Бизнес-джет Citation Latitude
(Cessna Model 680A) -
самое свежее доказательство возрождения после рецессии компании Textron Aviation,
которая включилась в борьбу за свою историческую долю на рынке бизнес-авиации.
Это первый самолет компании Cessna в суперсреднем классе, салон которого по
своим размерам в поперечном сечении практически такой же, как у модели Hawker
4000. Вместо использования композитных материалов Cessna разработала новый
фюзеляж из алюминиевого сплава, объединив его с крыльями, двигателями и
основными системами от проекта CE-680 Sovereign+.
Первый полет самолета состоялся
18 февраля 2014 г., с тех пор два опытных
воздушных судна выполнили более 600 полетов и налетали в общей сложности 1550 ч.
Эффективность конструктивно-силовой схемы планера
- сильная сторона этой машины.
Собственная масса фюзеляжа ВС суперсреднего класса всего лишь на 160 кг больше
по сравнению с моделью Sovereign+. При этом наддув кабины увеличился до 0,66 атм,
что соответствует высоте 1800 м при полете на эшелоне FL450 (максимальная
крейсерская высота ВС).
Небольшая собственная масса позволяет бизнес-джету перевозить до пяти человек с
полной заправкой топливом, при этом стояночный и взлетный вес увеличивается лишь
на 11 кг. Citation Latitude может выполнять полеты в те же аэропорты, что и Sovereign+, за счет использования таких же силовых установок и крыла.
Операторы могут планировать большинство полетов исходя из скорости полета 400
узлов в час. Это на 40 узлов меньше по сравнению с главным конкурентом Embraer
Legacy 450, но зато Latitude может взлетать и садиться на более короткие ВПП.
Таким образом, для него открыто большинство небольших воздушных гаваней бизнес-авиации, которые расположены вблизи крупных деловых центров.
В поперечном сечении салон Latitude шире салонов всех его предшественников из
семейства Citation и является одним из самых просторных в своем классе. В
главной секции расположены шесть индивидуальных кресел, в передней секции
установлен двухместный диван.
Как и на всех моделях семейства Citation, основной планер бизнес-джета Latitude
представляет собой алюминиевый полумонокок с панелями обшивки, нервюрами,
шпангоутами и лонжеронами, которые соединяются заклепками, болтами или клеем.
Присутствует незначительное использование композитных материалов, например, в
конструкции обтекателя РЛС, обтекателях зализов крыла, а также в конструкции
заднего сервисного люка.
Т-образное хвостовое оперение является одним из недостатков этого самолета, но
силовая схема оперения достаточно эффективна и допускает широкий диапазон
центровок при различной загрузке. Новая подпружиненная дверь пассажирского
салона предусматривает ручное открывание, а также автоматическое и ручное
закрывание. Каждая ступенька имеет LED-подсветку. Нижняя ступенька прилегает
вплотную к земле для облегчения посадки.
Новые конструктивные особенности фюзеляжа улучшили аэродинамику носовой части,
что привело к снижению аэродинамического сопротивления и уменьшению уровня шума
в кабине. Лобовое стекло имеет гидрофобное покрытие, благодаря чему отпадает
необходимость использования системы удаления влаги с поверхности стекла.
Членам экипажа должен понравиться обновленный люк багажного отсека в кормовой
секции воздушного судна. Новая конструкция облегчает процесс погрузки и
разгрузки багажа. Сама багажная секция сертифицирована по стандарту пожаробезопасности Class C, оснащена быстроразрядным огнетушителем, совмещенным
с ВСУ, а также огнетушителем замедленного действия, который активируется на
высоте ниже 25000 футов для подавления любых остаточных очагов пламени.
Стреловидность крыла по линии четверти хорды составляет всего лишь 12,7°, но
благодаря профилю с низким аэродинамическим сопротивлением самолет может
развивать скорость до 450 узлов в час. Операторы могут выбрать эшелон полета
FL410-FL420, тогда крейсерская скорость составит 420-430 узлов в час при
длительных перелетах.
Вместимость крыльевых баков самолета составляет 5168 кг. Топливоприемник для
заправки расположен на правом крыле в районе передней кромки, но в качестве
альтернативного варианта можно воспользоваться топливоприемниками,
расположенными сверху крыла. Электрические топливные насосы используются для
запуска двигателей, перекачки топлива и в качестве резервных насосов.
Основная электросистема представляет собой раздельную шину постоянного тока,
питание которой осуществляется от 300-амперных стартер-генераторов,
вспомогательной силовой установки Honeywell RE100, сертифицированной для запуска
на высотах до 20000 футов и нормальной эксплуатации на высотах до 30000 футов,
внешнего источника электропитания или двух никель-кадмиевых аккумуляторных
батарей емкостью 44 А.ч. Два небольших генератора переменного тока, приводимые в
действие от двигателей, используются для питания обогревателя лобового стекла.
Антиобледенительная защита датчиков воздушного давления, внешней температуры и
угла атаки осуществляется посредством электрических обогревателей. Лишь
несколько основных автоматов-прерывателей расположены в кабине экипажа.
