Идея возобновления серийного производства самолетов Ан-124-100 обсуждается
уже не первый год, однако только в начале 2000-х удалось приступить к ее практической
реализации. Серьезный импульс процессу был дан после избрания Алексея Исайкина
председателем Совета директоров "Авиастара". Вот что сказал об этом сам Алексей
Исайкин: "На этом ответственном посту я намерен придерживаться таких принципов,
как соблюдение баланса между интересами государства, акционеров и самого
предприятия, взаимовыгодное сотрудничество с контрагентами и
клиентоориентированность. Также считаю крайне важным участие предприятия в
реализации государственных реформ в российской авиапромышленности, а
впоследствии - превращение ЗАО "Авиастар-СП" в полноправного члена Объединенной
авиастроительной компании". Одной из важнейших своих задач на новом посту
Исайкин видит возобновление серийного выпуска самолетов Ан-124-100 в Ульяновске.
По его мнению, восстановление производства "Руслана" должно привести к оживлению
в российском самолетостроении, в значительной степени повлиять на сохранение за
Россией и Украиной ведущих позиций на мировом рынке грузовых авиаперевозок,
расширить сотрудничество России и Украины при реализации масштабных промышленных
проектов, создать реальные условия для нового технологического прорыва в области
гражданской авиации. Кроме того, восстановление производства Ан-124-100, наряду
с уже реализующимся и поддерживаемым на государственном уровне национальным
проектом модернизации транспортных самолетов Ил-76ТД (МД), может стать одной из
наиболее амбициозных и перспективных задач российской авиационной промышленности
на ближайшие 15-20 лет.
Дело в том, что сегодня перевозки уникальных и негабаритных грузов на Ан-124-100
выделились в отдельный сегмент мирового рынка грузовых авиаперевозок, который
успешно контролируют российские и украинские компании. С 1993 по 2004 гг. в этом
секторе авиагрузового бизнеса наблюдался устойчивый рост объема перевозок в
среднем по 12,7% в год, который в настоящее время составляет 500 млн долл. или
110 тыс. т груза. По прогнозам экспертов к 2020 г. объем перевозок может
достигнуть 1-1,5 млрд. долл. или 350-400 тыс. т грузов, что потребует
дополнительно 40-50 воздушных судов типа Ан -124.
В процессе восстановления производства планируется изменить технический облик "Руслана"
с тем, чтобы, сохранив все основные преимущества, придать ему целый ряд новых
качеств. Так, предусматривается заменить авионику, увеличить грузоподъемность до
150 т, установить усовершенствованные двигатели. Кроме того, с шести до четырех
человек будет сокращен экипаж самолета. Модифицированный самолет получил
название АН-124-100М-150.
Одним из первых важных практических шагов в деле восстановления серийного
производства Ан-124-100 стало принятие и подписание соответствующими ведомствами
и организациями России и Украины "Решения о первоочередных мерах по
возобновлению серийного производства и поэтапной модернизации самолета
Ан-124-100 на предприятиях Российской Федерации и Украины". Сегодня уже готовы
бизнес-план и технико-экономическое обоснование проекта. Финансирование
программы планируется из нескольких источников, включая собственные средства
участников проекта, правительственные кредитные гарантии, стартовую финансовую
поддержку со стороны Правительства России, возврат средств по которой будет
осуществляться по мере продажи производимых самолетов, кредиты коммерческих
банков и международных финансовых организаций (Сбербанк, Внешторгбанк, 1FC, EBRD),
в т.ч. под правительственные гарантии, участие в проекте отдельных поставщиков в
качестве партнеров с разделением рисков в обмен на предоставление статуса
эксклюзивного поставщика, денежные потоки от авансовых платежей заказчиков
самолетов.
Что же происходит в рамках реализации проекта сегодня? В ходе работы
Международного авиакосмического салона МАКС-2005 Группа компаний "Волга-Днепр",
АНТК им. O.K. Антонова и ЗАО "Авиастар-СП" подписали учредительные документы по
созданию филиала АНТК им. O.K. Антонова на ЗАО "Авиастар-СП" в Ульяновске.
