Самолеты Fokker F100 и F70 стали удачными наследниками популярных авиалайнеров серии
F28. Однако их голландская фирма-производитель не смогла снизить издержки
производства, что в итоге и привело ее к банкротству. Так закончилась история
самолетов Fokker.
В конце 1970-х годов фирма "Fokker" разрабатывала новый проект для замены
авиалайнера F28 Fellowship. Очевидным первым шагом стало удлинение 100-местного
самолета до размеров 130-местного авиалайнера Super F28. Планировалось
предложить такой самолет покупателям к 1984 году. В те времена на
западноевропейских авиалиниях еще не было малых реактивных самолетов, и "Fokker" решила вывести на рынок большие машины. Проект Super F28 стал 150-мест-ным
лайнером F29, хотя конструкция этого самолета еще оставалась неясной. В какой-то
момент "Fokker" собиралась использовать секции фюзеляжа Boeing 737. Затем она
объединила усилия с фирмой "McDonnell Douglas" в проекте MDF 100, но этот проект
был прикрыт в конце 1980-х годов. Фирме оставалось только одно - вернуться к
своему проверенному проекту F28.
В ноябре 1983 года "Fokker" сообщила, что разрабатывает 100-местную версию F28.
Этот самолет был начат как проект Fokker 100 (F100) наряду с турбовинтовым
самолетом Fokker 50 (доработанной версией F27 Friendship). Поставки F100
стоимостью 14,9 млн долларов могли начаться в 1987 году. "Fokker" прогнозировала
рынок для 750 таких самолетов.
В новой машине использовался фюзеляж F28, удлиненный на 5,51 м, в котором теперь
могли поместиться 107 пассажиров. F100 получил также новое удлиненное крыло,
измененное остекление кабины и турбовентиляторные двигатели Rolls-Royce Тау.
Ранние версии оснащали двигателями Тау 650-15 мощностью 61,60 кН, но позже их
заменили на двигатели Тау 650-15 мощностью 67,19 кН.
Для изготовления составляющих "Fokker" стала сотрудничать с другими европейскими
фирмами. Фирма "Daimler Aerospace Airbus" из Германии собирала среднюю и
хвостовую секции фюзеляжа, "Short Brothers" из Северной Ирландии поставляла
крыло, "Dowty" делала носовую опору шасси. Американской фирме "Northrop Grumman" заказали композитные гондолы двигателей и реверсеры тяги, а фирме "Menasco" -
основные опоры шасси.
Первым покупателем нового лайнера в июле 1984 года стала авиакомпания
"Swissair", заказавшая восемь самолетов для замены DC-9. Затем "Fokker" почти
год терпеливо ждала заказы от других авиакомпаний. Наконец в мае 1985 года
авиакомпания KLM заказала 10 самолетов. К выпуску версии с более мощными
двигателями приступили в августе 1985 года после получения важного заказа от
авиакомпании "American Airlines". Американцы первоначально заказали всего 10
машин, но позже увеличили заказ до 75 самолетов.
По требованиям заказчиков "Fokker" внесла ряд изменений в серийные авиалайнеры.
Самолеты оборудовали кабинами Collins EFIS с шестью панелями остекления и
системой управления полетом фирмы "Honeywell", а эксплуатационную массу машины
увеличили. Необходимость параллельно строить прототипы самолетов двух совершенно
новых проектов вызвала задержку выхода F100 на испытания. Он впервые взлетел
только 30 ноября 1986 года, а сертификацию перенесли на осень 1987-го.
Второй прототип F100 взлетел 25 февраля 1987 года. Самолет прошел 1100-часовую
программу летных испытаний и 27 ноября был сертифицирован властями Голландии.
Авиакомпания "Swissair" получила первый серийный самолет 9 февраля 1988-го. 3
апреля он стал летать на линии Цюрих - Вена. Первый F100 с форсированными
двигателями взлетел 8 июля. С его появлением в феврале 1989 года поступил заказ
на 75 самолетов от авиакомпании "American Airlines". Более энерговооруженный
F100 сертифицировали 30 мая 1989 года. 1 июля первый самолет получила компания
"USAir" (позднее переименованная в "US Airways"), решившая приобрести 40 F100.