Самолет ACAC ARJ21 Xiangfeng
("Летящий феникс") был разработан корпорацией AVIC I, главным образом, для
удовлетворения внутренних потребностей Китая в региональном авиалайнере на
75-100 пассажиров.
Работы над
самолетом начались в 2000 году, при проектировании был учтен опыт
лицензионного производства западных пассажирских самолетов. Самолет
проектировался в расчете на производство с использованием имеющихся
технологических разработок, в частности, технологий для выпуска самолета
McDonnell Douglas MD-90 Trunkliner. Поэтому фюзеляж самолета ARJ21 очень
похож на фюзеляж американского авиалайнера. Крыло разработано совместно
с ОКБ им. О. К. Антонова (Украина). Системы и оборудование - в основном
западного производства: двигатели General Electric CF34-1 OA, система
управления полетом на базе системы Rockwell Collins Pro Line 21 и
электро-дистанционной системы Haneywell-Parker Hannifin, шасси фирмы "Liebherr
Aerospace".
За разработку и
производство компонентов самолета отвечают различные компании, которые
входят в государственную корпорацию AVIC I. Окончательная сборка
осуществляется фирмой "Shanghai Aircraft Company". 11 мая 2008 года
полный контроль над программой разработки и производства самолета ARJ21,
а также всех программ по созданию китайских пассажирских самолетов
официально получила корпорация ACAC (Commercial Aircraft Corporation of
China). Базовым вариантом в семействе самолетов ARJ21 является
ARJ21-700. Окончательная сборка прототипа началась в марте 2007 года,
выкатка состоялась 21 декабря того же года.
Первый пассажирский региональный самолет китайского производства ARJ21-700 (Xiangfeng) совершил первый испытательный полет 28 ноября 2008 года. Самолет взлетел
в Шанхае в 12:23 по местному времени (07:23 мск), полет продолжался 60 минут. "Китай официально влетел в ряды создателей гражданских самолетов",
- отмечает агентство Синьхуа
по итогам полета.
Самолеты серии ARJ21 рассчитаны на перевозку от 70 до 110 пассажиров в зависимости от модификации. Они способны без дозаправки совершать перелеты на расстояние от 2,2 тысячи до 3,7
тысячи километров и приземляться в сложных климатических условиях на высокогорных аэродромах.
В октябре на международном авиасалоне в Чжухае было объявлено о подписании контракта на сумму пять миллиардов юаней ($733,1 млн) о продаже Китаем 25 самолетов ARJ21-700
американско-ирландскому подразделению компании General Electric, GE Commercial Aviation Services. Ранее создатель самолета, Китайская авиационная корпорации (ACAC -
AVIC I Commercial Aircraft Co. Ltd.) уже заключила несколько контрактов с азиатскими авиаперевозчиками на поставку ARJ21-700. К настоящему времени было заказано, в
общей сложности, 208 самолетов типа ARJ-21-700.
Самолет является конкурентом авиалайнера SSJ "Гражданских самолетов Сухого".
После сертификации самолета
ARJ21-700 начнутся работы над вторым вариантом в семействе - ARJ21-900,
эксплуатация которого, как ожидается, должна начаться в 2011 году.
Разработка данной модификации будет вестись совместно с фирмой "Bombardier",
соглашение с которой было подписано в июне 2007 года, несмотря на
разработку этой фирмой модификаций самолетов серии "С" аналогичного
назначения, представленных в 2008 году на авиасалоне в Фарнборо. В
дальнейшем на базе ARJ21 предполагается создание транспортного самолета
и самолета бизнес-класса на 20 пассажиров.