Основной целыо филиала является научно-техническое сопровождение производства и
эксплуатации самолетов семейства Ан-124. В соответствии с соглашением филиал
будет осуществлять работы по внесению изменений в типовую конструкцию
производимых "Авиастар-СП" самолетов семейства Ан-124-100 и созданию новых
модификаций, в т.ч. с участием специалистов ЗАО "Авиастар-СП" и других
предприятий Российской Федерации. Также планируется организация сертификации
изменений и конструкторское сопровождение производства и эксплуатации всех
самолетов данного семейства в Российской Федерации.
Кроме того, на МАКС-2005 "Волга-Днспр" и авиакомпания "Полет" заключили
предварительные соглашения с ЗАО "Авиастар-СП" о заказе и поставке десяти
самолетов Ан-124-100М-150 - по пять для каждой компании. Начало поставок
запланировано на 2008 г.
А вообще потребности "Волги-Днепра" в новых "Русланах" оцениваются в 15
самолетов, "Полета" - в 5-8 самолетов. Некоторое количество Ан-124, возможно,
приобретут "Антоновские авиалинии" и "Атлант-Союз". 4-10 "Русланов" могут
понадобиться Объединенным Арабским Эмиратам. НАТО и Европейский Союз также
нуждаются в самолетах подобного типа для проведения разного рода миротворческих
операций. Поставка Ан-124 возможна как на условиях аренды и лизинга, так и
прямых закупок. Тем более, что "Волга-Днепр" уже создала на территории Европы
базу для технического обслуживания Ан-124.
Группа компаний "Волга-Днепр" и Внешэкономбанк подписали на МАКС-2005 соглашение,
которое предусматривает долговременное сотрудничество по организации
финансирования программ возобновления серийного производства уникального
тяжелого транспортного самолета Ан-124-100 и модернизации самолета Ил-76ТД. В
ходе реализации соглашения планируется привлекать представителей банка к работе
по проведению финансовой экспертизы проектов Группы компаний. Внешэкономбанк
также намерен содействовать организации их финансирования и выступать гарантом
по проектам на согласованных условиях.
Предполагается, что объектом возобновленного серийного производства станет
модернизированный самолет Ан-124-100М-150 с усовершенствованным оборудованием
отечественным (СНГ) оборудованием и оборудованием фирм Collins и Litton,
что позволило уменьшить с шести до четырех человек состав экипажа и увеличенной до 150 т
грузоподъемностью. На нем устанавливаются модернизированные двигатели Д-18Т 3-й
серии (т.н. Stage III), отличающиеся своей повышенной надежностью. Важной
особенностью Ан-124-100М-150 является упрощение и ускорение погрузки моногрузов
массой до 150 т, для чего усилена конструкция переднего грузолюка. В связи с
увеличением массы самолета усовершенствована система торможения и применены
усиленные пневматики колес. В соответствии с современными и перспективными
требованиями Евроконтроля по зональной навигации P-RNAV, в частности, по
точности самолетовождения, на новом "Руслане" установлен модернизированный
навигационный комплекс. Также установлена новая система раннего предупреждения
столкновения с землей. В модификации реализованы так же
следующие функциональные улучшения:
- увеличена
максимальная взлетная масса с 392 тонн до 402 тонн;
- увеличена
дальность полета, в том числе с грузом 120 тонн с 4650 км до 5400 км;
- внедрен новый регламент технического обслуживания РО-500(ТО через 500
л.ч.);
- ресурс самолета
доведен до 24000 часов;
- обеспечение
грузовые работы с моногрузом до 40 тонн бортовыми грузовыми средствами;
- усилена
конструкция фюзеляжа для обеспечения перевозок моногрузов массой до 150
тонн;
- модернизировано
навигационный комплекс и локатор;
- сокращен на 30%
посадочную дистанцию;
- заменено
военное кислородное оборудование на гражданское;
- установлено
более совершенную систему защиты от молнии
- установлены
новые приборы контроля двигателя;
- разработаны
модернизированные системы управления реверсом и контроля над вибросостоянием
двигателя;
- установлена
система раннего предупреждения столкновения с землей СРППЗ-2000 (EGPWS);
- внедрено усовершенствованное наблюдение (ЕНS);
-
модернизированная инерциальная навигационная система А826;
- разработан и
внедряется Главный перечень минимального оборудования (ГПМВ).
