Самолет Convair 990 рассматривался как более скоростная версия 880-й
модели с увеличенной дальностью полета, но возлагавшиеся на него надежды самолет
не оправдал. Причины - серьезные недостатки в аэродинамике и сложность в
эксплуатации. Построили всего 38 самолетов.
Руководство "Convair" приняло решение приступить к реализации программы создания
своего второго реактивного авиалайнера еще до того, как опытный самолет первой
модели совершил первый полет. Новая машина, Convair Model 30, была схожа с
первой машиной, Convair Model 22, ставшей затем Convair 880. Основные отличия -
удлиненный на 3,04 м фюзеляж, что диктовалось требованием повышенной
пассажировместимости для конкуренции с DC-8, Boeing 707 и 720, а также новые
двигатели. Диаметр фюзеляжа остался прежним - в ряду стояло пять кресел, тогда
как у самолетов "Douglas" и "Boeing" их было шесть.
Для Model 30 выбрали двигатели General Electric CJ805-21 - развитие CJ805-3,
установленных на Convair 880. Впрочем, в действительности пришлось ставить
двигатели CJ805-23 - дальнейшее развитие CJ805-21. Улучшенные характеристики
новых двигателей привели к росту максимальной скорости полета, что в свою
очередь привело к возникновению сильной вибрации и увеличению аэродинамического
сопротивления крыла. Специалистам компании "Convair" и агентства НАКА,
предшественника современного НАСА, пришлось разработать так называемые
"скоростные контейнеры", придавшие крылу нового лайнера характерный внешний вид.
Обозначение 990 для наследника 880-й модели кажется очевидным, но на самом деле
все было не так ясно. Говард Хьюз, чей заказ на 880-й означал фактический запуск
программы, требовал, чтобы любое обозначение, выбранное для Model 30, не
принижало ценность 880-й модели. Чтобы угодить эксцентричному Хьюзу, "Convair"
присвоила новой машине обозначение Convair 600 - расчетная крейсерская скорость
самолета как раз составляла 600 миль/ч. Но в 1960 году, когда Хьюз разместил
заказ на новый лайнер, "Convair" присвоила ему обозначение Convair 990.
Официально о Model 30 объявили в 1958 году - стартовый заказ на 25 машин Model
30-5 разместила "American Airlines". На тот момент первые Convair 880 еще не
покинули завод. С другой стороны, турбовентиляторные двигатели Pratt & Whitney
JT3D, предназначавшиеся для Boeing 720, еще не были готовы - необходимо было
срочно выводить 990-ю модель на рынок.
Чтобы ускорить этот процесс, "Convair" решила не строить опытных машин, а сразу
начать серийный выпуск лайнера - первая машина должна была после испытаний сразу
перейти к авиакомпании "American Airlines". В реальности "Pratt & Whitney"
успела закончить двигатель быстрее, чем ожидалось, потому Boeing 720 на два года
опередил своего конкурента с началом эксплуатации.
Первый лайнер Model 30, Model 30-5, который теперь официально назывался Convair
990, был облетан 24 января 1961 года - почти два года спустя после 880-й модели,
за штурвалом находился летчик-испытатель Дон Гермераад. Поставки "American
Airlines" должны были начаться годом позже - планировалось сделать это раньше,
но в ходе летных испытаний выявились различные проблемы, которые требовали
времени на устранение. В частности, пришлось добавить щитки Крюгера на передней
части крыла, укоротить пилоны внешней пары двигателей на 71 см, передвинуть все
двигатели назад на 73,6 см и перепроектировать мотогондолы.
Первый Convair 990 компании "American Airlines" поступил в эксплуатацию только
18 марта 1962 года, но к тому времени первоначальный заказ на них сократился с
25 машин до 20. Ввиду задержки с поставками свой заказ отменил и Говард Хьюз,
что стало сильным ударом по программе.
Второй заказчик Convair 990, компания "Swissair", стала первой, приступившей к
перевозкам на них пассажиров, - ее самолеты приступили к полетам на Дальний
Восток на 9 дней раньше, чем первый полет совершил лайнер компании "American
Airlines". Компания "Swissair" получила лайнеры в варианте Model 30-6,
оптимизированном для полетов на большую дальность, над огромными пространствами
океанов. Авиакомпания "Swissair" первой применила к 990-й модели название "Coronado",
которое затем приняло и большинство других эксплуатантов.
"Swissair" вначале в кооперации с "Scandinavian Airlines System" заказала девять
лайнеров 990-й модели (Model 30-6), но последняя затем вышла из заказа и взяла
два лайнера в лизинг у "Swissair". Лайнер также приобрели индонезийская "Garuda"
(три самолета) и бразильская авиакомпания VARIG, которая взяла на себя заказ на
три Model 30-8, размещенный бразильской компанией REAL - старым партнером "Convair".
"Garrett AiResearch" приобрела один самолет, а костариканская "Aerolineas
Peruanas" заказала две машины, в результате чего общий объем заказов составил
всего 38 машин.
Как и в случае с 880-й моделью, Convair 990 был популярен у экипажей, но имел
низкую топливную экономичность и был слишком дорогим в эксплуатации. Плюс к тому
он имел недостаточную пассажировместимость, что также негативно отразилось на
продажах - большинство 990-х после непродолжительной эксплуатации в компаниях
(первичных получателях) были затем "по дешевке" проданы другим компаниям. Но у
них они также долго не задержались - последним эксплуатантом 990-х стала
испанская чартерная "Spantax", одно время имевшая в парке 14 таких лайнеров и
списавшая последний в 1987 году.
Программа Convair 880/990 потерпела экономическое фиаско. Затраты на разработку
авиалайнера существенно превысили доход от продаж 102 самолетов. Компания "Douglas"
же продала в пять раз больше своих DC-8, a "Boeing" - в 10 раз больше лайнеров
Boeing 707. Convair 990 стал последним аккордом компании в самолетостроении - он
стал последним серийным самолетом "Convair" и последним ее реактивным лайнером.
Высокие финансовые потери от программы побудили руководство корпорации "General
Dynamics", которая владела "Convair", вывести последнюю из авиационного бизнеса
- выпуск самолетов был перенесен на завод корпорации в Форт-Уорт, а предприятие
"Convair" в Сан-Диего, построившее со времен Второй мировой войны более 12000
самолетов, теперь стало субподрядчиком по таким программам как F-111 и F-16.
Интересно, что в 1970-1996 годах, до своего закрытия, подразделение "Convair" в
Сан-Диего строило секции фюзеляжей для DC-10 и MD-11.