Boeing не раз рассматривал идеи об удлинённом 747 в 90-ых годах прошлого
века. Первые версии 747-500X и 600X, предложенные в 1996 году на авиасалоне в
Фарнборо, не привлекли много внимания для перспективы дальнейшей разработки. В
2000 году Boeing предложил модели 747X и 747X Stretch в ответ на Airbus A3XX
(позже известный как A380). Версия 747X могла иметь размах крыльев до 69,8 м,
вместимостью в 430 пассажиров и дальность перевозки в 16100 км. Длину 747X
Stretch предполагалось довести до 80,2 м, что позволило бы ему перевозить до 500
пассажиров на расстояние 14,400 км. Однако и эти версии не заинтересовали
авиакомпании, хотя, некоторые из идей 747X были использованы для 747-400ER.
После 747X, Boeing не переставал пытаться усовершенствовать 747. 747-400XQLR (Quiet
Long Range) должен был иметь увеличенную дальность перелёта (14780 км), быть
более экономичным в потреблении топлива и с пониженным уровнем шума. Эта модель
также провалилась, но многие его особенности были использованы для 747 Advanced.
В начале 2004 года Boeing объявил предварительные планы по созданию 747 Advanced,
которые в конечном итоге были приняты. 747 Advanced перенял многие технологии от
другого разрабатывающегося Боинга 787 Dreamliner. 14 Ноября 2005 года компания
объявила, что начнёт разрабатывать проект 747 Advanced под именем Boeing 747-8.
747-8 первый удлинённый самолёт серии 747. До него изменению длины подвергался
только укороченный 747SP. 747-8 имеет много общего с Dreamliner, включая турбину
General Electric GEnx, также в нём используется электродистанционная система
управления. Boeing заявил, что новый самолёт будет более экономичный и более
экологичный, чем предыдущие версии 747. Грузовая версия 747-8 Freighter была
представлена на схемах в октябре 2006 года.
747-8 прежде всего является конкурентом на дальних маршрутах с Airbus A380,
полнометражным двухпалубным самолетом, эксплуатирующимся в настоящее время.
Boeing утверждает, что их новый самолёт будет более чем на 10 процентов легче
А380, а также будет потреблять на 11 процентов меньше топлива на одного
пассажира, чем флагман Airbus.
Строительство первых 747-8 Freighter началось в городе Эверетт (Вашингтон) в
начале августа 2008 года. 14 ноября 2008 года Boeing объявил задержку программы,
сославшись на нехватку технических ресурсов, конструктивных изменений и недавнюю
забастовку рабочих.
21 июля 2009 года появились первые фотографии грузового самолёта.
В октябре 2009 года Boeing отложил первый полёта 747-8 до первого квартала 2010
года, а также объявил о переносе даты первых поставок 747-8I. Boeing также
заявил об увеличении бюджета проекта на 1 миллиард доллар. Несмотря на эти
заявления, грузовая компания Cargolux и Lufthansa заявили, что не станут
отменять свои заказы. 12 ноября 2009 года Boeing объявил об завершении
строительства первого самолёта для Cargolux. Он будет проходить летные испытания
перед поставкой. 30 сентября 2010 года была произведена ещё одна отсрочка,
теперь текущая дата первых поставок грузовых 747-8 для Cargolux - середина 2011
года.
4 декабря 2009 года Korean Air стала второй авиакомпанией заказавшая
пассажирские самолёты.
21 апреля 2010 года, исполнительный директор Джим Макнерни заявил, что компания
ускорит производства как Boeing 777, так и 747 для увеличения потребительского
спроса.
Первый тест двигателя был завершен в декабре 2009 года. Самолёт успешно выполнил
тестовые манёвры на взлётно-посадочной полосе 7 февраля 2010 года. 8 февраля
2010 года, после 2,5-часовой задержки из-за неподходящих погодных условий, 747-8
Freighter совершил свой первый взлёт с аэродрома Paine Field в 12:39 по
тихоокеанскому времени. Самолет приземлился в 16:18 по тихоокеанскому времени. Boeing считает, что для сертификации потребуется 1600 лётных часов. Второй
испытательный полет прошёл в конце февраля, на нём проходили испытания нового
навигационного оборудования. Далее, после нескольких испытаний Moses Lake, 747-8 продолжил тестироваться уже в Palmdale, California , не
пересекаясь с испытаниями Dreamliner.
К 11 марта 2010 года 747-8F совершил тринадцать полётов, проведя в воздухе 33
часа. 15 марта 2010 года второй 747-8F совершил первый полет из Paine Field в Boeing Field. Аналогичный полёт совершил и 3ий грузовой
самолёт 17 марта.
