Уголок неба ¦ Embraer EMB-500 Phenom 100E

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
    


 
главная современная авиация самолеты мал
   EMB-500 Phenom 100E
       
Разработчик: Embraer
Страна: Бразилия
Первый полет: 2014
Тип: Административный самолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


B классе легких бизнес-джетов так называемого начального уровня, который пребывал на грани вымирания последние лет шесть, наконец показываются первые признаки жизни. "Большая тройка" производителей легких реактивных самолетов - Textron Aviation, Embraer и HondaJet - готовится к светлому будущему, предлагая рынку очень разные модели со схожим ценником на уровне 4,5 млн долл.

Таким образом, конкуренция в этом сегменте поднялась до предела, ведь новые модели в своей ценовой категории соперничают не только друг с другом, но и - опосредованно - с сотнями легких бизнес-джетов на вторичном рынке, у которых и дальность побольше, и скорость повыше, и салоны попросторнее.

И все же у Embraer вполне получилось создать уютную нишу для своего Phenom 100 - самое большое поперечное сечение фюзеляжа, лучший показатель топливной эффективности и самая низкая цена в сравнимой комплектации обеспечивают ощутимые преимущества.

Новейшая итерация этой модели, Phenom 100E, - это самолеты с серийным номером 325 и выше. Чтобы повысить привлекательность ВС в глазах потенциальных клиентов, производитель внедрил ряд нововведений, в том числе многофункциональные спойлеры, 11 стандартных схем дизайна интерьера, древесный шпон в отделке мебели и ряд дополнительных опций. Кроме того, в кабине устанавливается самая современная версия интегрированного комплекса Embraer Prodigy на основе авионики Garmin G1000 и обновленная версия программного обеспечения для системы электродистанционного управления.

Особенность бизнес-джетов "начального уровня" в том, что они создаются с ориентацией на владельца-пилота. Однако конструкторы Phenom 100 позаботились и о пассажирах. Снаружи он производит впечатление солидной машины за счет высоко поднятого фюзеляжа и двери-трансформера, превращающейся в трап. Из всех самолетов этого класса такой трап есть только у снятого с производства Premier IA. Размеры поперечного сечения фюзеляжа приближаются к Premier I, так что и внутри ощущение пространства соответствуют, скорее, бизнес-джетам класса midsize. Более того, овальный в сечении фюзеляж выигрывает по сравнению с круглым, поскольку обеспечивает больше места на уровне плеч сидящих пассажиров (заодно снижая индуктивное сопротивление). Крыло полностью расположено под фюзеляжем и не урезает место в салоне.

Самые большие иллюминаторы в легком классе (среди находящихся в производстве моделей) заполняют салон естественным светом, визуально расширяя пространство. Два окна имеются даже в туалете.

Примечательно, что несмотря на маленький размер Phenom 100E унаследовал надежность своих старших собратьев - коммерческих авиалайнеров. В том числе расчетный ресурс 35000 циклов, периодичность плановых проверок 600 ч и упрощенный доступ к ключевым узлам и агрегатам для технического персонала в соответствии с требованиями MSG-3 (Maintenance Steering Group - координационный совет по техническому обслуживанию, выносящий рекомендации по периодичности ТО, эксплуатационной безопасности и другим вопросам. Этот процесс - обязательная составляющая программ коммерческих авиалайнеров.) Например, один техник со стандартным набором инструментов может поменять лобовое стекло примерно за два часа.

Консервативный подход Embraer проявился в изготовлении планера и практически всех элементов силового набора из традиционных сверхпрочных алюминиевых сплавов. Применение композитов ограничено вспомогательными конструкциями: углеволоконными управляющими поверхностями, некоторыми лонжеронами, обтекателями, негерметизированными лючками и т. д. Тем не менее использование алюминия не помешало конструкторам усовершенствовать аэродинамику самолета. Компания инвестировала немалые средства в производственное оборудование с цифровым управлением (фрезеровальное, штамповочное и т. д.), что позволило изготавливать крупные компоненты со сложными профилями - важная составляющая борьбы с индуктивным сопротивлением. Кроме того, благодаря автоматизации производства (например, роботизированным клепальным машинам) временные затраты на выпуск самолетов существенно сократились. Результат - Phenom 100E может похвастаться как обтекаемыми формами, так и относительно низкими трудозатратами по сравнению с "одноклассниками".

