Ан-158 - продолжение модельного ряда Ан-148. Благодаря увеличенному
количеству мест в расчете на один пассажирокилометр, эксплуатационные
характеристики самолета улучшились на 15-18%. При этом по топливной
эффективности новый "Ан" несколько превосходит близкий по размерности Sukhoi
Superjet 100 (SSJ100) благодаря лучшему крылу и более экономичным, чем SaM.146,
двигателям Д-436-148. По предварительным оценкам, на крейсерском режиме полета с
числом Маха 0,7-0,75 Ан-158 имеет аэродинамическое качество на 0,5-1 единицу
выше, чем SSJ100, а его силовая установка потребляет на 3-5% меньше топлива. Так
получается потому, что у Ан-158 крыло большего размаха и удлинения при несколько
меньшем диаметре фюзеляжа (что делает его планер более "летучим"). В то же время,
прогрессивная трехвальная схема Д-436 имеет ряд преимуществ перед более простым
по конструкции двухвальным SaM. 146.
Во время представления нового "Ана" журналистам 20 апреля вице-президент ГП "Антонов"
А.Д. Кива сказал: "Вместе с нашими российскими партнерами мы плотно работаем над
формированием вектора приоритетного развития семейства воздушных судов
Ан-148. В создании этих самолетов принимают участие около 250 компаний из 15
стран мира. Россия - наш главный, стратегический партнер в этой программе".
Ан-158 органически дополнит находящийся в производстве и эксплуатации базовый
самолет семейства Ан-148-100. "Там, где пассажиропотоки не очень насыщенные, -
пояснил Александр Дмитриевич, - заказчики с удовольствием делают ставку на
Ан-148-100 с вместимостью от 68 до 80 кресел. На маршрутах с большими потоками
пассажиров выгоднее эксплуатировать Ан-158, рассчитанный на 99 мест. Вместе с
нашими российскими партнерами мы сможем предлагать полноценное семейство
самолетов, которое даст заказчику возможность получить оптимальное сочетание
различных моделей в своем парке. При этом у Ан-158 очень высокая степень
унификации с Ан-148: единые кабина, системы, агрегаты, элементы планера и так
далее. Поэтому затраты на обучение экипажей и поддержание парка в исправном
состоянии невысокие, что выгодно эксплуатирующим организациям".
Ан-158 с бортовым номером UR-NTN представляет собой опытный экземпляр, на
котором планируется провести комплекс летных испытаний, а затем -
сертификационных. "Мы намерены провести этот процесс в течение 9-11 месяцев, и
не позднее первого квартала 2011-го года получить сертификат типа, - сказал
Александр Дмитриевич. - Производство серийных самолетов разворачивается вместе с
нашими российскими партнерами из Объединенной авиастроительной корпорации". ГП "Антонов"
и OAK согласовали программу кооперации и сроки поставки первых товарных
самолетов, а также подходы в ценовой политике. Достигнута принципиальная
договоренность о создании единого центра продаж воздушных судов семейства
Ан-148".
Возможно, Ан-158 послужит базой для создания военно-транспортного и грузового
Ан-178. В настоящее время эта машина находится на этапе эскизного проекта. Она
будет отличаться увеличенным диаметром фюзеляжа и наличием хвостовой рампы. ГП "Антонов"
сейчас формирует круг покупателей и уточняет требования к этому самолету. "Потенциальные
покупатели предъявляют к самолету разные требования, которые между собой
отличаются. Мы хотим предложить им оптимальное решение, которое устроит всех", -
продолжил Александр Кива.
Известно, что презентация проекта Ан-178 получила хорошие отклики у российских и
индийских военных, которые хотят приобрести несколько сотен рамповых самолетов
нового поколения в классе грузоподъемности 15-20 тонн. Кроме того, поступают
положительные комментарии и от чисто гражданских организаций.
Так, Генеральный директор "Ильюшин Финанс Ко" А.И. Рубцов сказал: "Мы
внимательно изучаем грузовую версию самолета, которая разработана антоновцами.
Она нам очень нравится. Однако рынок специально построенных новых грузовых
самолетов очень непростой. Они конкурируют с подержанными машинами,
конвертированными из пассажирских в грузовые. В этой ситуации новые грузовые
самолеты продать непросто. Тем не менее, грузовой самолет представляет для нас
интерес, поскольку у него имеется определенная унификация с основной
пассажирской версией по элементам оперения, крылу и кабине летчиков. Если будет
хорошая грузовая кабина и хорошая топливная эффективность, то, я думаю, грузовой
самолет на базе Ан-148 найдет хороший спрос не только в военно-транспортном
варианте, но и на коммерческом рынке".
