метрового и коротковолнового диапазонов,
переговорные устройства и приемники сигналов. Дополнительное навигационное
оборудование включает радиокомпас, радиовысотомер и всенаправленный УКВ-маяк.
Могут быть установлены оборудование для полетов по приборам и автопилот. На
противотанковом варианте AS.342M могут быть установлены автопилот PA85G,
автономная система навигации "НАДИР", доплеровский радиомаяк и оборудование для
ночных полетов.
Вооружение может включать: два контейнера НАР калибром 70мм, две УР AS.12 класса
"воздух-земля" с электродистанционной системой наведения и гидростабилизированным прицелом АРХ-334, четыре (шесть) ПТУР "Хот" с гиростабилизированным прицелом АРХ-379, два пулемета калибром 7.62мм или одну
пушку GIAT калибром 20мм.