Во время лётных испытаний было замечено "Сваливание" - при турбулентности двери
шасси вмешивались в работу закрылок. После анализа, проводимого во время
третьего полёта, конструктора изменили структуру двери шасси, решив эту
проблему. В начале апреля 2010 года, обозначились возможные дефекты в верхней
части фюзеляжа называемая лонжерон. Согласно словам Boeing, части самолёта,
выпускаемые Vought Aircraft Industries (англ.), при определенных нагрузках,
могут сломаться. Хотя Boeing заявил, что это не повлияет на летные испытания,
другие источники утверждают, что проблема может усилить изнашиваемость самолёта
, пока не будет полностью исправлена. Две другие проблемы связанных с колебанием
элеронов и присутствием сильной вибрации флаттера до сих пор не решены. Именно
из-за этих проблем Boeing были вынуждены не раз откладывать выпуск самолётов.
19 апреля, второй самолёт перелетел из Moses Lake (англ.) в Palmdale,
California для проведения испытания на двигателях в рамках подготовки к
получению "сертификации типа". Было сообщено, что 3 июня 2010 года, двигатель
второго самолёта был повреждён буксиром. Оболочке двигателя был нанесён урон, но
сам двигатель сломан не был. После ремонта, самолёт был готов для тестирования
эффективности использования топлива. 14 июня 747-8 завершил начальный этап
летных испытаний, Федеральное управление гражданской авиации США начало
расширенную инспекцию самолёта.
К концу июня 2010 года три самолёта 747-8F налетали в общей сложности более 500
часов, были завершены испытания в условиях жаркой погоды в Аризоне. Стало ясно,
что Боингу нужен четвёртый 8F для ускорения испытательного процесса. Первый
полёт четвёртого самолёта, окрашенный для компании Cargolux, был совершен 23
июля. Он проходил небольшие тесты, такие как HIRF (англ.).
3 февраля 2011 года первый полёт совершил пятый грузовой Боинг 747-8.
747-8 продолжатель рода Boeing 747, который оснащён более совершенными
технологиями и улучшенной аэродинамикой. Оба варианта самолёта на 5,6 м длиннее
747-400. 747-8 - самый длинный пассажирский лайнер в мире, превзошедший
предыдущего рекордсмена Airbus A340-600 на 95 см. При максимальной взлётной
массе в 442 тонны, 747-8 является самым тяжёлым самолётом созданным за всю
историю Соединённых Штатов.
По сравнению с 747-400, основные технические изменения заключаются в крыльях,
они сделаны практически с нуля. Изгиб крыла и его структура способствуют
снижению расхода топлива, крыло стало прочнее, улучшилась аэродинамика. В новом
крыле имеются однощелевые предкрылки и двущелевые закрылки.
Законцовка крыла аналогична той, которая используется на Боингах 777-200LR,
777-300ER и 787 и отлична от законцовки 747-400. Она способствует снижению
турбулентности и сопротивления, тем самым понижая расход топлива. Уменьшить вес
также помогла электродистанционная система управления, которая была частично
внедрена в самолёт.
Увеличенный запас топлива по сравнению с 747-400 устраняет необходимость
радикально изменять горизонтальное хвостовое оперение чтобы разместить
дополнительное пространство для топлива - экономия расходов. 8ми образный киль
останется высотой в 19,35 м. Некоторые материалы сделаны из углеродного волокна,
что немного снижает вес самолёта. Однако, структурные изменения в большинстве
случаев эволюционные, а не революционные по отношению к 747-400. 747-8, как и
Boeing 787, оснащён двигателем General Electric GEnx. Однако для 747 двигатель
будет частично адаптирован, чтобы обеспечить всасывание воздуха для обычных
систем самолёта и производится с уменьшенным диаметром, чтобы поместиться под
крылом 747.
Boeing 747 является очень популярным грузовым самолётом, половина всех воздушных
грузовых перевозок осуществляется именно на грузовых 747. Для сохранения
лидирующих позиций Boeing, одновременно с пассажирской версией, начал
строительство 747-8 Freighter или просто 747-8F. Грузовая модель первой войдёт в
эксплуатацию. Как и на 747-400F верхняя палуба короче пассажирской версии. С
максимальным взлётным весом в 442 000 кг, он имеет общую грузоподъёмность 140
000 кг, с возможностью преодолевать расстояние в 8130 км. Четыре дополнительных
поддона созданы на главной палубе, а также два дополнительные контейнера и два
дополнительные поддона, или три дополнительных поддона, на нижней палубе. 747-8F
на 16 % экономичнее 400F, что позволяет летать на бо?льшие расстояния.
Если сравнивать с моделью 747-400ERF (грузовая версия 747-400 для больших
расстояний), то у 747-8F больше грузоподъемность, но меньшая (на 900 км)
дальность полёта.
Cargolux и Nippon Cargo Airlines были первыми авиакомпаниями, заказавшими
Freighter (да и 747-8 вообще) в ноябре 2005 года. В октябре 2006 года были
заявлены технические характеристики, строительство было начато 8 августа 2008
года. Первый Боинг 747-8 покинул цех 12 ноября 2009.