Предварительные работы над проектом среднемагистрального узкофюзеляжного
самолета начались еще в 2010 году, когда в концерне Comac в разгаре шел проект
регионального самолета ARJ21. Не смотря на сложности с младшим самолетом,
который только к 2015 году вышел на регулярные рейсы, концерн продолжал активно
работать над своим большим детищем.
Не смотря на сложности с вводом ARJ21 в эксплуатацию, Comac убедился в
достаточности компетенций и приступил к созданию еще одного лайнера, значительно
более амбициозного.
В 2011 году было заключено соглашение с крупнейшим в мире лоукостером -
ирландским RyanAir по кооперации в разработке требований к новому лайнеру,
названному C919. В конце того же года облик C919 был утвержден.
Общая стоимость программы превышает $8,3 млрд. C919 вбирает в себя все самые
передовые технологии, имеющиеся в распоряжении КНР. Кроме того, при
проектировании, концерн Comac использует огромные компьютерные ресурсы, в том
числе суперкомпьютер Tianhe-2 - самый мощный в мире на то время. Согласно
планам, Comac будет выпускать до 150 лайнеров ежегодно (общий план всей
программы - выпустить до 2300 единиц).
В 2014 году было объявлено о сдвижке срока первой поставки на 2019 год из-за
сложностей в производстве. 2 ноября 2015 года первый прототип C919 был
представлен публике.
5 мая 2017 года начались летные испытания первого прототипа
самолета C919. Во время продлившегося 79 мин полета
самолет, оснащенный двигателями CFM Leap 1C, набрал высоту 3 тыс м и
максимальную скорость полета 315 км/ч. Летно-технические характеристики были в
норме, цели, поставленные перед первым испытательным полетом, были достигнуты,
сообщил китайский производитель.
Предполагается, что программа летных испытаний займет более двух лет, в ней
будут задействованы шесть ВС. Второй самолет все еще находится в сборочном цеху.
C919 - свободнонесущий моноплан с низкорасположенным стреловидным крылом и
двумя, подвешенными на пилонах, реактивными двигателями. Шасси трехопорное, с
передней стойкой. С919 имеет стандартную аэродинамическую компоновку и
аналогичен собратьям по классу - лайнерам A320, Boeing 737 и МС-21.
Большинство элементов крыла самолета, в том числе закрылки и элероны
производятся в городе Сиань, Китай. Секции фюзеляжа выпускаются в городе Наньчан,
Китай. Большая часть констукций самолета выполнена, преимущественно, из
алюминия, хотя часть центроплана изготавливается из карбоновых композитов.
Двигатели и авионика на С919 будут иностранного производства, хотя, со временем,
степень локализации будет постоянно возрастать.
Двигатель для C919 будет поставлять корпорация CFM International - модель CFM
LEAP-1C. Тем не менее, Comac не скрывает своих планов по созданию для лайнера, в
перспективе, китайского двигателя (предполагается двигатель Comac CJ-1000A -
будет сертифицирован к середине 2020-х).
Самолет будет иметь несколько базовых компоновок салона: двухклассовую на 156
пассажиров, одноклассовую на 168 и одноклассовую уплотненную, вмещающую до 174
человек. При этом, самолеты будут создаваться в двух модификациях с разной
максимальной взлетной массой и дальностью полета.
Салон экономкласса C919 сможет вместить до 168 пассажиров, салон гибридного
класса - 156 пассажиров. Максимальная дальность полета лайнера стандартной
спецификации составит 4075 км, улучшенной - 5555 км. Срок эксплуатации самолета,
как предполагается, составит 90 тыс. летных часов, или 30 лет.
COMAC уже получила заявки на 517 лайнеров C919 от 21 заказчика, большинство из
которых - китайские компании с государственным участием. Отраслевые аналитики WSJ отмечают, что зарубежные авиакомпании с неохотой инвестируют в проекты
лайнеров, у которых отсутствуют сертификаты западных авиарегуляторов, таких как
Федеральное управление гражданской авиации США и Европейское агентство
авиационной безопасности, а также нет долгой истории эксплуатации, а
следовательно, говорить о конкуренции на глобальном рынке пока преждевременно.