17 января 2012 года состоялся первый полет прототипа нового делового самолета Citation Ten (Cessna 750 Citation X+)
производства американской компании Cessna. Впервые самолет бизнес-класса Cessna Citation Ten был представлен в 2010 году. По сути, это прямой потомок
модели Citation X, заслужившей мировое признание.
О программе обновления скоростного среднего бизнес-джета Citation X американский производитель объявил на выставке NBAA в 2010 году. Тогда компания решила
сменить имя этого самолета и назвать его Citation Ten. Однако на NBAA-2012 компания "по многочисленным просьбам" возвратилась к старому наименованию –
Citation X. По мнению компании, бренд "Citation X" на протяжении долгого времени был символом скорости, и клиенты Cessna не хотели от него отказываться.
Тем более, что Cessna собиралась вернуть себе звание быстрейшего бизнес-джета, отобранное у нее G650. Производитель анонсировал максимальную крейсерскую
скорость нового самолета на уровне 0,935 Маха (у G650 – 0,925 Маха) или 1145 км/ч.
Специалисты FAA, в рамках сертификации самолета, провели несколько инспекционных полетов в так называемом "высокоскоростном тесте", когда проверялась
работа систем бизнес-джета на скоростях, близких к максимальным 0,935 Маха. В результате испытательных полетов воздушное судно показало все заявленные
производителем летно-технические характеристики, и замечаний со стороны FAA к маневренности и поведению самолета на максимальных скоростях отмечено не
было.
Citation Ten немного больше своего предшественника, а также быстрее и экономичнее. Его длина больше на 38 сантиметров, а максимальная дальность полета
стала равно 6410 километров. Пассажиры Citation Ten смогут совершить беспосадочные перелеты из Москвы в Пекин, Калькутту или
Сент-Джонс. На 100 кг выросла и полезная нагрузка.
Главные изменения коснутся авионики: на самолет устанавливается комплект авионики Garmin 5000 взамен Honeywell Primus 2000. На панели управления
расположился три увеличенных графических дисплея с диагональю 14 дюймов, в также многофункциональный двухзонный дисплей. Помимо этого появятся 4
сенсорных экрана, которые позволят настраивать дисплеи и радиосвязь, контролировать и изменять маршрут и управлять оборудованием самолета.
По данным Cessna Aircraft, на бизнес-джете установлены более мощные и эффективные двигатели Rolls-Royce AE 3007С2, сертификация которых состоялась в 2013
году.
Салон Citation Ten был разработан для максимального комфорта на длительных перелетах. Самолет имеет увеличенный на 38 см по сравнению с предыдущей моделью
корпус. Хотя сечение фюзеляжа останется прежним, пассажиры получат дополнительное пространство для ног, а модернизированные сиденья смогут
раскладываться полностью и станут объемнее. Стандартные компоновки рассчитаны на 8-12 человек.
Citation Ten получит новый интерьер, также в самолете изменится расположение кресел. Каждая пара кресел, расположенных друг напротив друга,
трансформируется в полноценное спальное место. На борту будет функционировать спутниковая связь, радио и Wi-Fi.
В 2018 году компания Cessna, входящая в состав концерна Textron, объявила о прекращении производства бизнес-джета Citation X+,
который в течение почти двух десятилетий был самой большой и самой быстрой моделью самолета, производимой компанией. Завершение производства Citation X+
ставит своей целью избежать внутренней конкуренции этой модели с Citation Longitude.