Уголок неба ¦ Canadair CL-2(4)

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
    


 
главная послевоенная авиация авиалайнеры
   CL-2(4)
       
Разработчик: Canadair
Страна: Канада
Первый полет: 1946
Тип: Среднемагистральный грузопассажирский самолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


Хотя Вторая мировая война еще продолжалась, авиакомпания "Trans Canada Air Lines" (TCA) уже подыскивала подходящий самолет для послевоенного обслуживания дальних маршрутов. В качестве промежуточного варианта до появления нового поколения гражданских транспортных машин был выбран вариант Douglas DC-4 с двигателями Rolls-Royce Merlin. В 1944 году разработку Canadair CL-2 признали одной из первоочередных задач новой авиастроительной фирмы "Canadair Ltd", созданной канадским правительством на базе канадского филиала фирмы "Vickers Ltd". Но летом 1944 года эта компания объявила о прекращении создания самолета в Канаде.

Для оценки концепции в качестве основы использовали самолет с негерметичным фюзеляжем, построенный фирмой "Douglas", установив на него четыре двигателя Merlin 620 мощностью по 1725 л.с. (1286 кВт). Самолет, названный Canadair DC-4M-X, впервые поднялся в воздух 20 июля 1946 года и вскоре был одобрен авиакомпанией "Trans Canada". Серийный выпуск составил 23 экземпляра C-54GM с негерметичными кабинами, а прототип летал в составе канадских ВВС как транспортный самолет North Star Mk 1.

"Trans Canada" заказала 20 машин с герметизированными кабинами, рассчитанными на 40-62 пассажира в зависимости от классности. В ожидании появления специального гражданского варианта "Trans Canada" эксплуатировала шесть арендованных у ВВС самолетов с негерметизированной кабиной, обозначив их для гражданского применения как DC-4M-1 или North Star М-1. Эти шесть машин авиакомпания ТСА позднее вернула в ВВС как транспортные North Star Mk М1. Машины активно использовались для снабжения во время корейской войны, а позднее их переоборудовали в пассажирские лайнеры, изменив названия на North Star Mk 1ST и North Star Mk M1 ST. Последний самолет сняли с эксплуатации в 1966 году.

А поставки машин специально для "Trans Canada" начались в октябре 1947 года. Их называли DC-4M-2/3 (или North Star M2-3), если устанавливались двигатели Merlin 622, либо DC-4M-2/4 (или North Star M2-4, обозначение компании - CL-4), если устанавливались двигатели Merlin 624. Некоторые машины последних вариантов позже приспособили для перевозки грузов, изменив обозначение на DC-4M-2/4C (или North Star M2-4C).

Еще одним эксплуатантом стала авиакомпания BOAC, купившая 22 CL-4 (или С-4) после банкротства фирмы "Avro Tudor", где самолеты с 1949 по 1960 годы использовались под названием Argonaut. "Canadair" также получила заказ на четыре самолета для "Canadian Pacific Air Lines" под обозначением C-4-1 (или North Star C-4-1) и C-4-1C (или North Star C-4-1C) после переоборудования их в транспортные самолеты. После снятия машин с эксплуатации первичными пользователями их продавали небольшим компаниям.

Некоторые самолеты оставались в эксплуатации до конца 1960-х годов. Последним самолетом серии стал построенный для канадских ВВС единственный экземпляр CL-5, также известный как С-5; это был CL-4 со звездообразными двигателями Pratt & Whitney R-2800.






 ЛТХ:
Модификация   CL-2
Размах крыла, м   35.81
Длина самолета, м   28.54
Высота самолета, м   8.39
Площадь крыла, м2   135.63
Масса, кг  
  пустого самолета   21243
  максимальная взлетная   37331
Тип двигателя   4 ПД Rolls-Royce Merlin 626
Мощность, л.с.   4 х 1760
Максимальная скорость, км/ч   523
Крейсерская скорость, км/ч   465
Практическая дальность, км   5150
Практический потолок, м   8990
Экипаж, чел   4-5
Полезная нагрузка:   до 60 пассажиров


 Доп. информация :


  Фотографии:

 North Star Mk1 (CL-2)    (c) Günter Grondstein
 CL-2 (DC-4M-1)              (c) RAScholefield Collection
 CL-2                               (c) Richard Vandervord
 CL-4                              (c) Ralf Manteufel
 CL-4                              (c) Mel Lawrence

  Варианты окраски:

 North Star Mk1  ВВС Канады

 



 

Список источников:

de Agostini. Мировая авиация.  Canadair CL-2, CL-4, CL-5 (С-4/Argonaut/North Star, C-5)
Airliners.net: Canadair CL-2


Уголок неба. 2011 



 

  Реклама: