B конце сентября 2011 года, незадолго до выставки Национальной ассоциации
деловой авиации США NBAA в Лас-Вегасе, американская компания Cessna представила
общественности бизнес-джет легкого класса Citation M2. Производная от CJ1+ с
улучшенными характеристиками и меньшим ценником, эта модель призвана побороться
с Embraer Phenom 100 за место в легком сегменте, а также предоставить нынешним
владельцам Citation Mustang привлекательную возможность перехода на следующий
уровень скорости, дальности и комфорта.Разработка М2 велась на протяжении последних трех лет, и первый полет
состоялся 9 марта 2012 г.
Поставки существующей линейки Cessna Citation испытали самый сокрушительный удар
во время депрессии на рынке бизнес-джетов легкого класса, начавшейся три года
назад. Если в 2008 г. Cessna побила десятилетний рекорд, поставив 466 самолетов
семейства Citation, то в 2009 г. число поставок упало до 289, а в 2010 - до 178.
Судя по показателям первого полугодия, в этом году компания передаст заказчикам
138 Citation. Сильнее всего пострадал спрос на модель CJ1+, предшественника М2.
В 2008 г. Cessna поставила 20 единиц, в 2009-м - 14, в 2010-м - 3. За первые
шесть месяцев текущего года был поставлен всего один CJ1+.
Свалившиеся на американского производителя неудачи пришлись как раз на то время,
когда главный конкурент, Embraer, в несколько впечатляющих ходов покорил рынок
легких бизнес-джетов, переманив многих из тех клиентов, кто мог бы купить CJ1+.
Введенный в эксплуатацию в декабре 2008 г. Phenom 100 затмил соперника бо’льшим
салоном при аналогичной полезной загрузке и отличной дальности. А стоил он
изначально всего на 500 тыс. долл. дороже, чем Mustang, и на целых 1,2 млн
дешевле, чем CJ1+. Благодаря такому сравнению, выставлявшему Phenom 100 в
выгодном свете, его продажи взмыли в небеса. Инновационное, овальное в ширину
сечение фюзеляжа Phenom 100, бортовой комплекс Garmin G1000 и исключительная
топливная эффективность сразу привлекли внимание заказчиков. Уже до конца 2008
г. Embraer поставил два таких самолета, в 2009 г. - 97, в 2010-м - 100. Впрочем,
после двух лет наступил отлив: за первое полугодие текущего года число поставок Phenom 100 не превысило дюжины.
Cessna восприняла нынешнее затишье в поставках Phenom 100 как идеальный момент
для реванша. Анонсировав М2, производитель рассчитывает вернуть свою долю рынка,
предложив модель, способную посоревноваться с бразильским конкурентом. Хотя
салон M2 по размеру не отличается от салона CJ1+, скорость набора высоты у него
выше, крейсерская скорость больше на 11 узлов, дальность с полезной загрузкой
230 кг (при управлении одним пилотом) должна составить 1300 морских миль. Цена
M2 установлена на уровне 4,195 млн долл., а первые 47 самолетов производитель
отдаст за 4 млн, как обещал Скотт Эрнест. Таким образом, М2 обойдется покупателю
примерно на 285 тыс. долл. дороже, чем Phenom 100, компенсируя разницу в
стоимости лучшими взлетно-посадочными характеристиками, более высокой (на 35
узлов) крейсерской скоростью и большей (на 100 морских миль) дальностью. Кстати, Cessna приводит значения дальности из расчета максимальной крейсерской скорости,
а Embraer - исходя из максимальной дальности, что означает полет на меньших
режимах тяги.
Более того, новый представитель семейства Citation предлагает более
привлекательный набор стандартного оборудования, чем Phenom 100, да и список
опций, позволяющих повысить комфортность нахождения на борту, проработан более
тщательно.
Cessna надеется, что все эти (и другие) достоинства позволят отвлечь
потенциальных покупателей от Embraer. Еще одна важная миссия M2 - удержать "в
семье" Cessna владельцев Mustang.
Судя по предоставленной Cessna документации, конструкция M2 будет клоном CJ1+ -
по крайней мере, параметры фюзеляжа никак не изменятся. Конструкторы Cessna
решили не применять на М2 опыт инсталляции дополнительных внешних шпангоутов для
увеличения ширины пола салона, как это было сделано на CJ4, поскольку лишние 5
см пола не оправдали бы значительных временных и финансовых затрат на
сертификацию модифицированной конструкции.
Самое заметное новшество - это маленькие законцовки крыла, из-за которых размах
крыла увеличится до 14 м. Некоторые аэродинамические усовершенствования планера
позволят снизить сопротивление, за счет чего, в частности, и предполагается
повысить крейсерскую скорость.
M2 выйдет немного полегче предшественника, главным образом благодаря замене
бортового комплекса Rockwell Collins Pro Line 21 на Garmin G3000. Однако из-за
увеличения емкости топливных баков на 40 кг полезная загрузка с полными баками
несколько снизится (примерно на 13 кг). Все модели серии 525 имеют круглые
фюзеляжи. По сравнению с фюзеляжем Phenom 100, овальным в поперечном сечении,
конструкция с постоянным радиусом более легкая и более эффективно распределяет
нагрузки избыточного давления, но предлагает меньше полезного пространства
салона для пассажиров.
M2 сохранил высокоскоростной аэродинамический профиль ламинарного обтекания NASA
0213, разработанный в конце 80-х гг. для первого из семейств CitationJet.