Как известно, все "Русланы" (а также единственный
самолет Ан-225 "Мрия") сегодня оснащаются трехвальными турбовентиляторными
двигателями с большой степенью двухконтурности Д-18Т тягой 23 430 кгс,
разработанными Запорожским машиностроительным КБ "Прогресс" им. А.Г. Ивченко и
серийно выпускавшимися предприятием "Мотор Сич". Современная версия двигателя -
Д-18Т серии 3, ей укомплектованы все коммерческие самолеты Ан-124-100. Ей же
можно оснащать новые серийные "Русланы", производство которых предполагается
возобновить в Ульяновске. Но для более полного использования возможностей
модифицированного Ан-124-100М-150 с увеличенной грузоподъемностью "Ивченко-Прогресс"
в содружестве с "Мотор Сич" предлагает новую версию двигателя - Д-18Т серии 4,
отличающуюся повышенной тягой и реализацией ряда мероприятий в соответствии с
ужесточившимися требованиями ИКАО.
Идея повышения тяги базового двигателя Д-18Т возникла на "Ивченко-Прогресс" уже
довольно давно, когда АНТК им. O.K. Антонова приступил к разработке
перспективного магистрального пассажирского самолета Ан-218. Для него в
Запорожье спроектировали модифицированный двигатель Д-18ТМ тягой 25 000 кгс.
А для планировавшихся последующих вариантов Ан-218-100, Ан-218-200 и др.
предназначался еще более мощный Д-18ТР (тяга 27 500 кгс). Применение аналогичных
силовых установок в перспективе предполагалось и на новых "Русланах". Однако
замораживание программы Ан-218 не позволило реализовать и проекты Д-18ТМ/ТР.
Вновь вернуться к идее увеличения тяги Д-18Т запорожские конструкторы смогли
только в 2004 г., когда "Антонов" предложил более грузоподъемный вариант "Руслана"
- Ан-124-100М-150. В принципе, обеспечить перевозку грузов массой до 150 т при
увеличенной до 402 т взлетной массе Ан-124-100М-150 может и с имеющимися
двигателями Д-18Т серии 3 тягой 23 430 кгс (это, по всей видимости, и будет на
первом этапе его серийной постройки). Однако для более полного использования
возможностей машины, сокращения взлетной дистанции и предусмотренного
дальнейшего повышения взлетной массы самолета до 420 т (для увеличения дальности
полета при той же максимальной коммерческой нагрузке) Ан-124-100М-150
предлагается в будущем оснащать более мощными двигателями Д-18Т серии 4 тягой 25
400 кгс.
Такой двигатель в настоящее время находится в разработке в ГП "Ивченко-Прогресс".
Для повышения тяги на нем применяются новые рабочее колесо, корпус и сопловой
аппарат вентилятора, новые сопловые и рабочие лопатки турбины вентилятора и ТВД,
а также сопло внутреннего контура. Кроме того, на Д-18Т серии 4 предусмотрено
применение звукопоглощающих конструкций, модернизированных систем управления
двигателем и реверсом тяги. Указанные мероприятия позволят при сохранении
параметров на крейсерском режиме и всех габаритных размеров получить повышение
тяги на взлетном режиме на 8,4% (почти на 2000 кгс). Масса двигателя в
результате доработки повысится всего на 50 кг.
