Учитывая успех лайнера F27 Friendship, было ясно, что фирма "Fokker" выпустит
его обновленную модификацию. В 1983 году, в 25-ю годовщину эксплуатации F27, "Fokker"
обнародовала некоторые данные по проекту Fokker 50 (F50). F50, названный так
из-за количества пассажирских мест, схож по размерам и конфигурации с проектом
F27. Он получил двигатели Pratt 8;Whitney PW120 с шестилопастными винтами, новые
гидроприводы шасси и закрылков и полностью обновленную кабину с оборудованием
фирмы "Honeywell Electronic". На законцовках крыла появились маленькие
отклоненные вверх поверхности, названные фоккле-тами. Но пассажирам не
понравились уменьшенные в размерах иллюминаторы.
Первыми двумя прототипами стали модифицированные лайнеры F27. В официальных
документах фирмы "Fokker" и некоторых сертификатах регистрации проект F50
называют F27-050. 28 декабря 1985 года лайнер впервые взлетел с заводского
аэродрома в Скипхоле. Первый серийный экземпляр F50 вышел на испытания 13
февраля 1987 года. Первые заказы на этот лайнер разместили австралийская
авиакомпания "Ansett Transport Industries" и немецкая региональная авиакомпания
DLT. 7 августа 1987 года начались поставки компании DLT, которая совершила на
F50 первый коммерческий рейс. В марте 1992 года DLT переименовали в "Lufthansa
CityLine". Эта компания стала самым крупным покупателем F50.
Базовая модель Fokker 50 Series 100 с двигателями PW125B в зависимости от
количества пассажирских кресел, число которых варьировалось с 46 до 68,
подразделялась на две версии - Fokker 50-100 (четыре двери в салоне) и Fokker
50-120 (три двери). С 1993 года фирма "Fokker" начала поставлять модель F50
Series 300. Эту версию с двигателями PW127B для жаркого и высотного климата
первой заказала компания "Avianca". Она предлагалась в моделях F50-300 и
F50-320. "Fokker" также рассматривала вариант Fokker 50 Series 400 с салоном на
68 мест и увеличенным на 2,40 м фюзеляжем.
В 1993 году концерн "Daimler-Benz Aerospace" (DASA) приобрел 51% активов фирмы "Fokker",
испытывавшей финансовые затруднения. Были приняты срочные меры для снижения
себестоимости продукции, и к 1995 году штат фирмы сократили вдвое. Но это не
помогло. В январе 1996 года DASA вывел свои инвестиции, а в марте "Fokker"
объявили банкротом. Постройка лайнеров Fokker 50/60 и других самолетов этой
фирмы (Fokker 70 и 100) прекратилась. Фирма "Rekkof Aircraft" приобрела права на
турбовинтовые самолеты Fokker, но пока она планировала возобновить серийный
выпуск только модели F100 в виде XF100.
Хотя лайнер F50 очень похож на своего предшественника, в его конструкцию внесены
существенные изменения. Использование композиционных материалов, снижение массы
и новые эффективные двигатели обеспечили самолету высокую экономичность, что
привлекало авиаперевозчиков, в частности-компанию "Malaysia Airlines".
Самолет оснащен цифровым
комплексом авионики EDZ-806 производства
американской фирмы "Ханиуэлл" с
четырьмя цветными дисплеями для вывода
пилотажно-навигационной информации. На
приборной панели предусмотрено место
для размещения цветного дисплея
цифровой системы предупреждения об
отказах самолетных систем и силовой
установки. Имеется встроенная система
диагностики оборудования. Установлены 2
ТВД Pratt & Whitney Canada
PW125B (мощность 2500 л.с.) или PW127B (мощность 2750
л.с.). Диаметр шестилопастных воздушных винтов - 3,66 м. Выпускался
серийно в 1987-1996 гг.
Всего выпустили 215 экземпляров Fokker 50 всех типов. Основными их покупателями
были авиакомпании "Air UK" (9), "Ansett" (12), "Austrian Airlines" (8), "Avianca"
(10), "DLT/Lufthansa CityLine" (34), "KLM Cityhopper" (10), "Maersk Air" (8), "Malaysia
Airlines" (11), "Philippine Airlines" (10) и "SAS Commuter" (22). Хотя часть
больших региональных авиакомпаний уже списала свои F50, этот турбовинтовой
самолет все еще летает во многих мелких компаниях. В 2010 году фирма "KLM
Cityhopper" завершила списание этих самолетов. Теперь больше всего их осталось у
компании "VLM Airlines".