Немец французского происхождения Клод Дорнье родился 14 мая 1884-го. После окончания Высшей технической школы в Мюнхене работал инженером на строительстве мостов. В 1910-м
Дорнье начал работать в авиации - на заводе знаменитого дирижаблестроителя Фердинанда Цеппелина, а с 1913-го - в его КБ. С 1915-го он работал самостоятельно в филиале фирмы
Цеппелина и в 1922-м основал собственное предприятие. Дор-нье быстро добился успеха. Один из его самых знаменитых самолетов "Валь" ("Кит") - поднялся в воздух в 1922-м. Хорошо
известный в СССР "Кит" стал основной машиной знаменитого полярного исследователя Амундсена.
Дорнье построил два самых больших для своего времени гидросамолета Do X (1929 г.) и Do
214 (1945 г.), которые одновременно были самыми крупными летательными аппаратами в мире. Во время Второй мировой войны он строил бомбардировщики и истребители.
Через несколько лет после окончания войны Дорнье снова стал строить самолеты. Он и его фирма, расположенная в Испании (1953 г.) заново шаг за шагом прошли путь с самого начала.
Первым стал двухместный учебный Do 25 с поршневым двигателем мощностью 270 л.с., построенный на заводе фирмы
CASA и поднявшийся в воздух в июне 1954-го. За ним последовал его пятиместный вариант - Do 27,
совершивший первый полет год спустя. В серию пошел модифицированный Do 27A, облетанный в октябре 1956-го. За 10 лет построено более
620 таких машин, поставленных в Европу, Африку и на Ближний Восток.
В 1955-м Дорнье переехал в ФРГ и опять организовал фирму. Здесь он построил несколько гражданских самолетов и создал экспериментальные и "бумажные" Do
29, Do 30, Do 31. Фирма участвовала в создании и модернизации
многих летательных аппаратов и среди них - СН-53G, Alpha Jet, F-4 Phantom II, Е-ЗА (AWACS).
Пассажирские самолеты 8-местный Do 28, 13-местный Do 28D и турбовинтовой
Do 128 имели успех на рынке . В 1962-м Клод Дорнье ушел на пенсию и умер
5 декабря 1969-го.
В 1972-м компания, базирующаяся недалеко от Мюнхена, была преобразована в акционерное общество "Dornier GmbH" и продолжала
участвовать в различных военных проектах в качестве младшего партнера, но основной ее продукцией стали гражданские самолеты. Все они -
от Do 25 до Do 228 - являлись постепенным и логическим развитием машины
высокопланной схемы с фюзеляжем прямоугольного сечения. Самолеты выпускались относительно небольшими сериями и поставлялись в основном в Африку.
В 1978-м фирма "Дорнье" начала разработку крыла со сверхкритическим профилем и двойной стреловидностью по передней кромке. В июле следующего года экспериментальный самолет с
фюзеляжем Do 128 и новым крылом ушел в первый полет. Спустя четыре года на базе полученных результатов началась разработка двух
вариантов 15-19 местного Do 228, ставшего развитием предшественника.
Пятнадцатиместный Do 228-100 в окончательной конфигурации поднялся в воздух в марте, а удлиненный 19-местный
Do 228-200 - в мае 1981-го. Он стал первым "серьезным" лайнером фирмы. Do 228 выпускался также
по лицензии в Индии с 1986-го. Всего продано более 250 самолетов.
С 1985-го "Дорнье" разрабатывала 30-местный, еще раз удлиненный, вариант Do 228. Однако в мае 1987-го фирма объявила о разработке
полностью нового самолета той же вместимости с названием Do 328. Он должен был иметь герметизированный фюзеляж круглого сечения,
фирменное крыло с суперкритическим профилем, новые закрылки и увеличенный запас топлива.
В 1989-м германский концерн DASA приобрел фирму "Дорнье" и закрыл этот проект. Другие акционеры (члены семьи Дорнье) резко
возражали против этого и после длительных переговоров с ними работы все-таки продолжились. Первый опытный Do 328 поднялся в воздух в
декабре 1991-го, а первый серийный Do 328-100 - в январе 1993-го. Осенью он получил сертификаты типа по европейским
(JAR) и американским (FAR) правилам.
Первый самолет поставили заказчику из США в октябре 1993-го, выпуск их понемногу продолжается. Известны варианты Do 328-110 с
увеличенным взлетным весом и Do 328-120 с более мощными двигателями. Самолеты для региональных линий работают в сложнейших природных и
коммерческих условиях. Они должны быстро оборачиваться, иметь низкие эксплуатационные расходы, поскольку летают на них пассажиры не богатые. В то же время пассажиры желают иметь
комфорт магистральных реактивных самолетов.
Хотя Do 328 был одним из самых тихих и быстрых турбовинтовых пассажирских самолетов, он опоздал на рынок к тому времени уже
заполненный конкурентами. Миллиард долларов концерн DASA вложил в него не напрасно.
В октябре-ноябре
1993 г. самолет был сертифицирован по
европейским нормам JAR и в США по нормам FAR.
Первый самолет был поставлен
американской авиакомпании "Эр
Энгадиана" в конце октября 1993 г. В 1995 г.
начались поставки улучшенной
модификации 328-120.
На самолете установлен
цифровой комплекс авионики Ханиуэлл "Примус"
2000 с пятью цветными
многофункциональными дисплеями. По
желанию заказчика могут
устанавливаться спутниковая
навигационная система GPS, система
предупреждения столкновений в полете TCAS,
коллиматорный индикатор на лобовом
остеклении и микроволновая система
посадки MLS.
Выпускается серийно с 1992 г. К началу 1997 г.
продано около 100 самолетов (число
зарезервированных заказов-75).