Первые Ан-158 поступят заказчикам в 2011 г. Стартовый заказчик - авиакомпания
правительства Москвы "Атлант-Союз". Ее Генеральный директор Е.В. Бачурин сказал:
"Ан-158 представляет очень логичное продолжение линейки базового самолета
Ан-148. Мы планируем брать и одну, и вторую модель. Думаем активно использовать
Ту-204 и Ан-148 для полетов не только по России, но и за рубеж". При этом
авиакомпания имеет планы приобретения значительного количества самолетов
семейства Ту-204СМ и Ан-148 через лизинговую компанию "Ильюшин Финанс Ко".
Евгений Бачурин продолжает: "Считаю, что при условии организации хорошей
технической поддержки эти типы воздушных судов покажут себя конкурентоспособными.
Главное - качество технической поддержки со стороны производителя самолетов.
Если в реальной эксплуатации получается месячный налет в 300-350 часов в расчете
на один списочный самолет, то авиакомпании, эксплуатирующие технику
отечественного производства, никаких проблем с экономикой эксплуатации не
чувствуют. А если самолеты летают меньше, нам становится сложнее конкурировать с
авиаперевозчиками, оснащенными самолетами западного производства".
Наиболее главная задача, которую должны решить отечественные производители в
самое ближайшее время, - реально наладить серийный выпуск вышеназванных типов
самолетов, при котором выходящие с завода машины будут иметь приемлемую
стоимость (что невозможно при "штучном" выпуске) и будут унифицированы по
широкому кругу запасных частей (что упростит и удешевит их эксплуатацию).
Поставки авиакомпаниям новых отечественных самолетов ведутся с использованием
механизма финансового лизинга. Авиакомпания правительства Москвы заключила с "Ильюшин
Финанс Ко" контракт о десяти Ан-158 с опционом еще на пять. В рамках
международной кооперации по выпуску самолетов семейства Ан-148 созданы две линии
сборки: на ГП "Антонов" в Киеве и ОАО "ВАСО" в Воронеже. Многие элементы планера
самолета выпускаются в России, а крылья и отдельные части фюзеляжа делают в
Украине. Двигатели Д-436-148 собирают в Запорожье с использованием отдельных
модулей производства московского завода "Салют". Авионику интегрирует российский
"Авиаприбор-Холдинг". Общая доля российских и украинских предприятий в стоимости
самолета составляет около 90%. Отдельные бортовые системы приобретаются в
Германии, Франции и других странах.
"Все машины семейства Ан-148, которые будут закупаться российскими
государственными структурами, такими как Управление делами Президента РФ, МЧС и
МО РФ, будут российской сборки", - подчеркнул А.И. Рубцов. При этом он отметил,
что ГП "Антонов" является ближайшим партнером, отношения с которым строятся на
длительную перспективу. Касаясь вопросов производства Ан-158, Александр Иванович
отметил: "Ан-158 будет, в основном, собираться в Киеве, a customization, то есть
установка интерьера, покраска самолета, окончательные летные испытания перед
сдачей заказчику, будет происходить в Воронеже".
Основные акционеры "Ильюшин Финанс Ко" в лице ВЭБ и OAK ставят перед лизинговой
компанией задачу продвигать продукцию российского и российско-украинского
производства. "Мы не занимаемся самолетами иностранных производителей, а
продвигаем ту продукцию, которую считаем необходимой для того, чтобы эффективно
работали заводы наших стран", - подчеркнул Александр Рубцов. Он напомнил, что
его компания уже реализовала три самолета Ан-148-100В российской сборки
стартовому российскому заказчику - Государственной транспортной компании "Россия".
В мае-июне в Воронеже шли летные испытания четвертого Ан-148 российской сборки,
который также предназначен для ГТК "Россия". А в это время в Киеве Ан-158
выполнял свои первые испытательные полеты, направленные на оценку характеристик
устойчивости и управляемости, а также интегральных летных данных. В настоящее
время этот этап испытаний уже позади, и антоновцы выполняют полеты по программе
сертификации Ан-158.