Семейство двухмоторных авиалайнеров
консорциума "Avions de Transport Regional" стало итогом успешного сотрудничества
фирм "Aerospatiale" и "Аіепіа". Обе фирмы
были новичками на рынке региональных самолетов. Несмотря на это, проекты ATR 42
и 72 неплохо продаются во всем мире.
Фирма "Nord" (позжепоглощенная фирмой "Aerospatiale") спроектировала
турбовинтовой самолет Nord 262 для местных авиалиний и сыграла главную роль в
разработке удачного военно-транспортного самолета "Transall". Сама же фирма "Aerospatiale"
преуспела в создании коммерческих самолетов гораздо меньше. Ей удалось
реализовать всего 39 серийных реактивных самолетов деловой авиации SN 601
Corvette. В Италии фирма "Аіепіа" обрела опыт разработки самолета с
турбовинтовыми двигателями лишь при создании тактического транспортного самолета Aeritalia G222. Но в конце 1970-х годов стало ясно, что в следующие десять лет
возникнет солидный спрос на региональные турбовинтовые машины
пассажировме-стимостью 30-50 мест. Поэтому эти две компании объединились в
консорциум "Avions de Transport Regional" (ATR) для разработки нового
регионального авиалайнера. Тогда же фирма "de Havilland Canada" начала работать
над очень похожим проектом DHC-8, фирма SAAB - над SAAB 340, "Аего" - над L-610,
"Fokker" - над F50, а концерн ВАЕ - над АТР.
Проект ATR 42 официально запустили в октябре 1981 года после выбора в качестве
силовой установки турбовинтового двигателя Pratt & Whitney PW120 и утверждения
конфигурации высо-коплана с Т-образным оперением. За крыло большого удлинения с
изящными трапециевидными консолями и мотогондолы несла ответственность фирма "Aerospatiale".
Фирма "Аіепіа" разработала герметизируемый фюзеляж круглого
сечения и хвостовое оперение. Внутри "итальянского" фюзеляжа французская "Aerospatiale"
отвечала за кабину экипажа и компоновку салона. Фирма "Messier
Hispano Bugatti" сделала убирающееся трехстоеч-ное шасси. Его основные стойки
убираются в три обтекателя на фюзеляже, как на С-130 Hercules. Сборочные узлы
самолета монтируются в Помильяно д'Арко и Каподочино в Италии и в Сен-На-зере и
Нанте во Франции. Линия окончательной сборки находится в Тулузе.
Первый из двух прототипов ATR 42 впервые взлетел 16 августа 1984 года. Первый
серийный самолет поднялся в воздух 30 апреля 1985 года. Он вмещал экипаж из двух
человек и 42 пассажира в креслах, установленных с шагом 84 см, или до 50 человек
в креслах с шагом 76 см. Самолет кажется с виду довольно обычными, но он весьма
прогрессивен во многих отношениях. В частности, в его обшивке применены
специальные звукопоглощающие материалы, позволяющие значительно снизить шум в
салоне. Активная борьба с шумом предлагается как возможный вариант поставки на
заказ. Композитные материалы используются в передних кромках крыла и в обшивках
управляющих поверхностей, носовой части и хвостовом обтекателе, створках шасси и
зализах крыла.
Первым серийным вариантом стал ATR-42-300 с двигателями PW120, который в 1996
году сменили версии ATR 42-400 и ATR 42-500.
Другим вариантом ATR 42 стал проект ATR 42 Cargo с быстросменным интерьером,
способный вмещать девять контейнеров с общей полезной нагрузкой 4000 кг, и
схожий ATR 42L с бортовым грузовым люком. Специализированная грузовая версия
(проект ULD с большими створками) оказалась популярной и используется в
компаниях DHL, "FedEx" и UPS. Проект ATR 42F стал военно-транспортным вариантом
с бортовой дверью для грузов и выброса парашютистов, которую можно открывать в
полете. Один такой самолет поставили Габону в 1989 году.
В
настоящее время программа серийного
производства и дальнейшего развития
самолета осуществляется созданным в 1996
г. европейском консорциуме AIR, в состав
которого входят франко-итальянский
консорциум ATR и отделение Jetstream Aircraft
английской корпорации British Aerospace. В связи
с этим самолеты в некоторых изданиях
имеют обозначение AIR ATR42.
На самолете установлены два ТВД
Pratt & Whitney Canada PW120
(мощностью 2000 л.с.). Диаметр
шестилопастных воздушных винтов - 3,96 м. Самолет оснащен цифровым
комплексом авионики EFIS американской
фирмы "Бенедикс/Кинг", в состав
которого входят цветные
многофункциональные дисплеи. По желанию
заказчика может устанавливаться
комплекс "Про Лайн" II фирмы "Коллинз".
Выпускается серийно с 1984 г. К концу 1996 г.
продан 321 самолет ATR42 различных
модификаций; поставлено 312.