В апреле 1992 года в АНТК им.О.К.Антонова начинаются проектные работы над модификацией самолета Ан-74Т-100. Первый
опытный Ан-74Т-100 - переделан в 1995 году в АНТК из серийного Ан-74
бортовой №UR-74008 серийный №1405.
Ан-74Т-100 - легкий транспортный многоцелевой самолет нового
поколения, создан в Авиационном научно-техническом комплексе (АНТК) имени
О.К.Антонова в развитие сертифицированного транспортного самолета для
Арктики и Антарктиды Ан-74, предназначен для перевозки грузов и техники на
линиях малой и средней протяженности.
Самолет Ан-74Т-100 удовлетворяет Нормам летной годности гражданских
самолетов, распространенным на базовый самолет Ан-74. В конструкции самолета широко использованы новые конструкционные материалы
и технологические процессы. Это обеспечило высокую весовую отдачу
самолета.
Самолет выполнен по схеме высокоплана с двумя турбовентиляторными
двигателями Д-36 серии 3А взлетной тягой по 6500 кгс (63,7 кН)
установленными над крылом, и Т-образным хвостовым оперением.
Установка двигателей с большим выносом вперед над верхней поверхностью
крыла практически исключает попадание в двигатели посторонних предметов с
поверхности ВПП при взлете и посадке, повышает подъемную силу крыла за
счет обдува его верхней поверхности и внутренних закрылков струями
двигателей и снижает уровень шума на местности вследствие экранирования
крылом реактивных струй двигателей.
Кабина экипажа обеспечивает хороший обзор и возможность пилотирования в
условиях аэродромов ограниченных размеров со взлетом и посадкой по крутым
траекториям. Размещение приборов и органов управления в кабине экипажа
оптимизировано и отработано на приборных стендах при всех практически
возможных полетных ситуациях.
Экипаж самолета состоит из четырех человек летного состава:
- командир воздушного судна;
- второй пилот;
- штурман;
- бортмеханик;
- при необходимости - бортоператор по транспортному оборудованию.
Возможна эксплуатация самолета без бортоператора, при
этом его обязанности возлагаются на бортмеханика. Для размещения
бортоператора в кабине экипажа на входной двери устанавливается откидное
сиденье с привязными ремнями, которое, при необходимости, можно
использовать для размещения лоцмана (обязанности бортоператора в этом
случае выполняет бортмеханик самолета).
Транспортная кабина имеет габариты, оптимизированные по размерам основного
потока перевозимых грузов, и позволяет перевозить грузы в контейнерах и спакетированные на жестких поддонах, нестандартные (тюки, бочки и др.)
грузы, а также несамоходную и самоходную колесную технику (автомобили типа
УАЗ, РАФ, "Джип-С47" АРО-240 и др.)
Проем грузового люка закрывается рампой, которую можно спускать на землю и
использовать в качестве трапа, либо сдвигать вперед под фюзеляж, что
обеспечивает удобство загрузки самолета непосредственно с кузова
автомобиля.
Погрузка и разгрузка грузов, спакетированных на поддонах. грузов в
контейнерах и прочих производится с помощью бортового погрузочного
устройства грузоподъемностью 2500 кгс (24.5 кН). Погрузка и разгрузка
самоходной техники производится своим ходом, а несамоходной колесной
техники - с помощью тягача и тросового погрузочного устройства.
Переоборудование транспортной кабины самолета под предусмотренные варианты
применения производится силами эксплуатанта в минимальное время.
Большая тяговооруженность, наличие на самолете вспомогательной силовой
установки для автономного запуска двигателей и бортовых средств
механизации погрузочно-разгрузочных работ, высокое расположение двигателей
и конструкция шасси с пневматиками низкого давления обеспечивают
автономную эксплуатацию самолета с малооборудованных грунтовых, галечных,
ледовых, заснеженных аэродромов укороченных размеров с прочностью покрытия
не менее 8 кгс/см2 (800 кПа) и выше.
Установленное на самолете современное радиосвязное и
пилотажно-навигационное оборудование обеспечивает полеты самолета на
оборудованных трассах во всех географических районах, над земной и водной
поверхностями, в простых и сложных метеоусловиях, днем и ночью с высокой
точностью автоматического самолетовождения на маршруте и посадку при
метеоминимуме, соответствующем 1 категории ИКАО (60x800 м).
Самолет прост в эксплуатации, без затруднений осваивается летным и
инженерно-техническим составом средней квалификации.