Cудя по тому, какими темпами идет восстановление спроса в сегменте
large-cabin по сравнению с остальными, принцип очевиден: чем больше, тем лучше.
Портфель заказов на Gulfstream G650 более чем в 200 единиц - убедительное
доказательство тому. Вполне в духе этого принципа развивается дебют новой
программы Dassault - самого большого из семейства Falcon самолета 5X за 45 млн
долл. Это самая большая сенсация ежегодного салона бизнес-авиации NBAA-2013.
Ранее проходивший под кодовым названием SMS, новейший член семейства Falcon
получил наиболее широкое поперечное сечение фюзеляжа в своем классе, то есть
чуть пошире, чем у флагмана Gulfstream - G650. Однако салон значительно короче,
поскольку, если выдерживать дальность 5200 морских миль (при скорости 0,8М), с
размерами салона больше не размахнешься. Причем если лететь с нормальной
крейсерской скоростью 0,85М, то дальность сократится до 4750 морских миль.
5X - первый за последнее десятилетие Falcon, созданный с чистого листа. У него
мало общего с 7X, который поступил в эксплуатацию в 2007 г.: новый фюзеляж,
новое крыло, новый турбовентиляторный двигатель Silvercrest от Safran Snecma,
новый функционал цифровой системы управления полетом (именно так сотрудники
Dassault предпочитают именовать ЭДСУ).
Несмотря на сравнения с G650, новый Falcon задуман как прямой конкурент самолета
Gulfstream G450 (с дальностью 4200 морских миль, но уже далеко не нового) и
Bombardier Global 5000 (с дальностью 5400 морских миль, но очень прожорливого).
Неоспоримые преимущества 5Х - существенно меньший вес пустого, улучшенная
аэродинамика и новые двигатели, топливная эффективность которых на 10–15% выше,
чем у конкурентов, - позволят ему обойти обоих соперников по параметру топливной
эффективности на треть. Dassault утверждает, что прямые операционные расходы 5X
будут на 30% ниже, чем у G450, и на 35% ниже, чем у Global 5000.
Надо сказать, что 5X не был изначально ни таким большим, ни таким дальнобойным,
каким его увидела общественность. Когда конструкторы Dassault приступили к
проектным изысканиям программы SMS в 2006 г., намерение производителя состояло в
том, чтобы составить конкуренцию тогдашним лидерам продаж: Bombardier Challenger
300, Gulfstream G250 (ныне G280) и Embraer Legacy 600. Однако в результате
финансового кризиса спрос на самолеты средней и меньшей размерности рухнул.
Впрочем, рынок бизнес-джетов класса large-cabin начал оправляться весьма быстро,
уже в 2009 г., поэтому конструкторы Dassault вернулись к своим мониторам с ПО
CATIA и изменили SMS до неузнаваемости. Он стал самым большим и самым
технологически совершенным в семействе Falcon и наверняка послужит базой для
новых моделей, все более вместительных и дальнобойных. Так что весьма вероятно,
что до европейского салона деловой авиации EBACE-2014 мы станем свидетелями
новых анонсов о пополнении в славном семействе.
Круглый в сечении фюзеляж 5X в диаметре на 20 см больше, чем все предыдущие
модели Falcon. Поэтому несмотря на то что длина салона на 13 см короче, чем у
7Х, его объем на 14% больше, при этом салон на 10 см выше, а пол на 25 см шире.
Салон, длиной 770 см, разделен на три зоны: клубная секция в передней зоне,
конференционная группировка из четырех кресел в средней и изолированное
помещение в задней, где разместятся на ночлег шестеро пассажиров на
раскладывающихся в плоские кровати креслах.
В прозрачной перегородке у хвостового салона установлены электрохромные стекла,
которые затемняются с помощью нажатия кнопки
Некоторые пикантные детали оттеняют дизайн салона. Подлокотники кресел и
конструкция сиденья и спинки напоминают кокон, поэтому пассажир чувствует себя
так, словно занимает пространство, предназначенное исключительно и специально
для него. Здесь есть встроенные гнезда для индивидуальных мониторов, Wi-Fi
обеспечивает возможность использовать iPad или iPhone в качестве устройств
управления системой развлечений на борту.
Давление в салоне на эшелоне FL410 будет на уровне 1190 м над уровнем моря, на
эшелоне FL510 - 1830 м.
Стандартная компоновка предусматривает три салона, в центральном расположена
клубная секция из четырех кресел
Клиенты Dassault сказали, что хотели бы больше рассеянного света в салоне.
Поэтому в 5X будет 28 иллюминаторов, самых больших из когда-либо украшавших
самолеты Falcon. Они на 1 дюйм (2,5 см) выше, чем на 7X, и если рассчитывать
единицу площади окна на кубометр салона, то она окажется такой же, как и у 16
широких иллюминаторов в G650.
Багажный отсек объемом 4,4 м3 в задней части фюзеляжа будет доступен на всех
этапах полета. В хвосте будет еще один багажник, негерметизированный.
У каждого пассажира есть свое персональное пространство со шкафчиком у борта
самолета, индивидуальный зарядник для электронных устройств и управляющая панель
с сенсорным экраном. Для пояснений вместо надписей применены пиктограммы
Планер и системы Falcon 5X не воплощают каких-то радикальных технологий, поэтому
первые эксплуатанты вряд ли столкнутся с какими-либо "детскими болезнями".
Основная часть планера будет производиться из алюминиевых сплавов, композиты
будут использоваться в производстве хвостового оперения, обтекателей, мотогондол
и других вспомогательных конструкций.
