Ан-74 - легкий
транспортный многоцелевой самолет, создан в Авиационном научно-техническом
комплексе (АНТК) имени О.К.Антонова.
2 февраля 1982 года МАП и МГА СССР принимают решение о создании самолета
Ан-74 (прежнее наименование Ан-72А) для работы в условиях Арктики и
Антарктики на основе модифицированного варианта самолета Ан-72,
запущенного в серийное производство на ХАПО. 26 января 1983 год было
принято решение Совета Министров СССР о создании на Киевском механическом
заводе первого опытного варианта самолета Ан-74 с колесным шасси путем
модификации опытного самолета Ан-72 № 003. 29 сентября опытный самолет
Ан-74 (бортовой №"СССР-780334", серийный № 003) совершает свой первый
полет с экипажем во главе с летчиками С.А.Горбиком и В.А.Шляховым. В
августе 1986 года состоялась первая международная демонстрация самолета
Ан-74 "СССР-58642" на авиационном салоне в городе Ванкувер в Канаде. 13
сентября 1990 года не дожидаясь окончания государственных испытаний,
Министерство гражданской авиации начинает проведение эксплуатационных
испытаний самолетов Ан-74 на базе аэропорта Черский Колымо-Индигирского
ОАО концерна "Якутавиа". 13 декабря успешно закончены государственные
испытания четырех предсерийных самолетов Ан-74, проходившие на аэродромах
в Шереметьево, Сочи, Ашхабаде, Борисполе, Гостомеле, Черском,
Павловск-Камчатском.
В апреле 1991 года самолет Ан-74 решением МГА допущен к эксплуатации в
граждан ской авиации. 2 августа Постановлением Госавианадзора СССР №14
АНТК им.О.К.Антонова выдан сертификат типа №13-74 на самолет Ан-74.
Ан-74 создан для эксплуатации в районах Арктики и Антарктиды, предназначен для
перевозки грузов, техники и людей на авиалиниях малой и средней протяженности в
любых климатических условиях от -60° С до +45° С и на любых широтах, в том числе
в условиях Северного полюса и в высокогорных районах. Его можно эксплуатировать
на оборудованных и необорудованных воздушных трассах в любое время года и суток
с бетонных, галечных, ледовых и снежных аэродромов, на внутренних и
международных линиях.
Самолет Ан-74 позволяет перевозить груз до 7,5 тонн, в том
числе до 10 пассажиров, на высоте до 10100 метров с крейсерской скоростью
550-700 км/ч. Кроме того, он может выполнять следующие специализированные
задачи:
-
проводку судов;
-
организацию и обслуживание дрейфующих станций;
-
проведение научно-исследовательских работ в высоких
широтах Арктического и Антарктического бассейнов;
-
визуальную ледовую разведку;
-
разведку рыбных косяков.
В условиях эксплуатации самолет Ан-74 легко переоборудуется в
санитарный, пожарно-десантный и другие варианты.
Самолет Ан-74 удовлетворяет Нормам летной годности
гражданских самолетов.
В конструкции самолета широко использованы новые
конструкционные материалы и технологические процессы. Это обеспечило высокую
весовую отдачу самолета.
Самолет выполнен по схеме высокоплана с двумя
турбовентиляторными двигателями Д-36 серии 2А взлетной тягой по 6500 кгс (63,7
кН) установленными над крылом, и Т-образным хвостовым оперением.
Установка двигателей с большим выносом вперед над верхней
поверхностью крыла практически исключает попадание в двигатели посторонних
предметов с поверхности ВПП при взлете и посадке, повышает подъемную силу крыла
за счет обдува его верхней поверхности и внутренних закрылков струями двигателей
и снижает уровень шума на местности вследствие экранирования крылом реактивных
струй двигателей.
Экипаж самолета состоит из четырех человек летного состава:
Командир воздушного судна, второй пилот, штурман, и бортмеханик.
Кабина экипажа обеспечивает хороший обзор и возможность
пилотирования в условиях аэродромов ограниченных размеров со взлетом и посадкой
по крутым траекториям. Размещение приборов и органов управления в кабине экипажа
оптимизировано и отработано на приборных стендах при всех практически возможных
полетных ситуациях.
Экипаж самолета состоит из четырех человек
летного состава:
- командир воздушного судна;
- второй пилот;
- штурман;
- бортмеханик;
- при необходимости - бортоператор по транспортному
оборудованию.
Возможна эксплуатация самолета без бортоператора, при этом его
обязанности возлагаются на бортмеханика.
Для размещения бортоператора в кабине экипажа
на входной двери устанавливается откидное сиденье с привязными ремнями, которое,
при необходимости, можно использовать для размещения лоцмана (обязанности
бортоператора в этом случае выполняет бортмеханик самолета).
Транспортная кабина
имеет габариты, оптимизированные по размерам основного потока перевозимых
грузов, и позволяет перевозить грузы в контейнерах и спакетированные на жестких
поддонах, нестандартные (тюки, бочки и др.) грузы, а также несамоходную и
самоходную колесную технику (автомобили типа УАЗ, РАФ, "Джип-С47" АРО-240 и др.)
Проем грузового люка закрывается рампой,
которую можно спускать на землю и использовать в качестве трапа, либо сдвигать
вперед под фюзеляж, что обеспечивает удобство загрузки самолета непосредственно
с кузова автомобиля.
Погрузка и разгрузка грузов, спакетированных на поддонах.
грузов в контейнерах и прочих производится с помощью бортового погрузочного
устройства грузоподъемностью 2500 кгс (24.5 кН). Погрузка и разгрузка самоходной
техники производится своим ходом. а несамоходной колесной техники - с помощью
тягача и тросового погрузочного устройства.
Большая тяговооруженность, наличие на самолете
вспомогательной силовой установки для автономного запуска двигателей и бортовых
средств механизации погрузочно-разгрузочных работ, высокое расположение
двигателей и конструкция шасси с пневматиками низкого давления обеспечивают
автономную эксплуатацию самолета с малооборудованных грунтовых, галечных,
ледовых, заснеженных аэродромов укороченных размеров с прочностью покрытия не
менее 8 кгс/см2 (800 кПа) и выше.
Установленное на самолете современное радиосвязное и
пилотажно-навигационное оборудование обеспечивает полеты самолета на
оборудованных трассах во всех географических районах, над земной и водной
поверхностями, в простых и сложных метеоусловиях, днем и ночью с высокой
точностью автоматического самолетовождения на маршруте и посадку при
метеоминимуме, соответствующем 1 категории ИКАО (60x800 м).
Самолет прост в эксплуатации, без затруднений осваивается
летным и инженерно-техническим составом средней квалификации.