Административный самолет "Бриз" проектировался в 1994 году для перевозок административного персонала на большие дальности при высоком уровне
комфорта. Автор проекта - В. Ф. Бородин.
Самолет представляет собой свободнонесущий двухдвигательный низкоплан. Двухдвигательная схема выбрана для обеспечения повышенных требований к безопасности полета. С этой же целью
выбрано низкорасположенное крыло. Кроме удовлетворения требований безопасности при вынужденной посадке, низкоплан по сравнению с высокопланом позволяет снизить сопротивление
самолета за счет относительного уменьшения миделя фюзеляжа.
Конструкция фюзеляжа - полумонокок с работающей обшивкой. В негерметичной носовой части фюзеляжа размещались отсек для уборки носовой стойки шасси, приборный отсек, вмещающий
основную часть пилотажно-навигационного и электро-радиооборудования самолета, и два багажника объемом по 0.2 м3.
Кабина пилотов и салон находятся в герметичной зоне и разделены между собой перегородкой. В кабине пилотов расположены два рабочих места для пилотов. Вход - через пассажирский
салон.
Размеры пассажирского салона позволяют комфортно расположить шесть пассажиров. Кресла расположены попарно в три ряда, второй ряд развернут лицом к третьему. Расположенный между
этими рядами откидной стол дает возможность перевозимому административному персоналу работать в полете. В случае необходимости есть возможность трансформировать два противостоящих
кресла в спальное место длинной 2 м.
В передней части салона расположен буфет объемом 0,18 м3. В хвостовой части салона располагаются гардероб объемом 0,52 м3 и туалет объемом 1,1 м3.
Вход в самолет через люк 1,3x0,7 м в хвостовой части фюзеляжа, закрываемый дверью-трапом.
Крыло прямое, трапециевидное большого удлинения. Центральная часть расширена из условия обеспечения достаточной жесткости центроплана на кручение, для консольной подвески
двигателей. Конструкция крыла - двухлонжеронная; межлонжеронная часть используется для размещения топлива.
Оперение Т-образное, высокораспололоженное. Горизонтальное оперение имеет сравнительно большое удлинение для уменьшения потерь на продольную балансировку самолета.
Силовая установка состоит из двух турбовинтовых двигателей Pratt and Whitney РТ6А-41 взлетной мощностью по 850 л. с. Двигатели расположены на центроплане и вынесены вперед на
сравнительно большой консоли. Такой большой вынос двигателей вперед широко практикуется на самолетах бизнес-класса и позволяет:
-
вывести плоскость вращения винтов за зону салона и кабин пилотов;
-
уменьшить шум в салоне из-за удаления источника шума;
-
обеспечить объем для уборки основных стоек шасси: на схемах с носовым колесом основные стойки убираются обычно в межлонжеронное пространство крыла, перерезая силовые потоки кессона
крыла;
-
компенсировать возникающие в сечении крыла крутящие моменты;
-
обеспечить максимально возможный относительный размах закрылка.
Поперечное сечение капотов двигателей выполнены так, чтобы максимально снизить сопротивление интерференции между крылом и мотогондолами. Задняя часть капотов используется как
расходный бак. На двигателях устанавливаются трехлопастные винты изменяемого шага.
Шасси самолета - трехколесное с носовым колесом. Все стойки убираются в полете.
Высокий уровень комфорта обеспечивается за счет:
-
просторной компоновки салона;
-
хорошего обзора из пассажирского салона;
-
больших высот крейсерского полета;
-
расположения салона в центре тяжести самолета;
-
выноса двигателей за зону салона;
-
увеличенных лимитов массы на бытовое оборудование салона;
-
высокого уровня оснащения самолета, позволяющего ему летать в любых метеоусловиях;
Размеры салона самолета позволяют перевозить до 10 пассажиров при более плотном расположении кресел.
(c) К. Удалов, М.Белощук