Разработанное с чистого листа крыло площадью 72 м2 впервые (у Dassault)
сконструировано изначально с сопряженными законцовками (винглетами). Оно
отличается прямой передней кромкой, довольно скромной стреловидностью (33°), и
его аэродинамическое качество на 5–10% лучше, чем у 7X. Фирменный крестообразный
хвост Falcon остался, но плоскости стабилизатора не опущены вниз.
Форма носовой части также прорисована заново, включая остекление кабины, площадь
которого на 32% больше, чем у Falcon 7X, что существенно улучшает обзор во время
взлета, захода на посадку и посадки. Позаботились конструкторы и о комфорте
пилотов: кабина более просторна, больше пространства до потолка и за креслами,
так что любое из них можно откинуть на 130° для короткой релаксации. За правым
креслом находится откидное сиденье для третьего члена экипажа.
Системы самолета подверглись пересмотру и модернизации. 5X станет первым из
Falcon, у которого будет основная электрическая система переменного тока с
стартерами-генераторами переменной частоты 115 В, что исключает необходимость
отдельного воздушного или электрического стартера. Основных гидросистем будет
две, каждая с подсистемой и электрической насосной станцией для обеспечения
резервирования приводов управляющих поверхностей. Система, которая останется
практически без изменений - топливная - будет включать два бака с системой
наддува и подкачивающие насосы с двойным резервированием.
Разработанная Dassault цифровая система управления (ЭДСУ) основана на
архитектуре Falcon 7X, но будет интегрировать больше функций, в том числе и
первые на бизнес-джете флапероны, которые сочетают функции закрылка, спойлера и
тормозного щитка в одной поверхности. Боковые ручки управления справа и слева
передают сигнал на три основных и три резервных компьютера. Хотя основные
управляющие поверхности будут приводиться в действие гидравлическими приводами,
закрылки - в отличие от 7Х - будут полностью электрическими.
Семейство Falcon знаменито своей высокой топливной эффективностью, и 5Х не
станет исключением. Ни одному другому бизнес-джету класса large-cabin не удастся
выжать столько миль из литра горючего на аналогичных рейсах, кроме разве что
других самолетов Dassault - Falcon 2000S и 2000LXS. Одна из причин - крейсерская
скорость 5X составляет 0,80М, что по нынешним меркам относительно неспешно. Хотя
другие производители "разгоняют" свои самолеты до 0,85–0,90М, сокращая самые
длительные перелеты на час и более, рыночные исследования Dassault показали, что
давнишние (и наиболее лояльные) эксплуатанты самолетов Falcon ценят комфорт
салона, дальность полета и цену больше, чем скорость.
С восемью пассажирами на борту на скорости 0,80М Falcon 5X перелетит из Лондона
в Токио, из Пекина в Миннеаполис, из Нью-Йорка в Тель Авив за 11,5 ч. На
скорости 0,85М долететь из Лондона в Хьюстон, из Детройта в Москву или из
Сан-Паулу в Лиссабон можно будет за 10 ч.
Dassault стремится сделать 5X самым надежным и самым простым в обслуживании
самолетом из когда-либо построенных знаменитой французской фирмой. Плановое
обслуживание будет производиться каждые 800 ч налета (или каждые 12 месяцев).
Производитель намеревается предложить индивидуальные программы обслуживания.
Более того, Dassault разрабатывает новую бортовую систему мониторинга и контроля,
которая будет отслеживать более 10 тыс. параметров, - в чем-то схожую с теми
оранжевыми "ящиками", которые используются во время проведения летных испытаний.
При этом показатели работоспособности систем будут передаваться производителю в
режиме реального времени. Заводская гарантия будут покрывать большее количество
гарантийных случаев, чем раньше.
Поскольку 5X - не очередной дериват, а основательно проработанная новая модель,
он представляет собой базу для разработки новых моделей Falcon большей
вместимости и с большей дальностью, которые составят прямую конкуренцию новейшим
самолетам, разрабатываемым Bombardier и Gulfstream. Так что это не только
последняя (да и не последняя!) модель Dassault, это очередной после 7Х
эпохальный этап в истории компании, возможно, конец трехмоторной эры и начало
новой линейки двухмоторных самолетов класса large-cabin с характерными большими
иллюминаторами. И эти самолеты будут все более комфортабельны, все более
технически совершенны и экономичны.
В начале декабря 2015 года на заводе Dassault в Бордо-Мериньяк выполнены первые
пробежки и скоростное руление Falcon 5X. Таким образом, французский
производитель пытается оптимизировать график программы летных испытаний, который
был скорректирован в конце октября. Изначально Falcon 5X должен был
выполнить первый полет в конце сентября. Новая дата будет обнародована чуть
позже. В самой же Snecma также утверждают, что нынешняя задержка никак не
повлияет на целостность программы. Сейчас на двигателе выполнено более 3200
часов наземных испытаний (за шесть месяцев), в том числе 310 летных тестов на
летающей лаборатории Gulfstream II. И все же сертификация нового двигателя
запланирована лишь на середину 2016 года.
Falcon 5X был анонсирован на NBAA-2013 в Лас-Вегасе и стал одним из самых
ожидаемых среди новых моделей бизнес-джетов. Самолет, стоимостью $ 45 млн. и
способный перевозить до 16 пассажиров, долгое время оставался под завесой тайны.
По слухам, французам даже пришлось приостановить проект в результате кризиса
2008 года и произвести ревизию программы. В результате бизнес-джет вырос в
размере и перешел в более высокий класс (сейчас его конкурентами являются G450 и
Global 5000).