Cessna Citation X - административный самолёт (лёгкий
реактивный самолет для малого бизнеса),
разработанный американской фирмой Cessna
Aircraft Company. Cessna
анонсировала Citation X в октябре 1990 на
годовом собрании NBAA.
Двигатель проверялся на Citation VII с 21
августа 1992. Стыковка фюзеляжа прототипа
с крылом была проведена в июне 1993.
Первый полет был осуществлён 21 декабря
1993 в 4.42 пополудни. За штурвалом были Doug
Hazelwood и Ken Kimball. Суммарное время полёта
составило 45 минут. Два последующих
опытных самолета, осуществили первый
полёт 27 сентября 1994 и 11 января 1995. Вместе,
они находились в воздухе в течение более
чем 3000 часов, прежде, чем FAA сертификация
была проведена 3 июня 1996. Первоначально
сертификация предполагалась в августе
1995, но изменение веса полезной нагрузки
привело к задержке.
Citation X выполнен по той же схеме, что и средние машины семейства
Citation, но отличается крылом со стреловидностью 37° по линии четвертей
хорд. Место соединения крыла с фюзеляжем закрыто большим обтекателем,
внутри которого размещается большая часть из 5900 кг топлива, имеющегося
на борту. Задние кромки крыла заняты трехсекционными закрылками и
элеронами, а практически весь размах передних кромок занимают
двухсекционные предкрылки. Хвостовое оперение Т-образное, фюзеляж имеет
круглое сечение с усиленной конструкцией "повышенной живучести" в районе
гермокабины, каждая из стоек шасси оснащена сдвоенными пневматиками.
Кабина экипажа рассчитана на двух человек и оснащена авионикой на основе
системы Honeywell Primus 2000.
Средства отображения полетной информации состоят из пяти дисплеев: по
одному основному индикатору полетных данных и многофункциональному
индикатору у каждого члена экипажа и одного центрального индикатора
системы EICAS (Engine Indication and Crew Alerting System).
Благодаря двигателям от компании Rolls-Royce и замечательной
аэродинамике, Cessna Citation X стал одним из самых экономичных
самолетов в истории бизнес-авиации. Самый быстрый в мире бизнес-джет
одновременно является и самым продвинутым в плане аэродинамики. В
результате его расход топлива сопоставим с гораздо более медленными
самолетами этой весовой категории, способными перевезти меньшее
количество пассажиров.
При проектировании этого самолета особое внимание было уделено именно
разработке идеальных аэродинамических качеств: каждый контур и каждый
выступ корпуса был сконструирован таким образом, чтобы минимизировать
его сопротивление воздушному потоку, увеличить скорость и эффективность
самолета.
Крылья самолетов семейства Cessna Citation X отклонены назад под углом в
37 градусов: это больше, чем у любого другого бизнес-джета. Тем не менее,
он имеет исключительную устойчивость при взлете и посадке, а уникальная
форма крыльев позволяет ему значительно снизить сопротивление воздуху и
дополнительно сократить расход топлива.
Удивительный парадокс: одно из самых красивых и роскошных мест на Земле
чаще всего находится на расстоянии нескольких километров от поверхности
Земли. Еще более парадоксально то, что попав в столь притягательное
место, люди так быстро его покидают. Бесшумно и быстро самолет Cessna
Citation X доставляет своих пассажиров к месту назначения в чрезвычайно
короткие сроки.
Салон самолета – предмет особой гордости разработчиков этой модели Cessna:
самый широкий, самый просторный и необыкновенно красивый. Мягкие и
упругие кресла, удобные подголовники и подлокотники, достаточно
пространства и для того, чтобы провести кресло в горизонтальное
положение для комфортного сна.
Длина салона – больше семи метров. Имеется просторное и отапливаемое
багажное отделение, размером более двух кубических метров, подходящее и
для крупногабаритного багажа.
Обустройство салона может иметь различные конфигурации. Наиболее
распространенным вариантом является восьмиместный салон с мини-баром,
просторным гардеробом для верхней одежды и ручной клади, туалетной
комнатой и багажным отделением в хвосте судна.
Однако этот вариант не является обязательным: дизайн интерьера салона
Cessna Citation X может быть полностью индивидуальным, выполненным с
учетом всех пожеланий заказчика. Можно выбрать цвет и качество кожи,
ткани, древесины, других отделочных материалов, выбрать свой вариант
расположения перегородок салона, кухонного блока, размещения
бортпроводника, узла связи и других необходимых элементов. Обширное
пространство внутри самолета дает возможность реализовать любые
дизайнерские фантазии.
Поставки самолета начались в августе 1996 с
передачи первого самолета (номер 003)
легенде гольфа Арнольду Палмеру.
В феврале 1997 группе разработчиков Citation X
была присуждена награда
Национальной Воздухоплавательной
Ассоциации как первому
коммерческому самолету в истории США,
достигнувшему крейсерской скорости 0,92 М".
2500-ая Cessna Citation была Citation X, поставленная 10
сентября 1997.
В течение Reno Air Races в сентябре 1997, Citation X
устанавливает рекорд скорости на 5000 км
замкнутом маршруте равный 876 км/ч. Кроме того,
через 3 года, 14 июля 2000г. этот рекорд был побит на
самолете того же типа. J. Stephen Fossett и Darrin L.
Adkins (США) установили рекорд скорости при
полете по замкнутому маршруту длиной 5000км без груза в
классе C-1h (турбореактивные самолеты со
взлетной массой от 12т до 16т). Они стартовали с аэродрома Alamosa на
самолете Cessna 750 Citation X (рег.номер N377SF) с двигателями Rolls-Royce AE3007C. Рекорд составляет лишь 921км/ч.
В том же году на том же самолете эти же пилоты установили рекорд скорости при
полете вокруг света в классе C-1h (разумеется,
полет проходил с промежуточными посадками и при расчёте скорости учитывалось только
летное время. При полете по маршруту Los Angeles-Hamilton-Agadir-Luxor-Calcutta-Nagasaki-Midway Island-Los Angeles, завершившимся 16 февраля 2000 г., средняя скорость составила 901,07км/ч.
Рекорд скорости в классе C-1h при полете на запад на том же самолете 24 ноября 2000
г. установили J. Stephen
Fossett, Alexander M. Tai и Pierre F. d'Avenas. Средняя скорость при
полете по маршруту Cabo San Luca, Kona, Majuro, Palau, Singapore, Male, Nairobi, Abidjan,
Fortaleza, Barranquilla, Cabo San Luca составила 805,59км/ч
В декабре 1997 года Cessna расширила свою пятилетнюю
гарантию. 22 мая 1998 года первая Citation X была
поставлена Канадскому заказчику.
50-ая Citation X была поставлена в августе 1998
Executive Jet Aviation, и 23 декабря 1999 Председатель
Cessna, управляющий высшего ранга Russ Meyer
вручил ключи от Citation X c серийным номером
100 Ted Townsend - президенту Townsend Enigneering. К
октябрю 1999 самолёты Citation X налетали
больше чем 80000 часов.
На сегодняшний день Cessna Citation X – это самый быстрый
гражданский самолет в мире. Он легко преодолевает звуковой барьер, имея
крейсерскую скорость немногим меньшую тысячи километров в час.
На сегодняшний день все самолеты семейства Cessna Citation X
эксплуатируемые в мире, совершили около миллиона взлетов и посадок. Если
сложить все маршруты, что пролетели эти самолеты, то результат будет
эквивалентен четырем полетам от Земли до Солнца. Средняя
продолжительность активной жизни самолетов этой марки превышает срок
эксплуатации большинства других частных самолетов.
Команда разработчиков модели самолетов семейства Citation
X непрерывно продолжает совершенствовать свое детище, отслеживая все
научные инженерно-технологические и дизайнерские новации в сфере
самолетостроения, чтобы применить в очередной модификации самолета все
лучшие достижения человеческой мысли.