Остальные размещены в распределительной коробке в хвостовой части самолета вдали
от экипажа, в соответствии с рекомендациями EASA. Бизнес-джеты Latitude
оснащаются одной гидравлической системой постоянного давления (204 атм) с
гидронасосами, приводимыми в действие от двигателей или от вспомогательного
электронасоса. Гидравлика используется для привода механизма шасси, тормозных
механизмов, системы реверса тяги, системы управления поворотом носовой стойки
шасси и многофункциональных спойлеров.
Все стойки шасси оснащаются сдвоенными колесами. Поворот носовой стойки от
педалей осуществляется на угол до 7°, с помощью рукоятки можно развернуть
носовую стойку на 81°. Срок службы пневматиков основной стойки шасси превышает
300 посадок.
Баллоны с азотом, расположенные в носовом отсеке, используются для аварийного
торможения и выпуска шасси. Отдельный аккумулятор служит альтернативным
источником энергии для поворота носовой стойки шасси.
На каждом крыле расположено пять щитков интерцепторов. Три центральных щитка
являются спойлеронами. Два внешних щитка выполняют функцию интерцепторов в
полете и гасителей подъемной силы на земле.
Руль направления оснащен триммером, приводимым в действие от системы отбора
воздуха и снижающим усилие на педалях в случае отказа двигателя. Коэффициент
усиления триммера обратно пропорционален индикаторной скорости воздушного судна.
Воздух из системы отбора, проходящий через камеры предварительного охлаждения,
расположенные в пилонах, используется для наддува кабины, в системе
кондиционирования и обогрева салона, в антиобледенительных системах крыла,
горизонтального стабилизатора и двигателя. Каталитические озоновые конверторы
используются для очистки салонного воздуха. Степень наддува кабины автоматически
контролируется бортовой авионикой.
Самолет оснащен системой двухзонного контроля температуры, а также устройством
рециркуляции воздуха для ускорения процесса охлаждения кабины.
В аэронавигационных и проблесковых маяках используются светодиодные лампы
длительного срока службы. Лампы накаливания используются в посадочных и рулежных
фарах, а также в фонарях освещения передней кромки крыла.
Входная дверь
- одна из самых широких в семействе самолетов Citation. За
перегородкой кабины экипажа перед входной дверью расположен кухонный отсек с
контейнерами для горячих и холодных продуктов, контейнером для льда, столовыми
приборами и кухонной посудой. Опционально возможна установка микроволновой печи,
однако установка раковины и смесителя не предусмотрена вовсе.
С правой стороны за местом второго пилота расположен узкий туалет. Напротив
входа установлен двухместный диван с изогнутыми подлокотниками. Возможна
установка одноместного кресла с большим шкафом по правому борту.
Высота иллюминаторов в салоне составляет 43 см, ширина
- 33 см. Иллюминаторы
оснащены двумя пластиковыми шторками, одна из которых обеспечивает небольшое
затемнение, а вторая полностью блокирует доступ света через иллюминатор.
Светодиодное освещение в потолке, в основании кресел и боковых панелей зрительно
увеличивает салон в размерах.
Обивка кресел и различных предметов интерьера в пассажирском салоне выполнена из
высококачественной кожи и тканей. Светодиодные светильники создают комфортное
освещение. Подстаканники прямоугольной формы, в которые помимо стаканов можно
поставить различные контейнеры, в отличие от Sovereign+ расположены в
подлокотниках. Каждое кресло оснащено USB-выходом. Кроме того, каждая пара
кресел оснащена отдельной розеткой напряжением 117 В.
Бизнес-джеты Latitude могут перевозить до девяти человек, однако в реальной
эксплуатации большинство операторов перевозит не более шести. С полными баками
Latitude может взять на борт пятерых пассажиров, а каждый дополнительный
пассажир сокращает дальность полета на 100 км.
Мультимедийная система Cessna Clarity построена на оптоволоконной архитектуре,
спроектированной компанией Head-Up Technologies. Данная система контролирует
освещение салона, температуру и затемнение стекол. Каждое кресло оснащено
экраном с тачскрином, с помощью которого можно управлять освещением над креслом
и рабочим столом. Пассажиры могут подключиться к мультимедийной системе с
помощью своих смартфонов и планшетов на базе iOS и Android. Опционально возможна
установка спутниковой системы широкополосного доступа в Интернет Aviator 300
Inmarsat от Aircell.
Ни один бизнес-джет суперсреднего класса с традиционными органами управления не
обладает такой отзывчивой управляемостью. И ни один бизнес-джет не обладает
такими взлетными характеристиками. Безусловно, Latitude не является лидером по
крейсерской скорости, коммерческой загрузке и дальности полета с полными баками,
но его стоимость, которая составляет 16,25 млн долл., делает самолет выгодным
приобретением по целому ряду параметров.
Garmin G5000
- самый лучший комплект авионики в протестированных нами
бизнес-джетах этого класса. Точность и плавность работы автомата тяги - выше
всяких похвал. Система синтетического видения и отображение 3D-трафика на
основном дисплее - еще один весомый плюс. G5000 олицетворяет собой новое
поколение авионики, которая построена на графических интерфейсах, используемых в
потребительской электронике. И пилоты по достоинству оценят эти особенности,
обеспечивающие простоту использования и снижение нагрузки на летный состав.