В феврале 1994 года В АНТК им.О.К.Антонова начинаются проектные работы над модификацией самолета Ан-74ТК. Менее чем через год -
28 декабря 1994 года в Киеве совершает первый полет самолет
Ан-74ТК-100 (бортовой номер
RA-74001), переоборудованный из серийной машины №0701, принадлежащей
концерну “Якутавиа".
Легкий транспортный конвертируемый самолет Ан-74ТК-100 - развитие
сертифицированного транспортного самолета для Арктики и Антарктиды Ан-74,
предназначен для перевозки пассажиров, грузов и техники на линиях малой и
средней протяженности.
Самолет Ан-74ТК-100 удовлетворяет Нормам летной годности гражданских
самолетов, распространенным на базовый самолет Ан-74.
В конструкции самолета широко использованы новые конструкционные материалы
и технологические процессы, что обеспечило высокую весовую отдачу
самолета.
Самолет выполнен по схеме высокоплана с двумя турбовентиляторными
двигателями Д-36 сер. 3А взлетной тягой по 6500 кгс. (63.7 кН),
установленными над крылом, и Т-образным хвостовым оперением.
Установка двигателей над верхней поверхностью крыла с большим выносом
вперед практически исключает попадание в двигатели посторонних предметов с
поверхности взлетно-посадочной полосы (ВПП) при взлете и посадке, повышает
подъемную силу крыла благодаря обдуву его верхней поверхности и внутренних
закрылков струями двигателей и снижает уровень шума на местности
вследствие экранирования крылом реактивных струй двигателей.
Кабина экипажа обеспечивает хороший обзор и возможность пилотирования в
условиях аэродромов ограниченных размеров со взлетом и посадкой по крутым
траекториям. Размещение приборов и органов управления в кабине экипажа
оптимизировано и отработано на приборных стендах при всех практически
возможных полетных ситуациях.
Экипаж самолета состоит из четырех человек летного состава:
- командир воздушного судна;
- второй пилот;
- штурман;
- бортинженер;
- при необходимости - один человек обслуживающего персонала -
бортпроводник в пассажирском варианте или бортоператор по транспортному
оборудованию в грузовом варианте.
Для размещения бортоператора в кабине экипажа на
входной двери устанавливается откидное сиденье с привязными ремнями,
которое, при необходимости, можно использовать для размещения лоцмана.
В носовой части фюзеляжа расположена кабина экипажа, в остальной части
размещены бытовой отсек и пассажирская (транспортная) кабина.
Варианты компоновки самолета обеспечивают:
- перевозку 52 пассажиров;
- перевозку 10000 кг груза;
- перевозку 20 пассажиров и 4,5 т груза;
- перевозку 12 пассажиров и 6 т груза;
Транспортная кабина имеет габариты, оптимизированные по
размерам основного потока перевозимых грузов, и позволяет перевозить грузы
в контейнерах и спакетированные на жестких поддонах, нестандартные (тюки,
бочки и др.) грузы, а также несамоходную и самоходную колесную технику
(автомобили типа УАЗ, РАФ, "Джип-С47" АРО-240 и др.)
Проем грузового люка закрывается рампой, которую можно спускать на землю и
использовать в качестве трапа, либо сдвигать вперед под фюзеляж, что
обеспечивает удобство загрузки самолета непосредственно с кузова
автомобиля.
Переоборудование транспортной кабины самолета под предусмотренные варианты
применения производится силами эксплуатанта в минимальное время.
На самолете применяется комплекс транспортного оборудования, включающий:
- верхнее бортовое погрузочное устройство грузоподъемностью до 2500 кг
(24,5 кН);
- тросовое погрузочное устройство для закатывания тягачом несамоходной
колесной техники;
- швартовочное оборудование.
Погрузка и разгрузка грузов в контейнерах и
спакетированных на поддонах может производиться с эстакады с помощью
верхнего бортового погрузочного устройства.
С помощью верхнего бортового погрузочного устройства также производится
погрузка и разгрузка нестандартных грузов массой до 2500 кг (24,5 кН).
Погрузка и разгрузка самоходной техники производится своим ходом, а
несамоходной колесной техники - с помощью тягача и тросового устройства.
Большая тяговооруженность, наличие на самолете вспомогательной силовой
установки (ВСУ) для автономного запуска двигателей и бортовых средств
механизации погрузочно -разгрузочных работ, высокое расположение
двигателей и конструкция шасси с пневматиками низкого давления
обеспечивают автономную эксплуатацию самолета как с аэродромов с
искусственным покрытием (ИВПП), так и с грунтовых, галечных, ледовых и
заснеженных (ГВПП, ледовая ВПП) аэродромов с прочностью покрытия ВПП 7,5
кгс/см2 (736 кПа) и выше.
Устанавливаемое на самолете современное радиосвязное и
пилотажно-навигационное оборудование обеспечивает полеты самолета во всех
географических районах, над земной и водной поверхностями, в простых и
сложных метеорологических условиях, днем и ночью с высокой точностью
автоматического самолетовождения на маршруте и посадку при метеоминимуме,
соответствующем 1 категории ИКАО (60х800 м).
Самолет АН-74ТК-100 прост в эксплуатации, без затруднений осваивается
летным и инженерно -техническим составом.
Санитарный вариант самолета Ан-74ТК-100 предназначен для перевозки
двух лежачих больных в сопровождении 4 медицинских работников, а также 6
пассажиров в VIP-салоне. С коммерческой нагрузкой 2 т Ан-74ТК-100С имеет
дальность полета свыше 4000 км и крейсерскую скорость 600-700 км/ч. Бортовое
оборудование позволяет выполнять полеты на всех воздушных трассах мира без
ограничений.
В самолете обеспечивается поддержание жизненно важных
функций организма пациента на необходимом уровне, контроль за его состоянием с
помощью компактной и легкодоступной аппаратуры на земле и в воздухе. Важнейшие
элементы этой аппаратуры легко снимаются со своих мест и могут следовать вместе
с пациентом при его транспортировке после прилета в пункт назначения. Комплект
медоборудования в целом рассчитан на поддержание жизнедеятельности пациентов в
течение 12 часов.
Самолет Ан-74ТК-100С может быть использован также в
качестве корпоративного для перевозки 22 человек: нескольких VIP-пассажиров и
сопровождающих их лиц в двух раздельных салонах. В этом варианте самолета
медицинский отсек переоборудован в пассажирский салон, в котором установлены
блоки сдвоенных кресел, буфет с возможностью разогрева пищи и приготовления
горячих напитков, багажник грузоподъемностью до 600 кг, а также багажные полки и
туалет. Вместо сопровождающих лиц во втором отсеке возможна перевозка легкового
автомобиля представительского класса.