Боинг 737-500 - пассажирский самолет для авиалиний малой и средней
протяженности. Является самой молодой моделью "классического" ряда Боинг 737
(737-300/400/500), которая выпускалась серийно в 1990-1999 годах.
В 1983 г. фирма Боинг приступила к разработке 100-местного самолета 737-250,
который занял бы по своей вместимости место на рынке между самолетами 737-100 и
737-200. Боинг 737-500 является укороченным вариантом 737-300 с увеличенной
дальностью полета. С фюзеляжем длиннее, чем у 737-200, на пол-метра, Боинг
737-500 стал для него превосходной заменой. Основным конкурентом был
проектируемый в то время фирмой Fokker 115-местный самолет Fokker 100.
В 1986 г. фирма Боинг прекратила работы по самолету 737-250 и все усилия
сосредоточила на проекте 737-400. Причиной такого решения послужило то, что
американские авиакомпании "Пасифик Саутуэст" и "Ю.Эс.эйр" предпочли самолету
фирмы Boeing самолеты British Aerospace ВАе 146 и Fokker 100.
В январе 1988 г. стало ясно, что эксплуатация самолета 737-200, не
удовлетворяющего новым нормам по шуму, будет сильно ограничиваться. Фирма Боинг
вновь стала говорить о варианте самолета с двигателями CFM56, но уже как о
непосредственной замене самолета 737-200. Проект, получивший обозначение
737-500, рассчитывался на перевозку в экономическом классе 132 пассажиров, что
на 15% больше, чем ранее предлагавшийся самолет.
Разработка самолета Боинг 737-500 началась в мае 1987 г. после получения 73
заказов. В конечном итоге, был разработан самолет с двигателями CFM56,
заменивший 737-200. Одним из величайших технических достижений этой модели
является разработка динамических турбореактивных двигателей. Благодаря этой
технологии в главную турбину попадает лишь незначительный поток воздуха,
захватываемого лопастями турбины. Основной воздушный поток обтекает турбину,
поглащая на выходе звук реактивного потока и значительно снижая уровень шума.
Этот эффект, снижающий воздействие двигателей на окружающую среду, повышает
комфорт внутри самолета.
Уровень шума, создаваемого данными двигателями, значительно ниже предельно
допустимых значений, предусмотренных для Этапа 3 конвенции ИКАО. Он также ниже
предельного уровня шума, предусматриваемого для Этапа 4. Благодаря высокой
топливной эффективности и относительно небольшой вместимости этот тип воздушного
судна оптимален при полётах на линиях малой и средней протяжённости, в т.ч. с
невысоким пассажиропотоком.
Летные испытания опытного самолета начались 30 июня 1989 г. В середине февраля
1990 г. он получил сертификат FAA, и в конце этого месяца авиакомпания "Саутуэст
Эрлайнз" получила первый самолет.
Самолёт рассчитан на перевозку 104 пассажиров: 96 человек в салоне
экономического класса и 8 - в салоне бизнес-класса. Боинг 737-500 отличается
просторным салоном, низким уровнем шума в салоне и другими преимуществами,
которые позволяют обеспечить комфортный полёт на борту этого самолёта.
На самолете используется цифровой комплекс авионики EFIS американской фирмы
"Ханиуэлл" с шестью плоскими, цветными, многофункциональными,
жидкокристаллическими дисплеями. Имеется возможность установки спутниковой
навигационной системы GPS.
Пятнадцатого февраля 1991 г. немецкая авиакомпания "Люфтганза" получила
очередной самолет 737-500, который стал 2000-м в семействе самолетов 737 с
декабря 1967 г. Серийно самолет выпускается с 1990 г. По состоянию на 01.01.1997
года в России эксплуатировалось 7 самолетов Боинг 737 (начало эксплуатации -
1993 год).
Как отмечают в российском отделении компании Боинг: - "Пассажирам нравятся
авиалайнеры Боинг 737. Они комфортабельны и очень надежны, что обеспечивает
высокую точность соблюдения графика рейса. Авиакомпании, в свою очередь, отдают
предпочтение данной модели, поскольку ее отличает очень низкий уровень
эксплуатационных затрат. Кроме того, универсальным преимуществом Боинг 737
является низкий уровень шума и выбросов",
По данным журнала MRO Managment, на 2010 год в мировом парке в эксплуатации,
находятся 386 Боинг 737-500.