Уголок неба ¦ Boeing 707

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
    


 
главная послевоенная авиация авиалайнеры
   Boeing 707
       
Разработчик: Boeing
Страна: США
Первый полет: 1954
Тип: Дальнемагистральный пассажирский самолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


Boeing 707 стал одним из немногих самолетов в истории, совершивших настоящий переворот в авиации. Прототип, Model 367-80, положил начало семейству самолетов-заправщиков С-135 и династии пассажирских авиалайнеров 707/720-серии, а также оказал заметное влияние на многие более поздние авиалайнеры фирмы "Boeing".

В руководстве "Boeing" были твердо убеждены в том, что в перспективе реактивные самолеты большой вместимости станут востребованными как авиаперевозчиками, так и ВВС США, а пассажирские авиалайнеры и самолеты-заправщики вполне могут быть созданы на единой базовой модели. Между тем фирма не получила ни заказов на новый авиалайнер, ни государственного финансирования в интересах ВВС США. Прототип строился на собственные средства "Boeing" и стоил около 15 млн долларов.

Для самолета выбрали турбореактивный двигатель Pratt & Whitney JT3 - коммерческий вариант меньшей массы двигателя J57 бомбардировщика В-52. Но на В-52 ставилось восемь двигателей тягой по 44,46 кН, транспортному самолету или авиалайнеру хватило бы и четырех двигателей, установленных на пилонах под крылом со стреловидностью 35°. Фюзеляж следовало проектировать заново, большего размера и с заостренной носовой частью, в которой монтировалась бы антенна РЛС. Максимальную взлетную массу определили в 86184 кг. Военные варианты должны были перевозить топливо или грузы, а авиалайнеры -130 пассажиров. По крейсерской скорости (966 км/ч), перспективный самолет должен был в три раза превзойти состоявший на вооружении самолет-заправщик КС-97, гражданский Model 377 Stratocruiser, а также авиалайнеры других фирм, вроде Douglas DC-7 или Lockheed Super Constellation. Прототип уже собирали на заводе в Рентоне (Сиэтл), но по-прежнему и ВВС США, и авиаперевозчики оказывали новому проекту лишь "вежливое внимание".

Новая модель получила "фирменную" нумерацию 367-80, хотя принадлежавший разработчику прототип больше известен как Dash-80. Когда же проект воплотился в металл, его обозначение изменили на Model 707 (первый в длинном списке пассажирских авиалайнеров компании), затем последовали Boeing 717,727 и далее вплоть до 777.

Выкатка прототипа, окрашенного в броские шоколадно-коричневый и ярко-желтый цвета фирмы "Boeing", состоялась 15 мая 1954 года. При выполнении одной из первых скоростных пробежек шестью днями позже у самолета подломилась левая основная опора шасси, после чего повреждения от соприкосновения с полосой получила мотогондола левого внешнего двигателя. После ремонта 15 июля летчики-испытатели Текс Джонсон и Дике Лош впервые подняли машину в воздух, сделав серьезную заявку на лидерство США в области реактивных авиалайнеров.

К этому времени ВВС США обратились к "Boeing" с предложением о создании реактивного самолета-заправщика - это была приятная новость для разработчика, успевшего уже израсходовать не только 15 млн долларов на создание прототипа, но и половину сметы по статье "разработка и подготовка серийного производства". Первую партию из 29 самолетов-заправщиков ВВС заказали в октябре 1954 года - началась программа разработки и производства более крупного, чем Model 707, варианта Model 717 (военные обозначения КС-135 и С-135).

В то же время компания не могла выиграть ни один конкурс на пассажирским самолет, проигрывая главному конкуренту - фирме "Douglas" с самолетом DC-8. Конструкторам "Boeing" предстояло провести серьезную и очень дорогостоящую доработку исходного проекта: изменить сечение фюзеляжа, увеличив его ширину на 10,16 см до 3,56 м (на 5,08 см больше чем у DC-8), чтобы разместить кресла в одном ряду по схеме 3+3, увеличив пассажировместимость до 150 человек. Были разработаны иллюминаторы новой формы, панели обшивки теперь изготавливались методом химического фрезерования. Увеличили емкость внутренних топливных баков за счет установки мягких баков в центроплане и оборудования интегральных баков в консолях крыла. Длина самолета Model 707-120 составляла 44,04 м, а "специальный" вариант Model 707-138 был на 3,04 м короче. Мощность двигателей JT3C-6 тягой 60,02 кН была повышена за счет использования впрыска воды, а шумность удалось снизить, внедрив особую конструкцию.

Первым покупателем пассажирского варианта стала авиакомпания "Pan American", заказавшая 20 самолетов 707-112, в тот же день эта авиакомпания заказала 25 самолетов DC-8 и оговорила возможность заказа дополнительной партии самолетов фирмы "Douglas" в будущем. Тем временем "Douglas" анонсировала дальнемагистральный вариант DC-8 с двигателями JT4A, на что "Boeing" пришлось ответить даль-немагистральным Model 707-320 Intercontinental.

Авиакомпания "ВОАС", как и "Pan Am", заинтересовалась дальнемагистральной моделью фирмы "Boeing", Model 707-320, имевшей новое высокоэффективное крыло увеличенного на 3,53 м размаха, увеличенный запас топлива и взлетную массу 141520 кг и позволявшей разместить в удлиненном на 2,57 м фюзеляже 189 пассажиров. Двигатели JT4A тягой 74,68 кН по желанию заказчика заменяли на британские двигатели Rolls-Royce Conway с меньшей массой и меньшим удельным расходом топлива. Intercontinental быстро стал основным вариантом самолета Model 707, а исходная модификация послужила базой для проектирования нового семейства региональных авиалайнеров Model 720.

