Опытный образец Dassault Falcon 7x совершил свой первый полет в мае 2005 года
и в этом же году был представлен публике на авиашоу в Ле Бурже. Falcon 7X -
флагман модельного ряда компании Dassault Aviation, представляющих новое
поколение бизнес-джетов. Его преимущество - сочетание дальности и скорости с
беспрецедентной экономичностью.
Это первый самолет, разработанный и построенный Dassault в рамках концепции
производства Product Lifecycle Management, когда весь лайнер проектируется в
виртуальной среде. Компания использовала специальное программное обеспечение для
разработки виртуальной модели самолета, его дизайна, строительства, сборки,
тестирования и технического обслуживания.
Принципиальным отличием Falcon 7X от других бизнес-джетов является скоростное
крыло на 30% превосходящее по эффективности аналоги. Dassault Aviation, опираясь
на опыт в разработке боевых самолетов, создала уникальный профиль для крыла
своего нового бизнес-джета. Самолет обладает крылом большого удлинения с углом
стреловидности 34° на внутренней секции и уменьшающимся до 30° на внешней
секции. Площадь крыла увеличена на 40% по сравнению с самолетами Falcon 900.
Именно это крыло позволяет 7X летать на скорости М= 0,85- 0,87 и разгоняться до
М= 0,9 без большой потери в дальности. Максимальная дальность полета достигает
11 020 км, что обеспечивает перелет из Москвы в Лос-Анджелес за 13 ч при
скорости М=0,8.
Резервы мощности и дополнительная подъемная сила крыла самолета Falcon
позволяют ему совершать взлет и набор высоты с высокогорных аэропортов -
особенно в условиях высокой температуры, когда воздух более разрежен. Это дает
возможность самолетам Falcon взлетать с большей массой топлива, поэтому они
могут совершать более продолжительные полеты при вылете из этих высокогорных
аэропортов - весьма значительное преимущество для путешествующих деловых людей.
Вертикальный стабилизатор Falcon 7X легче и прочнее и на 20% больше по
размеру, чем у Falcon 900EX.
Самолёт оснащён тремя двигателями Pratt & Whitney Canada PW307A, что
позволяет что позволяет эксплуатировать самолет в уловиях высоких температур и
высокогорной местности. Эти двигатели гарантируют надёжность и минимальные
эксплуатационные затраты. Их ресурс составляет 7 200 часов налёта - это примерно
14 лет эксплуатации. Двигатели оснащены цифровой системой управления FADEC, а
также системой контроля вибрации Vibro Meter SA.Honeywell Aerospace разработала
ВСУ GTCP 36-150F2M для Falcon 7X. В системе электроснабжения самолета
используется генератор Goodrich. Топливная эффективность Falcon 7X на 15% -30%
выше, чем у других самолетов подобного класса.
Самолет оснащен шасси производства Messier-Dowty, приводимым в действие
гидравликой Parker и оборудованным тормозами с ABSC
Принципиально новая форма остекления кабины пилотов Falcon 7X позволила
снизить аэродинамический шум.
Вместимость Falcon 7X составляет 19 пассажиров и 3 члена экипажа, базовые
компоновки рассчитаны на комфортное размещение 10-12 человек. Ширина салона,
2.64 м - такая же, как у Falcon 900EX, однако она значительно длиннее - 11.91 м.
Дизайн салона ориентирован на комфорт пассажиров с расчетом на 13-часовой
беспосадочный перелет. Пространство салона разделено на рабочую зону и место для
отдыха. Самолет оборудован климатической системой, поддерживающей постоянную
температуру и влажность по всей длине салона, и системой звукоизоляции, которая
снижает шумы и вибрации до минимума. В носовой части бизнес-джета находится
просторная кухня, зона отдыха экипажа и туалет. Хвостовая часть салона вмещает
еще один туалет для пассажиров, гардеробную и багажное отделение, доступное во
время полета. Falcon 7X оснащен современным оборудованием, необходимым
пассажирам во время полета: спутниковой связью, Интернетом, DVD- и
CD-проигрывателями, LCD-мониторами и системой Airshow.
Из других технических новинок - электродистанционная система управления
самолетом, впервые использованная на машине деловой авиации (если, конечно, не
брать в расчет переделанный из среднемагистрального лайнера корпоративный Airbus
ACJ).
Использование технологии Dassault / Honeywell EASy позволяет уменьшить
нагрузку на пилотов, позволяя им сосредоточиться на выполнении полета. Кабина
экипажа Falcon 7X EASy основана на комплексе авионики Honeywell Primus Epic II.
Информация отображается на четырех плоских ЖК-дисплеях высокого разрешения с
активной матрицей (AMLCD) размерами 13 ? 10 дюймов, а также на лобовом стекле.
Комплекс авионики включает в себя двойную отказоустойчивую автоматическую
систему управления полетом, двойную инерциальную навигационную систему, двойные
датчики воздушных данных, двойную 24-канальную GPS-систему, погодный радар Primus 880 с обнаружением турбулентности, EGPWS, радиовысотомер и
интегрированную цифровую систему радиосвязи.
В качестве опции доступна 7-канальная система спутниковой связи (SATCOM)
MCS-7000. Система оснащена антенной EMS Technologies AMT-50 с высоким
коэффициентом усиления.
По данным компании, возможность заранее просчитать все возможные нестыковки,
которые могли бы проявиться при производстве самолета, позволила собрать первый
борт 7X в течение семи месяцев, что практически в два раза быстрее, чем могло бы
потребоваться при традиционном подходе к изготовлению первого образца новой
машины.
Список поставщиков компонентов самолета включает в себя: EADS CASA
(горизонтальные стабилизаторы), Latecoere (хвостовая часть фюзеляжа), Socata
(обтекатели), Sonaca (предкрылки) и Stork-Fokker (управляющие поверхности задней
части крыла). Aircelle и Aermacchi отвечают за поставку гондол двигателей и
устройств реверса тяги. Saint Gobain Sully поставляет остекление кабины.
В изготовлении самолета задействованы все производственные объекты Dassault.
Верхние и нижние панели крыла изготавливаются на Dassault в Seclin, передняя
часть фюзеляжа - в Argenteuil, сборка фюзеляжа происходит в Биаррице. Крыло
собирается в Martignas близ Бордо. Окончательная сборка производится на Dassault
Bordeaux Merignac.
26 сентября 2006 года
программа 7Х получила мощный толчок вперед - "NetJets Europe" заказала
24 самолета на сумму 1,1 млрд долларов. 27 апреля 2007 года самолет
сертифицировали по нормам летной годности Европы и США, первый самолет
заказчик получил 14 июня 2007 года. Первый серийный самолет собирали на
заводе "Dassault" в Литтл-Роке, штат Арканзас, а в 2007 году машина
выполнила беспосадочный перелет в Париж для участия в авиасалоне.
На момент сертификации
компания имела заказы на постройку 165 самолетов Falcon 7X. 8 мая 2009
года налет самого "старого" 7X достиг 1000 часов.
В 2009 году Falcon 7X был назван лучшим бизнес-самолетом.
Так же среди достижений 7X
значится получение в феврале 2009 года допуска на посадку с крутым
снижением в аэропорту Лондон-Сити. Годом позже компания разрешила 80
подготовленным летчикам выполнение рейсов из Тетерборо, штат Нью-Джерси,
в Лондон-Сити и обратно без промежуточной заправки топливом. "Dassault"
продолжает наращивать мощности по сборке 7X, в 2010 году ожидались
поставки первых самолетов азиатским заказчикам - сначала из Индии, затем
из Китая.