Компоненты Phenom 100 изготавливаются в Ботукату, а затем транспортируются в Гавиан-Пейшоту, где осуществляется финальная сборка. Здесь же расположен новый испытательный комплекс.

У Phenom 100 крыло оригинальной конструкции, в его потоке обтекания вплоть до максимальной эксплуатационной скорости 0,7М нигде не возникает локального превышения скорости звука, поэтому сопротивление при переходе на максимальную скорость растет относительно незаметно. Крыло также отличается прекрасными характеристиками при полете на малых скоростях, особенно при выпущенных шасси.

Однако Т-образная конфигурация хвостового оперения имеет одну особенность: при критическом угле атаки горизонтальное оперение может стать неэффективным из-за аэродинамического затенения, особенно при задней центровке. В случае сваливания это может привести к недостаточному отрицательному тангажу. Поэтому Phenom 100, как и Embraer Brasilia, и Xingu, и региональный EMB145, оборудован автоматом отдачи штурвала, который срабатывает ровно в тот момент, когда крыло достигает максимального коэффициента подъемной силы, чтобы обеспечить выход из сваливания.

Конструкторы Embraer утверждают, что автомат отдачи штурвала обеспечивает более устойчивую и последовательную защиту от сваливания, чем стабилизаторы с обратным поперечным V на некоторых легких бизнес-джетах.

Большая часть самолетных систем просты и проверены временем. Управляющие поверхности имеют механический привод, стабилизатор фиксирован в одном положении над килем. Триммеры с электроприводом установлены на левом элероне, руле направления и обоих рулях высоты. Закрылки - также с электроприводом - синхронизированы посредством электрического управления, без механических приспособлений.

Управление спойлерами осуществляется посредством простого переключателя "Выпустить/Убрать", расположенного на консоли между пилотскими креслами. В полете спойлеры могут быть выпущены при скорости выше 188 узлов, если РУД отклонены менее чем на 39°. Ниже этой скорости и при более высоких значениях тяги спойлеры убираются автоматически. На земле же они автоматически выпускаются при касании и убираются через 30 с.

Чтобы ускорить процесс сертификации модернизированной версии, производитель решил не подтверждать эффективность спойлеров для гашения скорости при пробеге. Для этого потребовалось бы провести ряд испытаний, что привело бы к потере времени и удорожанию самолета.

Система многофункциональных спойлеров доступна в качестве доработки для более ранней версии самолета, цена вопроса - от 100 до 200 тыс. долл., 45 дней простоя самолета и 800–900 трудо-часов.

Все топливо содержится в крыльевых баках, куда поступает через заправочные горловины на крыле. Для выравнивания уровня топлива между правым и левым баком имеется топливный клапан.

Герметизация осуществляется автоматически через FMS, можно вручную ввести возвышение аэродрома. Для кондиционирования используется отобранный от двигателей теплый воздух, который отводится по двум каналам, за счет чего температуру воздуха в салоне и кабине можно регулировать отдельно. За охлаждение отвечает кондиционер с испарительным циклом.

В освещении - внутреннем и внешнем - используются в основном долговечные светодиоды. Исключение - посадочные огни и единственная галогеновая лампа накаливания, освещающая переднюю кромку левого крыла для обнаружения обледенения. Защита от обледенения осуществляется как отобранным от двигателей воздухом, так и электрическим подогревом (остекления, трубок Пито и других датчиков), ту же функцию выполняет пневмошины на горизонтальном стабилизаторе и кромках крыла.

Так же как его старшие собратья-авиалайнеры, Phenom 100 создавался исходя из четкой концепции салона. Это проявляется в немаловажных деталях. Так, размеры входной двери 137 х 64 см - самые большие в классе. В качестве опции можно заказать светодиодную подсветку ступеней. По правому борту самолета, над крылом, расположен аварийный выход. Размеры уже упомянутых иллюминаторов (по три по каждому борту плюс еще пара в туалете) - 36 х 30 см.