Первый серийный 707-й, Boeing No. 17586, впервые поднялся в воздух с заводского аэродрома в Рентоне 20 декабря 1957 года - фактически это был второй из 20 заказанных "Pan Am" самолетов 707-121 (N708PA). Летные испытания прошли без серьезных задержек, и 23 сентября 1958 года самолет получил сертификат FAA.

"Pan Am" начала эксплуатацию новой машины на линии Нью-Йорк - Париж 26 октября 1958 года. Однако для такого маршрута дальности полета 707-121 едва хватало, поэтому экипажам пришлось освоить специальную методику взлета и постоянно предпринимать любые действия, позволявшие экономить топливо.

Вмешавшись в соревнование самолетов DC-8 и CV-880 фирм "Douglas" и "Convair", фирма "Воеing" приступила к созданию авиалайнера, способного превзойти обоих конкурентов. Стоимость прототипа была оценена в 100 млн долларов. Компания "Pratt 8с Whitney" предложила модернизированный вариант двигателя JT3C, у которого вместо трехступенчатого компрессора был использован двухступенчатый компрессор с очень широкими лопатками, этот компрессор сразу же назвали вентилятором (с тех пор подобные двигатели называют турбовентиляторными). Новый двигатель получил обозначение JT3D, он имел лучшую топливную эффективность в сравнении с JT3C и создавал меньше шума.

16 января 1959 года из сборочного цеха завода в Рентоне выкатили первый Model 707-320 Intercontinental, предназначенный для замены 707-121 на трансатлантических маршрутах и способный перевозить большую полезную нагрузку. Начало эксплуатации 707-320 не обошлось без проблем - главной стала неудовлетворительная управляемость лайнера в сложных метеоусловиях. Проблему удалось решить внедрением более высокого киля, который затем стали ставить на всех гражданских и военных моделях 707-й серии.

Двигатели JT3D впервые установили на 707-120В, созданном на основе самолета Model 120, выполнившего первый полет 23 ноября 1959 года.

Последним из базовых вариантов стал Model 707-320С, к тому времени компания уже разместила двигатели JT3D на Model 707-320В, что потребовало провести ряд аэродинамических улучшений, включая внедрение более длинных законцовок крыла с аэродинамической круткой. Эксплуатацию модели 707-320В начала авиакомпания "Pan Am" в июне 1962 года, годом позже она же стала стартовым заказчиком грузопассажирского 707-320С вместимостью 202 пассажира или способного перевозить груз массой 43600 кг. Вариант 707-320С вскоре стал стандартным для 707-й серии, а портфель заказов на этот революционный авиалайнер рос быстрыми темпами.



 Модификации :

 Model 707-120

 первая серийная модификация

 Model 707-120B

 развитие первоначального серийного варианта, получившего более мощные турбовентиляторные двигатели, аэродинамические улучшения крыла и хвостового оперения, которые были использованы и на Model 720. 
 Model 707-220
 в целом подобный первоначальному серийному варианту, но оснащенный двигателями Pratt & Whitney JT4А-3. 
 Model 707-320 Intercontinental
 трансокеанский вариант с увеличенными размахом крыла и длиной фюзеляжа соответственно на 3,53 м и 2,03 м, оснащенный более мощными двигателями и вмещающий 189 пассажиров. 
 Model 707-320B Intercontinental
 усовершенствованный вариант самолета 707-320 с более мощными турбовентиляторными двигателями и аэродинамическими улучшениями. 
 Model 707-320C Convertible
 пассажирский, смешанный пассажирско/грузовой, или грузовой вариант самолета 707-320В с грузовой дверью и разработанной компанией Boeing системой погрузки. 
 Model 707-320C Freighter
 грузовой вариант самолета 707-320С с удаленным снаряжением для размещения пассажиров. 
 Model 707-420 Intercontinental
 в целом подобный самолету Model 707-320, но оснащенный турбовентиляторными двигателями Rolls-Royce Conway Mk 508. 



 ЛТХ:
Модификация   Boeing 707-120
Размах крыла, м   44.20
Длина самолета, м   46.61
Высота самолета, м   12.93
Площадь крыла,м2   283.35
Масса, кг  
  пустого снаряженного самолета   66406
  максимальная взлетная   151318
Тип двигателя   4 ТВД Pratt Whitney JT3D-7
Тяга, кгс   4 х 8618
Максимальная скорость, км/ч   1009
Крейсерская скорость, км/ч   974
Экономическая скорость, км/ч   885
Практическая дальность, км   9262
Практический потолок, м   11890
Экипаж, чел   3
Полезная нагрузка   14 пассажиров в первом классе и 133 в туристическом; он был сертифицирован и для перевозки 219 пассажиров в экономическом классе


 Доп. информация :


  Фотографии:

 Dash 80 в полете
 Dash 80 в полете
 Первый Boeing 707 оснащенный двигателями Pratt Whitney JT3D
 Boeing 707-123  (c) Steve Fitzgerald
 Boeing 707-123  (c) Gerard Helmer

 Схемы:

 Boeing 707
 Компоновочная схема Boeing 707-121

 



 

Список источников:

de Agostini. Мировая Авиация. Boeing 707. Разработка
Ростислав Виноградов, Александр Пономарев. Развитие самолетов мира
Дональд Д. Полная энциклопедия мировой авиации: Самолеты и вертолеты XX столетия
Boeing Corporation. Boeing 707
Airliners.net. Boeing 707
Airlife. Jim Winchester. Boeing 707/720


Уголок неба. 2010 



 

  Реклама: