ВС ЮАР уже давно
требовался ударный вертолет, но введенное против "государства апартеида" эмбарго
не позволяло приобрести такие машины за рубежом. Тогда в ЮАР фирмой "Atlas
Aircraft Corporation" (в настоящее время Denel) по заказу ВВС страны создан
легкий ударный вертолет огневой поддержки XH-1 Alpha.
Вертолет разрабатывался в качестве демонстратора концепции для тогдашнего
планового проекта Rooivalk. Хотя официальные представители командования ВВС
утверждали, будто эта машина является полностью собственной разработкой, тем не
менее в зарубежной печати отмечается, что в ее конструкции использованы многие
узлы и агрегаты французского вертолета Alouette III.
Проектирование легкого боевого вертолета ХН-1 Alpha велось компанией "Atlas ", работы были начаты в марте 1981 года. Фюзеляж был
спроектирован заново, а от SA 316В взяли несущий винт и трансмиссию,
выпускавшиеся в ЮАР, и двигатель Turbomeca. Хвостовая балка была незначительно
перепроектирована, экипаж располагался по схеме тандем, с превышением места
пилота над оператором вооружения. В нижней носовой части фюзеляжа была
установлена 20-мм пушка GA1, дополнительное вооружение подвешивалось на пилоны.
Предварительные летные испытания опытного образца вертолета ХН-1 Alpha
проводились в 1985 году. Прототип совершил первый
полет 3 февраля 1985 года и несколько позже начался основной этап
программы летных испытаний, чтобы изучить возможности нового ударного
вертолета в условиях жаркого климата Африканского континента.
Но существование данной программы официально
признали только в марте 1986 года.
Результаты
были в конечном счете достаточно хорошие, чтобы убедить "Atlas" и
руководство воздушных сил ЮАР, чтобы продолжать дальнейшую работу над
вертолетом. В итоге с учетом прежних нароботок по проекту вертолета XH-1
Alpha, началась разработка нового прототипа - XH-2. Впоследствии
уже на базе этого прототипа был создан и запущен в производство ударный
вертолет АН-2 Rooivalk. Однако следует отметить, что XH-1
Alpha и АН-2 Rooivalk - это совершенно разные вертолёты и не
имеют никаких общих компонентов (Rooivalk был разработан позднее XH-2
прототипа). Единственный XH-1 Alpha после
проведенных испытаний, в конце 1980-х был передан в южноафриканский
Музей ВВС, где остается и по сей день.
ХН-1
выполнен по одновинтовой схеме с трехлопастными несущим и рулевым
винтами и колесным шасси трехстоечной схемы с хвостовой опорой. На
хвостовой балке располагаются стреловидный киль (на противоположной от
рулевого винта стороне) и стабилизатор. Кабина двухместная, члены
экипажа (летчик и стрелок) размещаются по схеме тандем. Силовая
установка включает турбовальный двигатель "Artouste-3В"
французской фирмы "Turbomeca" мощностью на валу 425 кВт (570 л. е.).
Опытный
образец вертолета оснащен подфюзеляжной турельной установкой с 20-мм
пушкой GA1 собственной разработки (темп стрельбы 600 выстр./мин,
начальная скорость снаряда 720 м/с), управление стрельбой из которой
производится стрелком с использованием нашлемного прицела. Турельная
установка подвижная в двух плоскостях: по горизонту - в пределах ±120°,
по вертикали - вверх на 10°, вниз на 60°. В иностранной прессе
сообщается, что серийные вертолеты "Альфа" предполагалось вооружать
также ПТУР и неуправляемыми авиационными ракетами, которые будут
размещаться на пилонах под крылом.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
XH-1 |
Диаметр несущего винта, м |
11.20 |
Диаметр рулевого винта, м |
1.70 |
Длина, м |
10.56 |
Высота, м |
2.73 |
Масса, кг |
|
пустого |
1400 |
максимальная взлетная |
2200 |
Тип двигателя |
1 ГТД
Turbomeca Artouste IIIB |
Мощность, кВт |
1
х 550 |
Максимальная скорость, км/ч |
200 |
Крейсерская скорость, км/ч |
185 |
Практическая дальность, км |
550 |
Скороподъемность, м/мин |
276 |
Практический потолок, м |
|
Статический потолок, м |
|
Экипаж, чел |
2 |
Вооружение: |
одна 20-мм Vektor GA-1 Rattler c 1000 патронами
боевая нагрузка на 6 узлах подвески:
ПТУР и/или ПУ НАР |
Доп. информация : |
|
|
Фотографии:
|
Уголок неба. 2011
|