В ноябре 2012 года не авиационном салоне "Airshow China-2012" впервые
официально под своими наименованиями были представлены два новых боевых
вертолета китайских ВВС: ударный Changhe Z-10 так называемого "среднего класса"
и легкий разведчик Z-19. При этом сообщалось, что вертолет Z-10 в массовых
количествах поступает в войска и им оснащается уже третья вертолетная бригада
частей НОАК. Кстати, незадолго до этого вертолет уже попадал на новостные
строчки информационных агентств миро: летом 2012 года появились сообщения о
наложении крупного штрафа в 70 млн. долл. на американскую компанию United
Technologies Corp (UTCj за нелегальную поставку ее канадским филиалом "Пратт-Уитни"
двигателей для китайских боевых вертолетов Z-10.
Информация об одном из секретных проектов китайской авиапромышленности всегда
носила неполный и отрывистый характер, что не в последнюю очередь связанно с
проблемой обхода санкций на поставку военных технологий в Китай после событий но
площади Тяньаминь в 1989 году. Фактически данные о Changhe Z-10 носят характер
частично управляемых, а иногда и случайных "утечек" информации. Отсутствие
полноценного боевого вертолета в составе ВВС НАОК являлось довольно заметным
пробелом но фоне динамичного перевооружения китайских вооруженных сил.
Приобретение вертолетов "Газель"; вооруженных ПТУР и создание вооруженной версии
вертолетов "Харбин" Z-9 являются фактически только временным решением вопроса
авиационной поддержки сухопутных войск на поле боя. Особенно этот недостаток
становится заметным после прекращения производства для ВВС НОАК штурмовиков А-5,
не получивших но донный момент адекватной замены.
Первоначально проблему оснащения ВВС НОАК боевым вертолетом китайское
руководство планировало решить поставками российских Ми-24. Тем более, что
специалисты имели возможности ознакомится с "живым" образцом, полученным от
одной из "дружественных" стран. Однако программы создания в конце 1980-х -
начале 1990-х годов в ряде стран нового поколения боевых машин типа
американского RH-66 "Каманч", германо-французского "Тигра" и итальянской
"Мангусты", привели к решению переориентироваться на западный опыт и следованию
общим модным тенденциям в вертолетостроении и боевой авиации. Подробности начало
робот (в период около 1994 г.) доподлинно не известны. Наиболее вероятным
представляется разработка Китайским вертолетостроительным институтом параллельно
двух программ: одна было направлена но попытку выбрать и приобрести зарубежный
образец боевого вертолета (закончившаяся по розным причинам неудачно), вторая -
на разработку своей собственной конструкции. Практически сразу вертолет получил
обозначение Changhe Z-10 - "Жишенджи-10". Хотя работу возглавлял
вертолетостроительный институт, в качестве головной по проектированию и
последующему серийному производству была определено Чендунская компания.
Так как своего опыта разработки боевых винтокрылых аппаратов в Китае не имелось,
требовалось обратиться к зарубежному. В связи с тем, что поставка военных
технологий запрещена из-за наложенных западом санкций, китайцы первоначально
воспользовались прикрытием фиктивной "гражданской" программы вертолете Changhe
Z-10, хотя и признавалась возможность создания его "вооруженной" версии WZ-10.
Его проект в 2002 представлялся как очень похожий на Агуста-Вестленд AW139. На
удивление, успех, несмотря но эмбарго, оказался полный. Хотя реально
оборудование не покупалось, удалось привлечь западные компании для помощи в
разработке силовой установки, трасмиссии и фюзеляжа. Первым "партнером"
оказалась французская "Еврокоптер" с которой был заключен контракт но 70-80 млн.
сроком но 9 лет. Контракт предусматривал помощь в разработке главного ротора.
Через пару лет нашелся еще один "партнер" -итальянская "Агуста" (теперь "Агуста-Вестленд"),
с которой был заключен контракт но 30 млн. но "консультацию" разработки
трансмиссии и оценки вибраций. Согласно неподтвержденным сообщениям, итальянцы
не ограничились только разработкой проекта, но и изготовили несколько узлов
трансмиссии, включая четыре для сборки в Китае.
В середине 2001 года для оснащения первых опытных машин было решено приобрести
10 турбовальных двигателей РТ6С-67С фирмы "Пратт-Уитни Канада" (дочерней
компании оштрафованной United Technologies Corp.), с поставкой первого через
год, а всех десяти - к 2004 г. Приблизительно через год прошли утечки информации
о сборке первых двух опытных вертолетов, а в мае 2002 г. - об успешном испытании
трансмиссии. Всего в 2003 г. были подготовлены три опытных машины, а первый
попет Z-10 (опытного, бортовой "02") состоялся 29 апреля 2003 г. К концу 2003 г,
были закончены предварительные испытания, По результатам испытаний вертолет был
доработан: несущий винт стал пятилопастным. К 2004 г. были готовы уже шесть
опытных машин, что позволило завершить второй этап испытаний. Точное число
опытных образцов не известно - в основном упоминают 8 опытных и предсерийных
машин. Несколько прототипов испытывались армией в 2006-2007 годах. Когда
появились первые, еще нечеткие фотографии Z-10, вертолет посчитали копией либо
"Тигра", либо "Мангусты". Более поздние четкие фотографии показали сходство
граненного фюзеляжа Z-10 с фюзеляжем RAH-66 "Каманч", с прицелом но применение "стелс"-технологий,
хотя с меньшим размахом. Борта фюзеляжа наклонены с целью снижения сигнатуры при
радиолокационном облучении. Рулевой винт установлен справа. Пилот и оператор
расположены друг за другом. Шасси - неубирающееся. В целом Changhe Z-10 отражает
основные тенденции в развитии боевых вертолетов.
