Уголок неба ¦ ATR 42-300

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
    


 
главная современная авиация самолеты мал
   ATR 42-300
       
Разработчик: ATR
Страна: Италия, Франция
Первый полет: 1984
Тип: Среднемагистральный пассажирский самолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


Семейство двухмоторных авиалайнеров консорциума "Avions de Transport Regional" стало итогом успешного сотрудничества фирм "Aerospatiale" и "Аіепіа". Обе фирмы были новичками на рынке региональных самолетов. Несмотря на это, проекты ATR 42 и 72 неплохо продаются во всем мире.

Фирма "Nord" (позжепоглощенная фирмой "Aerospatiale") спроектировала турбовинтовой самолет Nord 262 для местных авиалиний и сыграла главную роль в разработке удачного военно-транспортного самолета "Transall". Сама же фирма "Aerospatiale" преуспела в создании коммерческих самолетов гораздо меньше. Ей удалось реализовать всего 39 серийных реактивных самолетов деловой авиации SN 601 Corvette. В Италии фирма "Аіепіа" обрела опыт разработки самолета с турбовинтовыми двигателями лишь при создании тактического транспортного самолета Aeritalia G222. Но в конце 1970-х годов стало ясно, что в следующие десять лет возникнет солидный спрос на региональные турбовинтовые машины пассажировме-стимостью 30-50 мест. Поэтому эти две компании объединились в консорциум "Avions de Transport Regional" (ATR) для разработки нового регионального авиалайнера. Тогда же фирма "de Havilland Canada" начала работать над очень похожим проектом DHC-8, фирма SAAB - над SAAB 340, "Аего" - над L-610, "Fokker" - над F50, а концерн ВАЕ - над АТР.

Проект ATR 42 официально запустили в октябре 1981 года после выбора в качестве силовой установки турбовинтового двигателя Pratt & Whitney PW120 и утверждения конфигурации высо-коплана с Т-образным оперением. За крыло большого удлинения с изящными трапециевидными консолями и мотогондолы несла ответственность фирма "Aerospatiale". Фирма "Аіепіа" разработала герметизируемый фюзеляж круглого сечения и хвостовое оперение. Внутри "итальянского" фюзеляжа французская "Aerospatiale" отвечала за кабину экипажа и компоновку салона. Фирма "Messier Hispano Bugatti" сделала убирающееся трехстоеч-ное шасси. Его основные стойки убираются в три обтекателя на фюзеляже, как на С-130 Hercules. Сборочные узлы самолета монтируются в Помильяно д'Арко и Каподочино в Италии и в Сен-На-зере и Нанте во Франции. Линия окончательной сборки находится в Тулузе.

Первый из двух прототипов ATR 42 впервые взлетел 16 августа 1984 года. Первый серийный самолет поднялся в воздух 30 апреля 1985 года. Он вмещал экипаж из двух человек и 42 пассажира в креслах, установленных с шагом 84 см, или до 50 человек в креслах с шагом 76 см. Самолет кажется с виду довольно обычными, но он весьма прогрессивен во многих отношениях. В частности, в его обшивке применены специальные звукопоглощающие материалы, позволяющие значительно снизить шум в салоне. Активная борьба с шумом предлагается как возможный вариант поставки на заказ. Композитные материалы используются в передних кромках крыла и в обшивках управляющих поверхностей, носовой части и хвостовом обтекателе, створках шасси и зализах крыла.

Первым серийным вариантом стал ATR-42-300 с двигателями PW120, который в 1996 году сменили версии ATR 42-400 и ATR 42-500.

Другим вариантом ATR 42 стал проект ATR 42 Cargo с быстросменным интерьером, способный вмещать девять контейнеров с общей полезной нагрузкой 4000 кг, и схожий ATR 42L с бортовым грузовым люком. Специализированная грузовая версия (проект ULD с большими створками) оказалась популярной и используется в компаниях DHL, "FedEx" и UPS. Проект ATR 42F стал военно-транспортным вариантом с бортовой дверью для грузов и выброса парашютистов, которую можно открывать в полете. Один такой самолет поставили Габону в 1989 году.

В настоящее время программа серийного производства и дальнейшего развития самолета осуществляется созданным в 1996 г. европейском консорциуме AIR, в состав которого входят франко-итальянский консорциум ATR и отделение Jetstream Aircraft английской корпорации British Aerospace. В связи с этим самолеты в некоторых изданиях имеют обозначение AIR ATR42.

На самолете установлены два ТВД Pratt & Whitney Canada PW120 (мощностью 2000 л.с.). Диаметр шестилопастных воздушных винтов - 3,96 м. Самолет оснащен цифровым комплексом авионики EFIS американской фирмы "Бенедикс/Кинг", в состав которого входят цветные многофункциональные дисплеи. По желанию заказчика может устанавливаться комплекс "Про Лайн" II фирмы "Коллинз". Выпускается серийно с 1984 г. К концу 1996 г. продан 321 самолет ATR42 различных модификаций; поставлено 312.







 ЛТХ:
Модификация   ATR42-300
Размах крыла, м   22.57
Длина самолета, м   22.67
Высота самолета, м   7.59
Площадь крыла,м2   54.50
Масса, кг  
  пустого снаряженного самолета   10280
  максимальная взлетная   16700
Тип двигателя   2 ТВД Pratt Whitney Canada PW120
Мощность, л.с.   2 х 2000
Максимальная скорость, км/ч   580
Крейсерская скорость, км/ч   490
Практическая дальность, км   2100
Практический потолок, м   7620
Экипаж, чел   2
Полезная нагрузка   42-50 пассажиров или 4910 кг груза


 Доп. информация :


 Фотографии:

 ATR42-300    (c) Barry Shipley
 ATR42-300    (c) James Gardner
 ATR42-300    (c) FrankC
 Пассажирский салон ATR42-300    (c) Niksa Radicevic
 Кабина пилотов ATR42-300    (c) AirNikon

 Схемы:

 ATR42-300
 Пассажирский салон

 



 

Список источников:

de Agostini. Мировая Авиация. ATR 42/72
Виктор Беляев. Пассажирские самолеты мира
Авиационный справочник на Avia.ru. ATR42 - 300 Пассажирский самолет для местных авиалиний
Airliners.net. ATR42


 



 



 


Уголок неба. 2012 



 

  Реклама: