В июне 1996-го американская компания "Фэйрчайлд Эрспейс" купила у DASA ее отделение "Дорнье". Объединенная компания получила
название "Аэрокосмическая корпорация Фэйрчайлд". Когда ее президент Д.Робинсон спросил руководителя проекта Do 328 Р.Биренбаха, не
думал ли он о реактивном варианте, тот показал пачку документов с проработками именно такой машины, отвергнутой прежним руководством компании.
Руководитель "Аэрокосмической корпорации Фэйрчайлд" Карл Алберт хорошо знал, что рынок изменился, и принял революционное решение. Он закрыл проект удлиненного 48-местного
варианта Do 328-200 и сосредоточил все силы на разработке варианта самолета с реактивными двигателями PW306B
на пилонах под крылом - Do 328-300. О начале проектирования лайнера, названного Do.328JET,
объявили в феврале 1997-го. С этого времени самолеты германского отделения перестали именоваться Do, в прессе
их неофициально называют FD.
На самолете усилили крыло из-за более тяжелых моторов, увеличили его хорду на 0,1 м за счет закрылков. Предусмотрена установка устройства реверса тяги. Для полетов в Европе или
регионах, где местные правила делают убыточной эксплуатацию тяжелых лайнеров, предлагается вариант с максимальной взлетной массой менее 15 т. Самолет создан для быстрой
оборачиваемости в аэропортах: пассажиры покидают самолет по встроенному трапу, а с другой стороны уже загружается бортпитание. Для багажа и груза предназначен задний люк.
Подготовка к вылету занимает менее 20 мин., все места для обслуживания самолета наземным персоналом находятся достаточно далеко от трапа и грузовых люков.
Авионика - из интегрированной серии "Примус 2000" фирмы "Ханиуэлл" включает метеолокатор "Примус 880", системы предупреждения об опасном сближении с землей и с самолетами в
воздухе. Возможна установка пилотажного индикатора на уровне головы, что улучшает условия взлета и посадки ночью и в сложных метеоусловиях. Установка реактивных двигателей
увеличила максимальную крейсерскую скорость с 620 до 740 км/ч.
Выкатка 328JET состоялась в декабре 1997-го, а первый полет - в январе следующего года. В сертификационных испытаниях участвовали
четыре самолета, которые налетали 1560 час, в том числе 460 - в перелетах и на различных показах. Всего на самолетах выполнено 950 полетов и 200 циклов наземных испытаний.
Сертификат типа Европейской объединенной администрации по летной годности (JAA) на 328JET
получен в июле 1999-го, как на развитие турбовинтового варианта. Сертификат типа по американским федеральным авиационным правилам FAR-25
получен спустя неделю. К этому времени на самолет поступило 162 заказа и опциона, включая деловой вариант "Энвой 3", общей стоимостью 1,93 млрд долл.
Стоимость программы модернизации Do 328 в 328JET составила менее 100 млн. долл., цена
самолета - около 11 млн. долл.
Стартовым покупателем 328JET стала американская авиакомпания "Скайу-эй Эрлайнс", заказавшая пять самолетов и сделавшая заявку еще
на десять. Первые две машины ей поставлены в августе 1999-го. Третий серийный самолет получила компания "Шелл Петролеум". В сентябре того же года первые
328JET передали европейской авиакомпании "Тиролиэн Джет Сервис" (Австрия). К этому моменту фирма получила 175 заказов и заявок на
328JET и на новый 428JET -
95, общей стоимостью 3,5 млрд. долл. В начале ноября китайская авиакомпания "Хайнань Эрлайнс" получила свой первый 328JET из
девятнадцати. В декабре самолет появился и на Таити в авиакомпании "Ванэйр", которая стала девятым эксплуатантом 328JET
В 1999-м "Фэйрчайлд Эрспейс" получила заказов на 178 самолетов, включая 78 328JET, 40 428JET
и 60 проектируемых 728JET Это составило треть от 543 заказов в мире на региональные реактивные пассажирские лайнеры с
количеством мест менее 100. Авиакомпания "Люфтганза" заказала 60 728JET, а "Атлантик Коуст Эрлайнс" - 80
328JET/ 428JET, которая стала стартовым заказчиком для 428JET
По сложившейся в мире традиции на базе 328JET создали деловой вариант, получивший собственное имя "Энвой 3" ("Посланник"). Он может
перевозить 10 пассажиров на расстояние 4400 км со скоростью 740 км/ч. Его цена около 13 млн долл. Первый "Посланник 3" поставлен американской компании "Джонсон Контроле
Инкорпорейтед" в феврале 2000-го.
После начала летных испытаний 328JET в мае 1998-го "Фэйрчайлд Эрспейс" приступила совместно с израильской корпорацией
IAI к разработке его 42/ 44-местного удлиненного варианта. Новый самолет с двигателями PW308 и
увеличенной на 30% площадью крыла назвали 428JET Его первый полет запланировали на 2001-й, завершение сертификации и поставка - на
2002-й. Предполагаемая цена самолета -12,5 млн. долл.
Пара 328JET/428JET могла бы предоставить эксплуатантам преимущества в ремонте и обслуживании, обучении летного и наземного
персонала. В 2000-м на авиасалоне "Фарнборо-2000" "Фэйрчайлд Эрспейс" продала более 150 428JET. И совершенно неожиданно уже в августе
компания сообщила о прекращении программы и перенацеливании средств на другие проекты. Это объясняли изменением ситуации на рынке.
И действительно, в Фарнборо прилетел "свеженький" 40-местный Embraer ERJ-140. Впрочем об этом конкуренте все знали уже давно.
328JET пока остается единственным в мире серийно строящимся 32-местным пассажирским реактивным самолетом. Он летает в США, Европе, Африке, на Ближнем
Востоке и АТР. А в ноябре прошедшего года открылось представительство "Фэйрчайлд Эрспейс" в Китае.
Успешный старт реактивного первенца проложил дорогу новому проекту компании. В 1998-м она представила планы создания совершенно новой семьи 50/70/ 90-местных региональных
самолетов 528JET/728JET/928JET с двигателями CF34-8D.