Салон Phenom 100E объемом 8 м3 шире, выше и в целом просторнее, чем у Cessna Citation M2. Он также несколько шире, чем у HondaJet, однако у японского конкурента салон длиннее более чем на 30 см. Что касается багажа, то в общей сложности под него отведено 1,75 м3, включая внешний багажный отсек, вмещающий помимо чемоданов четыре пары лыж, а также гардероб в передней части салона, объемом 0,17 м3. Правда, если установить напротив входа опционное кресло (боком к остальным), то места для гардероба почти не останется, а вес пустого самолета увеличится на 3 кг. В качестве опции также можно поставить небольшой буфет - плюс 13 кг веса, минус гардероб. Во внешнем отсеке в носовой части удобно хранить кожухи, заглушки, водило и багаж экипажа.

Наиболее распространенный вариант конфигурации салона - клубная секция из четырех кресел с раскладными столами справа и слева. Многие покупатели выбирают кресла "премиум", которые обладают большей свободой наклона спинки и движения вбок и вокруг своей оси, а также убираемыми подлокотниками и ящиками для хранения в основании. Они добавят 40 кг к весу пустого. Надо сказать, что новые кресла ощутимо удобнее, чем стандартный вариант. Столы надежны и радуют глаз качественной отделкой. Правда, в разложенном виде часть стола вдоль бортика занята крышкой отсека, куда он убирается. На каждую пару кресел приходится по одной розетке, расположенной в подлокотнике. Но и тут есть недостаток: при использовании розетки крышка отсека остается открытой, поэтому пользоваться подлокотником по назначению не получится.

Биотуалет при желании можно превратить в дополнительное место для пассажира (сохранив при этом его функциональность как туалета), что, опять же, увеличит вес. Можно, напротив, добавить укромности, заменив стандартную занавеску солидной перегородкой. Что касается обслуживания, то оно производится внутри самолета путем замены съемного бака.

В стандартное оборудование салона входит XM-спутниковый радиоприемник и канал связи, позволяющий пассажирам быть в курсе того, что происходит в кабине. Аудиосистема, CD/MP3-плеер, гнезда для устройств и центр управления освещением, температурой в салоне и аудио предлагаются в качестве опции.

Таким образом, одна из самых сложных задач для покупателей Phenom 100E - не увлечься количеством опций и контролировать вес дополнительного оборудования. По данным Embraer, большинство клиентов нагружают самолет опциями, добавляющими от 72 до 108 кг к весу пустого самолета. С такой экипировкой полезная нагрузка при полных баках сокращается до 165–200 кг вместо заявленных производителем 273 кг в стандартной компоновке. Помимо веса, опции добавляют от 480 тыс. до 520 тыс. долл. к каталожной стоимости самолета.

С 2017 года компания Embraer начала выпуск модели с уменьшенным взлетным весом  - Phenom 100EV Evolution. Двигатели Pratt & Whitney Canada PW617F1-E, которые были модифицированы, позволяют развивать максимальную крейсерскую скорость 750 км/ч, что на 30 км/ч больше, чем у предыдущей версии. Также бизнес-джет улучшил характеристики, касающиеся высокотемпературных и высокогорных взлетов и посадок. Время, которое самолет тратит на набор высоты в двенадцать с половиной километров, уменьшилось до 25 минут, и это на 8 минут меньше, чем у предыдущей версии. Дальность полета не изменилась – она по-прежнему составляет 2182 километра.






 ЛТХ:
Модификация   Phenom 100EV
Размах крыла, м   12.30
Длина самолета, м   12.82
Высота самолета, м   4.35
Площадь крыла,м2  
Масса, кг  
  пустого самолета   3275
  максимальная взлетная   4800
Тип двигателя   2 ТРДД Pratt & Whitney Canada PW 617F1-E
Тяга, кН   2 х 7.70
Максимальная скорость, км/ч   805
Крейсерская скорость, км/ч   752
Практическая дальность, км   2182
Практический потолок, м   12500
Экипаж, чел   1-2
Полезная нагрузка   5(7) пассажиров


 Доп. информация :


 Фотографии:

 Phenom 100E     (c) Adant Frédéric
 Phenom 100EV     (c) PeachAir
 Phenom 100E    (c) Joshua Ruppert
 Пассажирский салон  Phenom 100E (c) Embraer
 Кабина пилотов  Phenom 100E  (c) Mehdi Nazarinia

 



 

Список источников:

Ato.ru. Фред Джордж. Embraer Phenom 100E: чемпион среди юниоров
Aviav.ru. Embraer Phenom 100EV
Executive.embraer.com. Phenom 100EV


Уголок неба. 2019 



 

  Реклама: