Под первоначальным обозначением DC-4, которое быстро было изменено на DC-4E
("E" - экспериментальный), компания "Douglas" спроектировала и построила
прототип нового авиалайнера большой вместимости, который должен был прийти на
смену DC-3. Этот весьма дорогостоящий проект финансировался совместно "Douglas"
и пятью американскими авиакомпаниями (каждая из сторон внесла по 100000
долларов). DC-4E представлял собой низкоплан цельнометаллической конструкции с
большим фюзеляжем почти круглого сечения, с трехкилевым хвостовым оперением и трехопорным шасси, основные опоры которого имели по одному большому колесу и
убирались в крыльевые ниши. Силовая установка включала четыре звездообразных
двигателя R-2180, установленных в крыльевых гондолах.
Прототип совершил первый полет 7 июня 1938 года. К тому времени две авиакомпании
- "Pan American" и TWA - вышли из проекта, а характеристики и стоимость
эксплуатации авиалайнера оказались хуже ожидаемых. В конечном итоге руководство
"Douglas" и оставшихся в проекте трех авиакомпаний - "American
Airliners", "Eastern" и "United"
- решили переориентироваться на создание другого самолета, который был бы менее
сложным и дорогостоящим в производстве и эксплуатации. В результате этого
решения вскоре появилось семейство самолетов DC-4 и C-54, а единственный
прототип DC-4E был чуть позже продан в Японию, где получил обозначение LXD1 и
использовался компанией "Nakajima" в процессе создания тяжелого бомбардировщика
G5N.
Новый DC-4 образца 1939 года был практически другим самолетом: легче
предшественника, с новым крылом большего удлинения, традиционным хвостовым
оперением с одним килем, убирающимся трехопорным шасси со спаренными колесами на
главных стойках. Изначально в состав силовой установки включили четыре двигателя
мощностью по 1000 л. с. (746 кВт).
Проект имел много новшеств, включая герметичную кабину, бустерное управление,
115-вольтовую электрическую систему переменного тока и вспомогательную силовую
установку. Большая сложность, проблемы с двигателями и возрастающее понимание
того, что самолет слишком велик для данного полезного груза, привели к падению
интереса части авиакомпаний-спонсоров. Хотя 5 мая 1939 года был получен
сертификат и компания "United" выполнила некоторые эксплуатационные испытания,
фирма "Douglas" прекратила разработку.
Немедленно была начата переработка конструкции DC-4, который, при полной массе
22680 кг и рассчитанный на 42 пассажира, оказался слегка меньше, чем
первоначальный прототип. Система герметизации кабины, бустерное управление и
вспомогательная силовая установка были удалены, двигатели заменили на
четыре звездообразные двигатели
R-2000-2SD1G Twin Wasp мощностью по 1450 л. с. (1081 кВт)". Шасси было также
изменено: главные колеса убирались вперед, в мотогондолы, а не вбок, в крыло.
Заказ на производство 61 экземпляра DC-4A разместили компании "American
Air Lines", "Eastern", "Pan American" и "United" 26 января 1940 года.
На завершающей стадии выпуска "Douglas" изготовила 79 самолетов DC-4,
предназначенных уже для гражданского рынка, которые вместе с большим количеством
снятых с вооружения C-54 были проданы различным авиакомпаниям и активно
эксплуатировались на дальнемагистральных маршрутах вплоть до появления более
подходящих для этого авиалайнеров.
На базе DC-4 были созданы различные специализированные варианты: 21 самолет с
V-образными двигателями Rolls-Royce Merlin мощностью по 1725 л. с. (1286 кВт),
разработанный монреальской "Canadair" специально для канадских ВВС (под
названием "North Star"); для гражданских эксплуатантов был разработан DC-4M; еще
одним вариантом DC-4 стал Aviation Traders Carvair. Вместимость у различных
модификаций была также различной: базовый вариант был рассчитан на экипаж из 4
человек и 44 пассажира, с достаточно большим шагом между креслами, но некоторые
авиакомпании выполнили более плотную компоновку пассажирского салона - на 86
мест. Вариант же DC-4M был рассчитан на перевозку в салоне эконом-класса 62
пассажиров.
Всего, за исключением военных вариантов, компания Douglas выпустила 79 новых
самолётов DC-4 (DC-4-1009 — пассажирский самолёт с вместимостью до 86 человек, и
грузовой вариант DC-4-1037). Выпуск послевоенной серии продолжался с января 1946
по август 1947 года. Эти самолёты приобретались компаниями National Airlines,
Northwest Airlines и Western Airlines. Зарубежными эксплуатантами машины были, в
частности, KLM Royal Dutch Air Lines, Scandinavian Airlines System, Sabena
Belgian World Airlines, Avianca и South African Airways.
Модификации
: |
|
|
DC-4A
|
первоначальный самолет с
силовой установкой, состоявшей из
четырех звездообразных двигателей Пратт-Уитни R-2000-3.
|
DC-4-1009
|
модель вместимостью до 86-ти
пассажиров. |
DC-4-1037 |
гражданская модель,
предназначенная для грузовых перевозок.
|
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
DC-4-1009 |
Размах крыла, м |
35.81 |
Длина, м |
28.63 |
Высота, м |
8.38 |
Площадь крыла, м2 |
135.60 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
19640 |
нормальная взлетная |
33100 |
Тип двигателя |
4 ПД Pratt Whitney R-2000-7 |
Мощность, л.с. |
4 х 1450 |
Максимальная скорость , км/ч |
450 |
Крейсерская скорость , км/ч |
365 |
Практическая дальность, км |
6839 |
Максимальная скороподъемность, м/мин |
|
Практический потолок, м |
6800 |
Экипаж, чел |
4 |
Полезная нагрузка: |
от 40 до 80 пассажиров, максимально - 86 |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2017
|