Применение двигателей Д-18Т серии 4 на самолете Ан-124-100М-150 позволит при
сохранении максимальной грузоподъемности 150 т и дальности полета с этой
нагрузкой 3200 км (при нагрузке 40 т— 11 900 км) для сертифицированной
максимальной взлетной массы самолета 402 т снизить потребную длину ВПП с 3000 до
2800 м. А при взлетной массе 370 т (соответствует полету с грузом 150 т на
дальность 1450 км или с грузом 40 т на дальность 8500 км) ее удастся сократить
до 2000 м. Планируемая сертификация самолета на максимальную взлетную массу 420
т позволит сделать применение Д-18Т серии 4 на "Руслане" еще более оправданным.
Немаловажно, что двигатель Д-18Т серии 4 может быть получен не только путем
нового производства, но и модернизацией ранее выпушенных двигателей третьей и
первой серий. При этом затраты на доработку одного Д-18Т серии 3 в облик серии 4
оценивается примерно в 800 тыс. долл. Если же дорабатывать до его образцу старые
двигатели первой серии (которых осталось еще немало, например, в
Военно-транспортной авиации России) затраты могут составить чуть менее 2 млн
долл. на один двигатель.
Прототип
Ан-124-100М-150 был в 2004 г. изготовлен в Киеве на базе одного из первых
серийных "Русланов" киевской сборки - самолета No.01-06, налетавшего к этому
времени 12 тыс. ч (полный назначенный ресурс Ан-124 -24 тыс. ч или 25 лет
эксплуатации). Первый показ его состоялся во время выставки "Авиасвит-XXI" в
сентябре прошлого года, еще до того, как он поступил на летные испытания.
Первый полет Ан-124-100М-150 состоялся в киевского
аэродрома "Святошино" 14 октября 2004 г. Одной из задач первого этапа испытаний
было подтверждение соответствия нового самолета требованиям Евроконтроля при
выполнении полетов по процедурам P-RNAV. Так, максимальное отклонение от линии
заданного пути не должно превышать одну милю на всем протяжении воздушного пути.
Примененный на Ан-124-100М-150 пилотажно-навигационный комплекс А-820М
производства ЗАО "Котлин-Новатор" холдинговой компании "Ленинец" (г. С.-Петербург)
содержит глобальную аэронавигационную базу данных фирмы Jeppesen, что позволяет
отказаться в полете от навигационных карт и справочников.
Программа испытаний модернизированного пилотажно-навигационного комплекса была
рассчитана на 34 полета и выполнялась в три этапа, причем на третьем
предполагалось совместить испытания с перевозкой коммерческих грузов при
посадках в аэропорты Европы с плотным и интенсивным воздушным движением.
В летных испытаниях Ан-124-100М-150 отрабатывалось также взаимодействие экипажа
в уменьшенном составе (без второго бортинженера и радиста). Испытания
модернизированной машины проводил экипаж в составе: С.А. Нечепуренко (командир),
А.З. Моисеев (помощник командира), В.Л. Наконечный (штурман) и М.И. Расшивалов (бортинженер).
Важной вехой на пути к созданию Ан-124-100М-150 стала выдача Авиационным
регистром Межгосударственного авиационного комитета (АР МАК) дополнения к
сертификату типа на самолет Ан-124-100. Оно было торжественно вручено 17 августа
этого года, во время МАКС-2005, АНТК им. O.K. Антонова, ЗАО "Авиастар-СП" и
Группе компаний "Волга-Днепр". Дополнение к сертификату подтверждает возможность
эксплуатации самолета со взлетной массой, увеличенной до 402 т, и коммерческой
нагрузкой, увеличенной со 120 до 150 т.
Возобновление производства Ан-124-100 и его улучшенных модификаций в Ульяновске
позволит обеспечить потребности заказчиков в тяжелых грузовых рамповых самолетах
и сохранить монополию России и Украины на рынке авиаперевозок уникальных и
крупногабаритных грузов. Кроме того, это будет способствовать решению социальных
проблем, давая работу тысячам авиаспециалистов в России и на Украине, позволит
возродить на новом уровне научно-технический потенциал российской и украинской
авиапромышленности, а также создать стратегический резерв для
Военно-транспортной авиации.