Хотя Вторая мировая война еще
продолжалась, авиакомпания "Trans Canada Air Lines" (TCA) уже подыскивала
подходящий самолет для послевоенного обслуживания дальних маршрутов. В качестве
промежуточного варианта до появления нового поколения гражданских транспортных
машин был выбран вариант Douglas DC-4 с двигателями Rolls-Royce Merlin. В 1944
году разработку Canadair CL-2 признали одной из первоочередных задач новой
авиастроительной фирмы "Canadair Ltd", созданной канадским правительством на
базе канадского филиала фирмы "Vickers Ltd". Но летом 1944 года эта компания
объявила о прекращении создания самолета в Канаде. Для оценки концепции в качестве основы использовали самолет с негерметичным
фюзеляжем, построенный фирмой "Douglas", установив на него четыре двигателя Merlin 620 мощностью по 1725 л.с. (1286 кВт). Самолет, названный Canadair
DC-4M-X, впервые поднялся в воздух 20 июля 1946 года и вскоре был одобрен
авиакомпанией "Trans Canada". Серийный выпуск составил 23 экземпляра C-54GM с
негерметичными кабинами, а прототип летал в составе канадских ВВС как
транспортный самолет North Star Mk 1. "Trans Canada" заказала 20 машин с герметизированными кабинами, рассчитанными на
40-62 пассажира в зависимости от классности. В ожидании появления специального
гражданского варианта "Trans Canada" эксплуатировала шесть арендованных у ВВС
самолетов с негерметизированной кабиной, обозначив их для гражданского
применения как DC-4M-1 или North Star М-1. Эти шесть машин авиакомпания ТСА
позднее вернула в ВВС как транспортные North Star Mk М1. Машины активно
использовались для снабжения во время корейской войны, а позднее их
переоборудовали в пассажирские лайнеры, изменив названия на North Star Mk 1ST и
North Star Mk M1 ST. Последний самолет сняли с эксплуатации в 1966 году. А поставки машин специально для "Trans Canada" начались в октябре 1947 года. Их
называли DC-4M-2/3 (или North Star M2-3), если устанавливались двигатели Merlin
622, либо DC-4M-2/4 (или North Star M2-4, обозначение компании - CL-4), если
устанавливались двигатели Merlin 624. Некоторые машины последних вариантов позже
приспособили для перевозки грузов, изменив обозначение на DC-4M-2/4C (или North
Star M2-4C). Еще одним эксплуатантом стала авиакомпания BOAC, купившая 22 CL-4 (или С-4)
после банкротства фирмы "Avro Tudor", где самолеты с 1949 по 1960 годы
использовались под названием Argonaut. "Canadair" также получила заказ на четыре
самолета для "Canadian Pacific Air Lines" под обозначением C-4-1 (или North Star
C-4-1) и C-4-1C (или North Star C-4-1C) после переоборудования их в транспортные
самолеты. После снятия машин с эксплуатации первичными пользователями их
продавали небольшим компаниям. Некоторые самолеты оставались в эксплуатации до конца 1960-х годов. Последним
самолетом серии стал построенный для канадских ВВС единственный экземпляр CL-5,
также известный как С-5; это был CL-4 со звездообразными двигателями Pratt &
Whitney R-2800.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
CL-2 |
Размах крыла, м |
35.81 |
Длина самолета, м |
28.54 |
Высота самолета, м |
8.39 |
Площадь крыла, м2 |
135.63 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
21243 |
максимальная взлетная |
37331 |
Тип двигателя |
4
ПД Rolls-Royce Merlin 626 |
Мощность, л.с. |
4
х 1760 |
Максимальная скорость, км/ч |
523 |
Крейсерская скорость, км/ч |
465 |
Практическая дальность, км |
5150 |
Практический потолок, м |
8990 |
Экипаж, чел |
4-5 |
Полезная нагрузка: |
до 60 пассажиров |
Доп. информация : |
|
|
Фотографии:
|
Уголок неба. 2011
|