Китайский специализированный
ударный вертолет Z-19E разработан компанией Harbin Aircraft Industry
Group Co., входящая в состав корпорации AVIC. Предназначен для поражения бронетехники,
подавления огневых точек противника, поддержки подразделений сухопутных войск на
поле боя, а также для перехвата малоскоростных низколетящих целей. Вертолёт
Harbin Z-19Е разработан на базе китайского вертолета Harbin Z-19, который
впервые взлетел в 2010 году, а в 2012 уже поступил на вооружение вооруженных сил
Китая. Полноразмерная модель Harbin Z-19E была продемонстрирована в 2015 году,
а первый полет
опытный образец совершил 18 мая 2018 года.
Однороторный Z-19E, получивший прозвище "Коршун,"
имеет двойную кабину и узкий фюзеляж с миниатюризированными системами
авионики и оружия на борту, что позволяет использовать боевую машину в
различных комплексных задачах в разных погодных условиях.
Является первой боевой машиной армейской авиации, предлагаемой Китаем на экспорт.
Экспортная версия создана с рядом улучшений, направленных на бесшумность и
безопасность пилотирования в реальных боевых условиях. Новый вертолет легче
базовой модели на 250 кг (4250 против 4500). По заявлению разработчиков, снизить
вес машины удалось без снижения бронезащиты и боевых возможностей. При этом по
скорости и маневренности новый вертолет превосходит многие машины в своем
классе.
Z-19E выполнен по нормальной схеме с тандемным расположением экипажа. Кабина и
топливные баки имеют противопульное бронирование. В конструкции применены
технологии малозаметности. Компоновка кабины обеспечивает
экипажу широкий обзор. Шасси неубираемое, трехопорное, с повышенной энергоемкостью для безопасности при
аварийной посадке.
От Z-9 новый вертолет его отличает сниженный уровень шума,
измененная конструкция кабины для надежной защиты летчиков от лобовых атак и ряд
усовершенствований для предотвращения попадания в винты посторонних предметов
при полете на малой высоте. Машина оснащена пуленепробиваемым топливный баком.
Отмечается, что Z-19E превосходит многие вертолеты в
своем классе по скорости и маневренности.
Вертолет оснащен двумя турбовальными двигателями WZ-8C с
максимальной продолжительной мощностью по 581 кВт
и взлетной мощностью 700 кВт, к
которым применены меры по снижению ИК-заметности и предотвращения попадания
посторонних предметов при полете на малой высоте. Несущий винт четырехлопастной,
а рулевой - типа "фенестрон". Лопасти выполнены из композиционных материалов.
Конструкторы AVIC также повысили степень безопасности
машины при нахождении в воздухе, усовершенствовав систему,
предотвращающую затягивание инородных предметов в район винтовых лопастей,
- при низкой высоте полета это может вывести вертолет из
строя.
В номенклатуру вооружения, размещаемого на четырех точках подвески, входят ПТУР,
управляемые ракеты класса "воздух - воздух", НУРС, а также пулеметы в подвесном
контейнере.
В мае 2018 года корпорация AVIC сообщила о том, что в
конце апреля и начале мая вертолет Z-19E прошел интенсивные испытания, в ходе
которых он применял ракеты класса "воздух-воздух", различные неуправляемые и
управляемые ракеты класса "воздух-поверхность", а также подвесные пушечные
контейнеры. По заявлению AVIC, эти испытания были направлены, в том числе, на
проверку сопряжения системы управления огнём и бортового вооружения винтокрылой
машины. Вместе с тем, какой-либо дополнительной информации об испытаниях
предоставлено не было.
По оценкам экспертов Z-19E – очень перспективная боевая единица, а уж по
соотношению цена/качество, однозначно не имеет равных на рынке военной техники.