Уголок неба ¦ Embraer/FMA CBA-123 Vector

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
    


 
главная современная авиация самолеты мал
   CBA-123 Vector
       
Разработчик: Embraer, FMA
Страна: Бразилия, Аргентина
Первый полет: 1990
Тип: Ближнемагистральный пассажирский самолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


Историю ближнемагистрального пассажирского самолета CBA-123 Vector можно рассказывать по разному. Можно начать с политики, и потепления отношений между Аргентиной и Бразилией в второй половине 1980х. Можно начать с истории корпорации Embraer и необходимости создания замены самолету EMB 110 Bandeirante. Можно с аэродинамики и повального увлечения схемой турбовинтового с толкающими винтами расположенными на пилонах в хвостовой части фюзеляжа (Антонов Ан-180, Мясищев Дуэт, Яковлев Як-46, ряд нереализованных проектов Боинга и Макдоннел Дугласа под двигатель GE-38).

Все это сошлось воедино. Аргентино-бразильская дружба, необходимость в новом типе самолета и скажем так "авиационная мода, веяние времени" - фирмы FMA (Fabrica Militar de Aviones) и Embraer в начали разработку 19 местного турбовинтового самолета на 1800 км дальности под названием CBA 123 от Cooperación Brasil-Argentina (примерно так же на португальском, итого аббревиатура обоим странам одна и та же. Впрочем внутри каждой фирмы самолет именовали по своему - бразильцы EMB-123, аргентинцы - IA 70). Финансовые затраты и работу разделили в пропорции 2 к 1 (аргентинцы 33%, бразильцы 67%).

Самолет впитал в себя последние достижения техники - новейшая авионика с страшными на то время словами FADEC, EICAS, AHRS and и EFIS (нынче это как бы уже норма, но в те годы - прорыв), перспективный двигатель Garrett TPF351 (на базе отработанного Garrett TPE331 - когда самолет накрылся медным тазом, разработку нового типа двигателя тоже прикрыли) приводящие шестилопастные винты Hartzell HC-E6A-5 противоположного вращения (левый в одну сторону, правый в другую, для полной симметрии в аэродинамике и матов технарей которым приходится иметь дело с "левым" и "правым" двигателями... впрочем может там редуктором решалось), аэродинамическая компоновка с суперкритическими профилями (в корне EA160316, у законцовки EA 160313). Эту всю радость собирались сертифицировать по американским нормам FAR-25.

Начало было многообещающим, радужным. Как и положено всякому началу. Было собрано 2 прототипа (серийный 801, регистрация PT-ZVE и серийный 802 PT-ZVB). Первый полет прототипа состоялся 18 июля 1990 года, а 30 июля прошла презентация самолета президентам обоих стран (Карлос Менем и Фернанду Колор ди Мелу). Но самолет это не только политика, но и экономика. Ставка на новые технологии и демонстрация "Бразилия/Аргентина может!!!" себя слегка не оправдала - цена серийного борта получалась где то в районе 5 миллионов долларов - многовато, как за 19 местный турбопроп. А тут еще политика подвела - бразильскому президенту объявили импичмент, что привело к политическому кризису в стране. Бюджет кончился (впрочем он и был не таким уж и большим - в сумме он оценивался в 300 млн долларов,  не так уж и дорого, если посмотреть на ряд других), сборка третьего прототипа (c/n803 LV-X134) застряла на 80% и он где то припадает пылью в ангаре 36, без горизонтального оперения и пустыми пилонами. Первые два - по музеям (один Rio de Janeiro - Campo dos Afonsos - SBAF, второй в музее фирмы Embraer).








 ЛТХ:
Модификация   CBA-123
Размах крыла, м   18.09
Длина самолета, м   17.72
Высота самолета, м   5.97
Площадь крыла,м2   27.20
Масса, кг  
  пустого самолета   6230
  максимальная взлетная   7711
Тип двигателя   2 ТВД Garrett TPF351-20A
Мощность, л.с.   2 х 1219
Максимальная скорость, км/ч   593
Крейсерская скорость, км/ч   569
Практическая дальность, км   1852
Скороподъемность, м/мин   714
Практический потолок, м   10670
Экипаж, чел   2
Полезная нагрузка   19 пассажиров


 Доп. информация :


  Фотографии:

 CBA-123
 CBA-123
 CBA-123    (c) Paul Thallon
 CBA-123    (c) Ciaran Hickey
 CBA-123    (c) Tim Rees
 CBA-123    (c) Stephen Rendle
 CBA-123    (c) Stuart Mitchell
 CBA-123    (c) Chris England
 Пассажирский салон CBA-123    (c) Gustavo Machado
 Кабина пилотов  CBA-123     (c) Gustavo Machado

  Схема:

 CBA-123
 Компоновочная схема
 Схема пассажирского салона
 Разделение работ между Embraer и FMA

 



 

Список источников:

Thexhs. Embraer/FMA CBA 123 Vector - Бразильско-аргентинский турбовинтовой необыкновенный
Jane’s All The World’s Aircraft 1993-94

Air International 1990-09. South American Vector


Уголок неба. 2020 



 

  Реклама: