Создать замену Challenger 300 - непростая задача. Дебютировав в 2003 г., эта
модель сразу стала фаворитом в своем классе, отобрав этот титул у Gulfstream II
благодаря щедрой тяговооруженности, большому крылу и резвости. Challenger 300
был не только более современным, но и более доступным, да и по остальным
параметрам не уступал конкуренту: трансконтинентальная дальность, плоский пол,
салон на восемь пассажиров, доступ к багажному отсеку в полете и "железобетонная"
надежность. Ему бы еще фирменные овальные иллюминаторы и заряженный ценник - и
все бы решили, что он родом из г. Саванны шт. Джорджия, а не из Монреаля.
Продажи сразу стали бить рекорды, поскольку в то время конкуренция была
весьма условна. Так, ближайший конкурент по размерам салона - Gulfstream
G200 уступал по летно-техническим характеристикам. Потенциальным
конкурентом по ЛТХ мог стать Hawker 4000, но из-за десятилетия "детских
болезней" он фактически сошел с дистанции. Что касается Dassault Falcon
50EX, то канадец обошел его по уровню эксплуатационных расходов.
В общем, в течение почти десятилетия Challenger 300 удерживал первенство
в классах midsize и super-midsize, поскольку ни один другой самолет не
мог предложить такого сочетания комфорта салона, ЛТХ, экономики
эксплуатации и надежности. Клиенты голосовали кошельком: до середины
2014 г. Bombardier продал и поставил более 450 самолетов Challenger 300.
Однако за это время рынок сильно изменился, и теперь в сегменте
super-midsize довольно тесно. Появились существенно более
высокотехнологичные модели, такие как Embraer Legacy 500, Gulfstream
G280, а также пережившие капитальный апгрейд Cessna Citation Sovereign+
и Citation X.
Ввиду столь
серьезной конкуренции Challenger 300 уже не мог рассчитывать на
безусловное лидерство. Трезво оценив ситуацию, руководители Bombardier
пришли к выводу, что не стоит запускать полноценную программу замены
Challenger 300. Вместо этого они решили реализовать те решения, о
которых просили эксплуатанты. Инженеры превратили Challenger 300 в новую
модель, с модернизированной авионикой, более мощными двигателями, более
эффективными винглетами и приятными новинками в оборудовании салона.
Максимальный взлетный вес увеличился на 794 кг, остальные весовые
параметры также были приближены к пожеланиям клиентов.
В результате получилась модель Challenger 350, превосходящая
оригинал практически во всем, но отличающаяся по цене всего на 1,68 млн
долл. Первый полет самолета состоялся 2 марта 2013 года.
Стартовым заказчиком новой модели выступил оператор долевого владения
NetJets, разместивший заказ на 75 самолетов в эксклюзивном исполнении
Signature Series на сумму 7,3 млрд долл. Неудивительно, что требования
NetJets немало повлияли на характеристики самолета и комплектацию салона.
В таком виде Challenger 350 оказался привлекательным и для других
крупных операторов: заказы на 20 машин каждый разместили VistaJet и
Flexjet.
Главные направления
модернизации, помимо увеличения взлетного веса, - замена двигателя,
модернизация авионики Rockwell Collins Pro Line 21 Advanced и обновление
интерьера пассажирского салона.
Система искусственного
зрения предоставит им полную картину забортного ландшафта в режиме 3D;
двойная инерциальная система определения координат позволит самолету
автоматически определять свое местоположение, скорость и ориентацию в
пространстве; уникальная, автоматически пополняемая база данных,
сборники электронных карт и технической документации обеспечат
возможность полностью «безбумажных» полетов. Все это в совокупности, по
мнению разработчиков, должно сократить рабочую нагрузку пилотов и
способствует повышению их осведомленности о ситуации.
Одна из наиболее очевидных модификаций, отличающих Challenger 350 от
предшественника, - винглеты. Расположенные под бо’льшим углом к
плоскости крыла, чем у Challenger 300, они более эффективно справляются
с сопротивлением и, кроме того, удлиняют крыло на 158 см. Благодаря им
самолет быстрее набирает высоту несмотря на увеличившийся вес.
В остальном конструкция и механизация крыла сохранены в прежнем виде. То
же касается и фюзеляжа, за исключением иллюминаторов, которые стали на 5
см длиннее и теперь пропускают на 12% больше света. Казалось бы, не так
уж много, - но заметно невооруженным глазом!
В стандартной конфигурации салон рассчитан на восемь пассажиров в двух
клубных секциях или на девять, если один из них согласиться провести
полет в туалете на специально оборудованном кресле. Впрочем, в качестве
опции можно поставить вместо двух кресел в задней части салона
трехместный диван. Раскладные столики размером 60 х 63 см разделяют пары
кресел.
Длина пола салона -
503 см. Как уже упоминалось, благодаря увеличенным иллюминаторам в
салоне ощутимо светлее, чем в предыдущей версии, что визуально делает
его просторнее. Система управления параметрами салона (CMS) производства
Lufthansa Technik включает центр развлечений с двумя мониторами
диагональю 22 дюйма с движущейся 3D-картой полета, восемью гарнитурами с
активным шумоподавлением, аудиоколонками, проигрывателем Blu-ray, HDMI,
портами для USB и iPhone/iPad. В стандартное оборудование салона также
входят четыре розетки, сенсорные экраны CMS у каждого кресла. Для
включения подсветки над креслами и столами, изменения громкости и вызова
бортпроводника существуют также отдельные кнопочки. Спутниковая
телефония: Iridium - стандарт, Inmarsat SwiftBroadband - опция.
Пассажиры попадают в салон по трапу, оснащенному односторонними перилами
и подсветкой ступеней. Дверь оснащена электрическим моторчиком,
облегчающим ее закрывание, и экраном, снижающим шум. Справа по борту
находится кухонный блок, напротив него гардероб.
В стандартное оборудование бортовой кухни входит кофеварка (в самолетах
NetJets ее заменяет машина для приготовления порционных горячих напитков),
микроволновая печь, контейнеры для льда и для отходов, отделения и
емкости для хранения продуктов и напитков. Кухонный блок порадует
проводников полноразмерной рабочей поверхностью и устойчивой к
воздействиям отделкой. Раковина с проточной водой предлагается в
качестве опции.
В хвостовой
части фюзеляжа расположена туалетная комната. Биотуалет обслуживается
снаружи. Помимо раковины и обычных шкафчиков, зеркала и др. здесь же
находится вход в багажный отсек объемом 3 м3. В этот отсек также можно
попасть снаружи самолета через люк, расположенный под пилоном левого
двигателя.
Опционная
шумоизоляция снижает уровень шума на 2–3 дБ, но весит дополнительные 90
кг.
Самолет получил новые
силовые агрегаты в качестве которых выступают два турбореактивных
двухконтурных двигателя Honeywell HTF7350, способных с восемью
пассажирами на борту развивать крейсерскую скорость равной о,8 Маха при
3200 Нм крутящего момента и обеспечивать перелет на максимальное
расстояние 5926 км, что на 250 км больше чем у Bombardier Challenger
300. При этом тяга двигателей увеличилась по сравнению с авиадвигателями
предшественника на 7,3%.