Тем не менее разворачивание полномасштабного серийного производство сдерживалось
из-за санкций США, задерживающих приобретение новых двигателей РТ6С-76С. Главной
проблемой было то, что предлагавшийся но замену РТ6С китайский WZ-9 обладал
меньшей мощностью. Приблизительно в 2009 году появились сообщения о
"доработанном" Z-10A - такое название он получил потому, что бортовой номер
опытного вертолета сменился с "03" на "03А". Планер вертолета доработали и
облегчили, также он получил новую силовую установку. По крайне мере но последних
вертолетах изменили направление выхлопа двигателей -в сторону от фюзеляжа.
Считается, что вертолет был оснащен китайским двигателем WZ-9, созданным при
содействии российских и украинских специалистов. Главными достоинствами
двигателя считается низкая стоимость эксплуатации и отсутствие зависимости от
зарубежных комплектующих. Модифицированы также гондолы двигателей, установлены
противопыльные фильтры, доработано оперение.
Говоря об оборудовании, стоит отметить, что вертолет оборудован
электродистанционной системой управления и "стеклянной" кабиной с
многофункциональными экранами. Все системы построены но общей шине китайского
стандарта GJV289A (эквивалент МП Std 1553В). Другие системы включают средства
связи и навигации, о также встроенную систему РЭБ (системы предупреждения об РЛ-
и лазерном облучении, системы постановки активных и пассивных помех в ИК- и
РЛ-диапазонах). Оборудование включает нашлемную прицельно-информационную
систему. В носовой части установлено прицельно-поисковая система, включающая
инфракрасную камеру, лазерный дальномер, о также небольшая камера для
пилотирования в ночных условиях. Сам прицельный комплекс в процессе работ над
вертолетом менялся минимум три раза. Предполагается и установка локатора,
который проходит испытания на Z-9.
В качестве основного вооружения вертолета Changhe Z-10 первоначально
рассматривались ракеты HJ-8A - в целом аналог американских Тоу-2А. Ракеты HJ-8A
подвешиваются на пилоны под крылом в контейнерах коробчатой формы. Но основную
ставку сделали на разрабатываемую в Китае новую противотанковую ракету HJ-10
(KD-10), являющуюся аналогом американской ракеты AGM-114 "Хеллфайр". Судя по
имеющимся данным, вертолет в текущей конфигурации способен нести 8 ракет HJ-10.
В носовой части вертолета установлена 30-мм пушка, которую дополняют
неуправляемые ракеты. Для поражения воздушных целей с Z-10; в Китае разработана
новая легкая ракета "воздух-воздух" PL-90, пусковые устройства которой крепятся
на законцовках крыла.
Приблизительно в середине 2007 г. испытания завершились и было решено начать
серийное производство. Первые серийные машины НОАК получила в конце 2007 года.
Освоение нового вертолета шло в течение 2008-2009 годах. Сначала вертолет
Changhe Z-10 поступил на вооружение 5-го полка армейской авиации; базирующегося
на аэродроме Нандзинг-Тушан. В начале 2010 года поступили сообщения о начале
полномасштабного серийного производства Z-10, а в декабре 2010 года вертолет уже
был принят на вооружение. Появление полноценного боевого вертолета означает
качественно новый этап развития китайских ВВС. Даже недостаточная мощность
двигателей WZ-9 не является серьезным недостатком машины, так как в разработке
уже находится двигатель WZ-16 мощностью почти в полтора раза больше, чем WZ-9.
Двигатель создается совместно с французской "Турбомекой" для нового вертолета
Avicopter АС352 (бывшего Z-15) на основе двигателя "Ardiden", который уже
рассматривался в качестве возможной альтернативы для Пратт-Уитни РТ6С-67Е. Так
что проблем с установкой на Z-10 быть не должно. На данный момент вертолет
Changhe Z-10 уже активно участвует в боевой учебе частей НОАК.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Z-10 |
Диаметр несущего винта, м |
13.00 |
Диаметр рулевого винта, м |
|
Длина, м |
14.20 |
Высота ,м |
3.84 |
Масса, кг |
|
пустого |
5100-5500 |
нормальная взлетная |
6500 |
максимальная взлетная |
7500 |
Тип двигателя |
2 ГТД Pratt &
Whitney Canada PT6C-67C (WZ-9) |
Мощность, кВт |
2 х 985 |
Максимальная скорость, км/ч |
270 |
Крейсерская скорость, км/ч |
120 |
Практическая дальность, км |
800 |
Боевой продолжительность полета, ч.м |
2.45 |
Скороподъемность, м/мин |
|
Практический потолок, м |
6400 |
Статический потолок, м |
|
Экипаж, чел |
2 |
Вооружение: |
одна 30-мм пушка боевая нагрузка
до 1500 кг на 4 узлах подвески : 4 ПУ ПТУР HJ-9,
HJ-10 или 2 ПУ 57-мм или 90-мм НУР или 2 УР воздух-воздух TY-90 или 2 контейнера с 12.7-мм пулеметами |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2011
|