Инженеры заверяют, что устойчивое обтекание сохраняется на крейсерских скоростях
до 400 узлов с лишним.
Все топливо содержится в двух крыльевых баках, каждый из которых снабжен шестью
датчиками уровня топлива. Как и на большинстве бизнес-джетов легкого и среднего
класса, заправка топливом осуществляется через заправочную горловину на верхней
поверхности крыла. Усовершенствования в системе дренажа баков позволяют
увеличить полезную емкость баков на 40 кг по сравнению с CJ1+. Система
топливомасляных радиаторов, активизирующаяся автоматически, исключает
необходимость в противообледенительных присадках. Струйные насосы подают топливо
двигателям во время их работы. Топливные подкачивающие насосы питают двигатели
во время запуска, перекрестного питания и в случае отказа струйных насосов.
Cessna Citation M2: надежды и сомненияВ русле сорокалетней практики разработки
конструкции самолетов серии Citation 500, M2 наделили замкнутой гидросистемой;
левый и правый двигательные насосы создают давление 105,5 кг/см2 для выпуска
шасси, воздушных тормозов и закрылков. Для работы системы достаточно одного
насоса, любого из двух. Отдельная электрическая насосная станция питает антиюзовую систему. В отличие от М2, Mustang и Phenom 100 имеют одну гидросистему с электрическим насосом для всех нужд.
M2 снабжен ручным управлением рулевыми поверхностями. Механизация крыла состоит
из закрылков, воздушных тормозов и демпфера рыскания, который улучшает качество
полета, но не является необходимым для его выполнения. К достоинствам M2 можно
отнести систему гашения подъемной силы, которая после касания выпускает закрылки
на 60 градусов и активирует воздушный тормоз, создавая тем самым давление на
основные стойки для более эффективного торможения. У Embraer Phenom 100 такая
система отсутствует (как и воздушный тормоз), поэтому на загрязненной ВПП
остановить его труднее, чем Citation.
Во внешнем освещении, включая посадочные огни, ксеноновые лампы заменены на
светодиоды, которые поддерживают функцию "пульсирующих" огней.
У всех трех моделей - M2, Mustang и Phenom 100 - автоматическая система
герметизации салона, создающая на эшелоне FL410 давление, эквивалентное высоте
2400 м над уровнем моря. У всех трех - электрические турбохолодильные установки.
Нам доводилось летать на Phenom 100 в тропическом климате, и его система
кондиционирования заслуживает всяческих похвал. Что касается M2, то его нам еще
предстоит испытать.
Пассажиры попадают в салон M2 через дверь высотой 130 см и шириной 60 см
(сужается сверху) по складной лестнице. Надо сказать, что дверной проем Phenom
100 и выше, и шире. К тому же дверь открывается сверху вниз и получается
воздушный трап, который благодаря высокой "посадке" самолета визуально создает
иллюзию "большого джета".
Cessna Citation M2: надежды и сомненияM2 сохранит размеры и базовую конфигурацию
салона CJ1+ с клубной секцией из четырех кресел в основной части салона, одним
креслом напротив двери и туалетного отсека в хвосте, с дополнительным
пассажирским местом поверх унитаза. Максимальная полезная загрузка в 650 кг
позволит операторам заполнить все имеющиеся кресла пассажирами, при этом
дальность полета, по нашим расчетам, составит по меньшей мере 780 морских миль
(1445 км). Ширина и высота (в середине утопленного прохода) салона - 146 см,
длина - 335 см от перегородки, отделяющей пилотскую кабину, до задней
герметической перегородки. Как уже отмечалось, форма фюзеляжа Phenom 100
добавляет пару сантиметров в высоту и 15 см в ширину (на уровне пола), что
обеспечивает больше пространства на уровне плеч сидящих пассажиров.
Зато M2 порадует новым дизайном салона, более комфортными креслами, экономной к
пространству отделкой. Поверхность складных столиков, расположенных между
установленными лицом друг к другу креслами, будет отделана кожей. В переднем
отсеке будет "бар" с контейнерами для горячих напитков и для льда, отделениями
для прохладительных напитков. Основываясь на нашем опыте полетов на самолетах
серии 525 и Phenom, можем предположить, что уровень шума в салоне М2 будет
ощутимо ниже, чем в Phenom 100 (произведенных до настоящего момента).
В носовой части M2 есть негерметизированный багажный отсек объемом 0,42 м3 с
доступом через распахивающиеся дверцы с левой и правой стороны. Основной багаж
можно также поместить в отсек, расположенный в задней части фюзеляжа, объемом
0,85 м3. Объемы багажников Phenom 100 больше, чем у М2 (заднего - на 50%). На
борту пассажирам должна прийтись по душе новая полнофункциональная система
управления параметрами салона (CMS), разработанная по примеру Citation Ten
совместно с компанией Heads Up Technologies. В систему входит спутниковая
телефония Aircell ST 3100, высокоскоростной канал обмена данными "воздух-земля"
Aircell Gogo, XM-радио и набор аудио- и видеоаппаратуры, в том числе гнезда для
подключения МР3-плееров.
Получение сертификата типа Citation M2 запланировано на первое полугодие 2013
г., начало поставок - на второе. Выйдя на рынок, M2 немедленно сойдется нос к
носу не только с Phenom 100 (за 4 млн долл.), но, возможно, и с HondaJet (за 4,5
млн долл.), если последний будет сертифицирован, согласно графику, в конце 2012
г.