Проект Eviation Alice появился на родине стартапов - в Израиле - в 2015 году. Идеей его создателей было построить самолет, который работал бы на
электродвигателе, мог бы использоваться в качестве аэротакси и частного борта. К 2018 году им удалось сделать первую модель будущего самолета «на батарейке» и
отправить ее в полет. Следующей задачей было найти нового владельца для такого хлопотного, но перспективного предприятия. Поиски было решено начать на
крупнейшем в мире авиасалоне - в Париже. Ради этого производство первого полноценного прототипа самолета Alice перенесли в город Ванс (Франция), и в 2019 году
он гордо представлял израильский стартап Eviation на Paris Air Show. Решение выставляться на авиасалоне в Париже оказалось верным: несколько месяцев спустя 70% Eviation Alice приобрела инвестиционная компания из Сингапура Clermont Group.
Новым владельцам практически сразу удалось найти покупателей для самолетов будущего. Американская региональная авиакомпания Cape Air заказала у Eviation Alice
92 борта по $4 млн за каждый, а в общей сложности у нового производителя довольно скоро появились заказы на 150 машин, обеспечив необходимые для разработки и
налаживания производства средства.
Eviation Alice с самого начала своего существования был задуман как международный проект, своего рода конструктор, который «собирается» из лучшего, что может
сегодня предложить авиационная индустрия. В свое время по такому же принципу создавался Concorde. Изначально было задумано выпустить две версии самолета: с
герметизированной кабиной для перелетов на большой высоте и с негерметизированной для непродолжительных перелетов на высоте до 3000 м. В ходе разработки от
последней версии решили отказаться. Для Alice тщательно и долго выбирали двигатели, сменив в итоге установку от Siemens на 700-киловаттные двигатели MagniX
650 (у
компании MagniX тот же сингапурский инвестор, что и у Eviation Alice).
Максимальная взлетная масса самолета составляет 8350 кг. Почти половина из этого приходится на установленные под полом кабины литий-ионные аккумуляторные
батареи компании AVL (их общая масса оценивается примерно в 3800 кг) – единственный источник энергии для маршевых электродвигателей и всех бортовых систем.
Alice построен из композитных материалов (до 95% конструкции) и имеет два электрических тянущих винта в хвостовой части. Самолет может перевозить до 9
пассажиров или 1100 кг груза на дистанции до 460 км (с запасом заряда на 30 минут полета) с максимальной скоростью до 481 км/ч.
Следующим важным вопросом, который предстояло решить Eviation, был дизайн самолета. Проведя ряд тестовых полетов с уже новыми двигателями, разработчики решили
изменить их расположение и поместили их в гондолы в хвостовой части, а сам хвост полностью переделали, превратив его в Т-образный. «Мы перешли от V-образного
к T-образному оперению, чтобы оптимизировать характеристики и управляемость, а также сделать для пилотов переход к управлению самолетом проще и надежнее», -
заявила представитель компании. Именно в таком виде первый Eviation Alice приступил к тестовым полетам 27 сентября
2022 года.
К настоящему времени Eviation располагает уже тремя соглашениями на поставку в общей сложности 137 самолетов Alice: американские региональные авиакомпании Cape
Air и Global Crossing Airlines намерены получить 75 и 50 таких машин соответственно, а грузовой перевозчик DHL Express – 12 в версии eCargo.
Прототип Alice собирался в ангаре в Арлингтоне из крупных узлов, изготовленных различными поставщиками. Фюзеляж был изготовлен во Франции компанией Multiplast,
входящей в группу Carboman, специализирующуюся на производстве композитных материалов. Крыло изготовила GKN в Филтоне, Англия.
Желание Eviation перенести производство серийных самолётов в США зависит от поиска альтернативных партнёров для выстраивания внутренней цепочки поставщиков. В
компании не стремятся быть производителями фюзеляжей, для этого есть другие участники, специализирующиеся на этом. Вместо этого Eviation сосредоточится на
проектировании самолётов с электрическим приводом, интеграции батарей с бортовой системой и сборке самолёта.