Bombardier BD-100-1A10 Challenger 300 - средний трансконтинентальный самолет. В отличие от
других моделей, которые являются различными модификациями самолета Challenger
600, Challenger 300 создавался с нуля.
Bombardier Aerospace объявили о разработке Continental Business BD-100 (как он тогда назывался) на
ежегодной конвенции NBAA в Лас-Вегасе в октябре 1998. Официально программа была
запущена 13 июня 1999 г. на парижском авиа шоу (Paris Air Show). 19 ноября 2000 г. была произведена
первая сборка крыла и фюзеляжа. 14 августа 200 1г. прошел первый полет, а
сертификация прошла в конце 2002 г.
Официальный дебют Challenger 300 прошел в главном аэропорту Орландо (Orlando
Executive Airport) 8 сентября 2002 г. во время конференции NBAA (Национальной
бизнес ассоциации США). Работа с клиентами началась в 2003 г.
Бизнес-джет получил известность как
наиболее маневренный, вместительный и надежный самолет деловой авиации. Он
обладает рядом преимуществ: большая крейсерская скорость, экономичный расход
топлива, широкий салон, стильный интерьер, кондиционеры, система управления
вибрацией, спутниковая связь, а также CD/DVD-проигрыватель и система Airshow.
На самолете установлена современная авионика Rockwell Collins Pro
Line 21. Комплект авиационной электроники включает в себя набор датчиков
на панели инструментов, которые дают информацию о работе системы управления
полетом (Electronic Flight Instrumentation System, EFIS) и системы контроля
работы двигателей (Engine In-Flight Condition Monitoring System, EIFCMS). Кроме
того, здесь имеется высокочастотный прибор радиотелеметрии всесторонней
направленности, к которому подключается система обеспечения посадки, система
автопилота, система автоматического измерения расстояний, спутниковая система
навигации и определения местоположения, электронная система предупреждения о
возможном столкновении TCAS II, а также электронный радар слежения за погодными
условиями производства компании Rockwell Collins.
Главная техническая особенность Challenger 300 - это
цельнометаллическое крыло без предкрылка с закрылками с каждой стороны, которое
увеличивает надежность конструкции.
Конструктивно Challenger 300 имеет традиционный цельнометаллический каркас.
Ответственной на изготовление передней части фюзеляжа, включая кокпит и рубку
управления Challenger 300, является компания Canadair (Канада). Крылья
собираются на заводе Mitsubishi Heavy Industries (Япония). Отделение компании
Bombardier Aerospace в Белфасте (Великобритания) занимается производством
центральной части корпуса Challenger 300. Задняя часть самолета собирается в
Тайване (компания AIDC), а Hawker De Havilland в Австралии несет ответственность
за изготовление хвостового оперения и дополнительного оборудования для силовой
установки Challenger 300.
Все перечисленные составляющие компоненты самолета доставляются на фирменный
завод Bombardier Aerospace Learjet в городе Вичита для конечной сборки. Кроме
того, совсем недавно полную сборку самолета начали осуществлять на заводе
Montreal Dorval в Монреале (провинция Квебек, Канада). В ближайшем будущем
планируется, что именно он станет основным пунктом сборки Challenger 300.
Challenger 300 - это не только высокоскоростное средство передвижения, но и
воплощение уникального комфорта и высокого качества. Бизнес-джет
обладает большой крейсерской скоростью - 850 км/ч и экономичным расходом топлива.
Широкий комфортный салон вмещающий 8 пассажиров, позволяет стоять человеку в
полный рост. На борту имеются: система управления вибрацией, кондиционер,
спутниковая связь, CD/DVD проигрыватель, комплект офисного оборудования. Во
время длительных перелетов кресла в салоне трансформируются в полноценные
спальные места. Багажное отделение находится в задней части самолета, и к
нему имеется свободный доступ на протяжении всего времени полета. Для вентиляции
и кондиционирования воздуха в салоне и багажном отделении работает система
климат-контроля производства компании Liebherr Aerospace-Toulouse.
Challenger 300 обладают континентальной дальностью полета на 5471 км с 8
пассажирами на борту. Самолет предоставляет на 39% больше пространства в салоне
и на 20% большую дальность полета, чем другие ведущие самолеты бизнес-класса
среднего размера.
В ноябре 2004 года самолет Challenger 300 поставил мировой рекорд скорости для
воздушных суден своего класса во время осуществления перелета из города Карсбад
(штат Калифорния, США) в Бангор (штат Мэн, США). С двумя пилотами и восемью
пассажирами на борту Challenger 300 пролетел 4365 км за 4 часа 41 минуту на
средней курсовой скорости 921 км/час.
Всего компания Bombardier получила заказы на изготовление около 150 самолетов
Challenger 300, включая 17 суден для своих дочерних компаний Flexjet в Далласе
(США) и Flexjet в Европе (город Хоунслоу, Великобритания), производство которых
осуществляется в рамках совместной координационной программы.